Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего.
Петровские преобразования в силу различных причин оказались, к сожалению, не лишенными ряда противоречий, среди которых есть и такие, коих можно было, наверное, не допустить.
Одно из основных и неразрешимых противоречий состояло в том, что Петр, по мнению историков, надеялся грозою власти вызвать, пробудить самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, "хотел, - по словам О.В. Ключевского, - чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Однако, совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешимая".
Противоречивые действия Петра при проведении реформ нанесли немалый ущерб стране и ее народу.
Известно, что Петр в своей практике широко использовал методы жесткого администрирования. А это неизбежно вело к правительственному вмешательству в экономику, мелочной регламентации, придирчивому надзору. Такая практика нередко отпугивала желающих заняться предпринимательским делом, ослабляла предприимчивость людей.
Эпоха Петра стала временем формирования всесторонне развитой бюрократической машины России, которая наряду со стимулирующим воздействием на экономику принесла и немало негативного. Один из современных историков Е.В. Анисимов, не без основания подметил, что Петро запустил своего рода "вечный двигатель бюрократии", цель которого состояла в упрочении бюрократической власти самой по себе, достигаемой вне зависимости от того, какой властелин был на троне - умный или глупый, деловой или бездеятельный.
А вот что писал А.И. Герцен по этому поводу: "Один из самых печальных результатов Петровского переворота - это развитие чиновнического сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме "служения", ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующие в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых".
Своего рода вершины бюрократическое творчество Петра достигло в создании полиции. По регламенту (уставу) полиции, утвержденному царем в 1721г., полиция - это организация всепроникающая, "всевидящая" и "всеслышащая", во все вникающая, "душа гражданства".
Это был и манифест, и своего рода "поэзия" бюрократии за которой скрывалась грязная и жестокая проза полицейского режима. Одной из конкретных полицейских акций было введение паспортной системы, которая с той поры, хотя и с перерывами, существует в нашем обществе. Ничего, на первый взгляд, предосудительного в такой системе нет, однако ее последствия были весьма негативны.
Без паспорта ни один крестьянин или горожанин не имели права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима (утеря, просрочка, уход за пределы территории, разрешенной для посещения) автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.
Конечно, государственные структуры сыграли определенную положительную роль в хозяйственном развитии страны. Без их воздействия, видимо, был бы невозможен тот резкий экономический скачок, который совершила Россия в начале XVIII столетия.
В то же время нельзя забывать и того, что бюрократизация экономики нанесла немалый ущерб стране. Петровская эпоха оказалась, например, подлинным лихолетьем в истории некоторых отрядов русского купечества.
Историки свидетельствуют о том, что в первой четверти XVIII века произошло разорение наиболее состоятельной группы купечества - Гостинной Сотни. И вообще во время Петра I многие русские купцы находились в бедственном положении. Их трудности определялись общей неустойчивостью, зависимостью от политических решений и капризов администрации.
Бюрократическое регулирование промышленности не могло создать ей здоровой основы. Под влиянием государственной власти целые отрасли народного хозяйства перешли почти исключительно на применение труда крепостных, что, естественно, не способствовало капиталистическому развитию страны, формированию российской буржуазии.
Существовала еще одна помеха успешному развитию промышленности. При бесправии внизу и произволе наверху многие люди не пускали в оборот свои сбережения. Крестьянин и рядовые промышленные люди нередко прятали их в землю. А кто был побогаче и поумнее- отправляли деньги в лондонские, венецианские и амстердамские банки.
Очень противоречивое влияние оказывала на судьбы предпринимательства система доносительства и огромный "фискальный" пресс, созданный Петром. Донос был превращен в официальное оружие руководства и контроля жизни общества, в том числе и хозяйственной. Доноситель- "фискал" - стал главным агентом государственного контроля за всем и вся, и его очень чтили власти.
Что же касается налогообложения, то оно достигло своего рода совершенства. Изобретались все новые и новые налоги, которые, как из худого решета, сыпались на головы российских плательщиков.
Проводя реформы, Петр столкнулся с широким распространением в российском обществе, в том числе и среди предпринимателей, воровства и хищений. Он жестоко боролся с этим антиобщественным явлением, используя при этом методы нередко - варварские: пытки, публичные наказания, ссылки, расстрелы и т.п.
Говоря о Петровских реформах, нельзя обойти вопрос о той цене, которую заплатил русский народ за эти реформы. По этому вопросу существуют различные мнения, подсчеты, оценки.
Известный в нашей стране в 20-е годы историк М. Покровский писал что" революция" Петра страшно понизила благосостояние широких масс народа и привела к колоссальному увеличению смертности и уменьшению населения почти на 20%. И действительно, велики были людские потери в период Петровских преобразований, обусловленные войнами со Швецией и Турцией, трудностями освоения новых территорий, "дикостью" тогдашнего предпринимательства.
В.О. Ключевский писал, что "едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем полегло рабочих в Петербурге и Кронштадте. Петр называл столицу парадизом, но она стала великим кладбищем для народа .2
Колоссальных средств требовала новая столица - Петербург. Вся страна работала на ее сооружение. Только в 1712 г. строительные работы потребовали 40 тыс. новых работников, содержание каждого из которых в месяц обходилось в один рубль. Со всех губерний было взыскано на строительные нужды более 120 тыс. руб., не считая 22 тыс. на выделку кирпича, 30,7 тыс. на строительство судов и т.п.
И все же было бы неправильным завершать рассказ о Петровских преобразованиях выпячиванием их негативных последствий.
Как бы там ни было, но никогда до этого русский народ не совершал такого подвига, какой был совершен под руководством Петра I. Это было историческое движение в жизни народной, стремление покончить с обществом варварским и усвоить начало общества цивилизованного.
В результате военных побед и экономических достижений Россия стала великой европейской державой, а с 22 октября 1721г. официально провозглашались империей, представлявшей собой могучее и огромное государство мира.
2. Государственная политика по отношению к предпринимательству
Первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Петр поощрял всякую фабричную и заводскую предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева фабрик и заводов освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Это называлось "чинить капиталом вспоможение".
Для охраны прав заводчиков устанавливались претительные пошлины. Предпринимателям была предоставлена возможность осуществлять суд над фабричными служащими и рабочими. Указом от 18 января 1721 года им было дано дворянское право приобретать для своих фабрик и заводов деревни, т.е. земли, заселенные крепостными крестьянами.
Крупнейшим предпринимателем в петровскую эпоху, как и ранее, оставалось государство, сконцентрировавшее все свое внимание на создании отраслей, обслуживавших интересы вооруженных сил государства. В дополнение к крупнейшим металлургическим предприятиям, построенным во второй половине XVII века в Тульско-Каширском, Московском и Олонецком районах и принадлежавшим русским и иностранным предпринимателям, в 20-е годы было сооружено крупнейшее для своего времени железоделательное и металлообрабатывающее предприятие в Екатеринбурге (основан в 1723 году). Оно представляло собой мощный промышленный комплекс, состоящий из разных цехов, производивших сталь, жесть, проволоку и т.п.
Казенные уральские заводы начала XVIII века не уступали западноевропейским ни по технической оснащенности, ни тем более по объемам производства. Если ежегодная выплавка чугуна на английских предприятиях в начале 20-х годов составляла немногим больше 17 тыс. пудов (272т), то на уральских -51,5 тыс. пудов (824т).т.е. в три раза больше. А всего за период с 1700 по 1725 годы выплавка чугуна в стране увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов (12800т) в год.
На Адмиралтейской верфи с 1706 по 1725 год было спущено на воду 59 крупных судов и свыше 200 мелких. Все они составили основу Балтийского флота. В Петербурге был построен Арсенал, изготовлявший разнообразное вооружение для армии и флота.