ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
1. Налоги в экономической системе общества
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить или как от них уходить.
Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имело решительное влияние." [Цитировано по: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли - М., 1996, С. 126] Он отмечал, что именно налоговые и финансовые неурядицы, неискусное собирание денег с народа подавали повод к восстаниям, революциям и иным общественным потрясениям.
2. Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.
В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими достатком. В то время была заложена основа декларирования доходов. Граждане делали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении каждые 5 лет, на основании чего избранные чиновники, которые назывались "цензорами", определяли суммы налога (ценз). Римские граждане, проживающие в колониях и провинциях Римской империи платили как государственные, так и коммунальные (местные) налоги. В случае победоносной войны налоги снижались.
1.2.3. Византия до VII в.
Существовал 21 вид прямых налогов:
· поземельный,
· подушная подать,
· налоги на оснащение армии,
· налог на рекрутов (заплатившие освобождались от воинской повинности),
· пошлина на продажу товаров (10-12%).
Чрезмерное налоговое бремя в Византии привело к ослаблению мощи государства.
1.2.4. Древняя Русь.
Основным источником княжеской казны в IX в. была дань - сначала нерегулярный, а затем все более систематичный прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда княжеские дружины сами ездили за нею в подвластные племена.
Косвенное налогообложение выражалось в форме торговых и судебных пошлин:
· "мыт" - за провоз товаров, через горные заставы,
· "перевоз" - за перевоз через реку,
· "гостиная" - за право иметь склады,
· "торговая" - за право устраивать рынки,
· "вес" - за взвешивание товаров,
· "мера" - за измерение товаров,
· "вира" - за убийство,
· "продажа" - за преступление.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Сначала он собирался уполномоченными хана "баскаками", а затем самими русскими князьями. Помимо "выхода" существовала повинность "ям" - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам и содержать послов Орды.
Уплата "выхода" была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего началось создание финансовой системы России.
1.2.5. Россия.
Повышение акцизов на соль (с 5 до 20 коп. за пуд) в 1646 г. вызвало ряд соляных бунтов. После чего началось упорядочение финансовой системы России. В 1655 г. царь Алексей Михайлович создал Счетный приказ, функцией которого являлась проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволяло довольно точно определять бюджет государства.
Петр I учредил особую должность "прибыльщиков", обязанность которых "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать новые источники доходов казны. Вводились все новые налоги: гербовой сбор, подушный сбор с извозчиков, налог с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажа съестного, найма домов, вводились налоги на бороды и усы. В тоже время было ослаблено бремя подушного налога.
3. Налоги в макроэкономической теории
В области налогов все давно испробовано. Особенно много проектов внедрения новых налогов с прожектерством благотворного воздействия налогов на практику было предложено в XVII-XVIII вв. в Англии.
3.1. Экономисты классической школы.
Ученые-классики считали, что конкурентная экономическая система обладает автоматическими механизмами, которые способны обеспечить стабильное развитие экономики. Налоги играли лишь роль источников дохода бюджета государства, а полемика велась вокруг справедливости их взимания и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью задач государства таких как обеспечение функционирования конкурентного рынка и гарантии устойчивости покупательной способности денег.
У. Петти английский экономист в "Трактате о налогах и сборах" (1662) ставил вопрос - как оценить те богатства, которые подлежат налогообложению?
Т. Гоббс в трактате "Левиафан" (1652) указывал, что налоги являются ценой за которую покупается общественный мир. Для существования людей, представляющих государственную власть, члены общества образуют общий фонд - государственную казну, или "фиск" (от латинского "фискус" - казна).
Ш. Монтескье - французский писатель (1689-1755) указывал, что ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть, следует брать у подданных и какую часть оставлять им. В этих вопросах могут быть решения двоякого рода: "Доходы государства надо измерять не тем, что народ может давать, а тем, что он должен давать... Но если народу оставить лишь то, что нужно в обрез для поддержания жизни, то малейшая диспропорция приведет к самым пагубным явлениям."
При установлении налога государство должно "соразмерять свое богатство с богатством отдельных лиц". Ш. Монтескье ставил вопрос: "Начнет ли государство обогащать себя посредством разорения своих подданных или оно подождет, пока достигшие материального благосостояния подданные обогатят его?"
Д. Юм - английский экономист и философ в своем эссе "О налогах" (1752) размышлял так: когда установлены налоги на потребление, то рабочие должны урезать свои потребности, либо потребовать увеличения оплаты своего труда - и тогда бремя налогов ляжет на богатых. Но если налоги умеренные и вводятся постепенно. Рабочие начинают работать больше и лучше, а их жизненный уровень остается прежним без надбавок к заработной плате. Эта ситуация ведет к общему экономическому росту страны. На основе этой идеи в XVIII веке сформировалась теория "фискального договора" (Ж. Ж. Руссо) или концепция "обмена услугами между государством и гражданами", которая утверждала, что налог есть участие отдельных лиц в жизни общества, как целого.
В XIX в. налог стали рассматривать как инструмент перераспределения общественного богатства:
· более сильные плечи должны нести более тяжелое бремя,
· совсем слабосильных следует освободить от бремени налогов,
· немощных нужно поддерживать за счет собираемых налогов.
А. Смит считал, что платить налоги может лишь тот, кто имеет доход.
Основные три источника, которым соответствовал вид дохода:
· земля, - рента,
· капитал, - прибыль,
· труд, - оплата труда.
Все другие виды доходов (например, артистов, писателей и т.п.) - вторичны и образуются от трех названных доходов.
Это явление было описано в XVIII в. и связано с введением нового налога. Установление государством налога на прибыль того или иного производителя, вызывает переложение его на потребителей продукции данного производителя, путем включения данного налога в цену. Часто переложение бывает многоступенчатым, до тех пор пока данный налог не доходит до розничной цены и не уплачивается потребителем конечной продукции. (Примеры, от добытчика железной руды до покупателя металлической посуды, установление налога крупные универмаги в Пруссии в XIX в., введение налога на предметы роскоши, введение налога на хлеб и пиво в целях стимулирования труда рабочих.)
Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Теоретический взгляд на налоги начал формироваться относительно недавно, ставя такие вопросы: