Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.
Динамика макроэкономических показателей в январе 2000 г. - умеренный рост потребительских цен, увеличение производства многих видов товаров и услуг, относительно стабильное финансовое положение предприятий - в целом свидетельствовала о преобладании в российской экономике позитивных тенденций.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала дальнейшему расширению экспортоориентированных производств. Продолжилось развитие импортозамещающих отраслей. Рост промышленного производства привел к увеличению услуг транспорта. Сохранилась позитивная динамика показателей производственной деятельности в строительстве.
Значительный прирост наличных денег на руках у населения в декабре 1999 г. расширил возможности покупок товаров домашними хозяйствами в январе т.г., несмотря на снижение реальных доходов населения в этом месяце. Оборот розничной торговли возрос в январе 2000 г. по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 6,5%.
Позитивное влияние на состояние совокупного спроса в экономике оказала динамика инвестиций в основной капитал. Их объем увеличился в январе т.г. по сравнению с январем 1999 г. на 4,5%. Инвестиционная активность определялась в первую очередь сохранением относительно стабильного финансового положением предприятий. Продолжившийся рост производства в машиностроении и промышленности строительных материалов свидетельствовал о растущем спросе на инвестиционную продукцию.
По характеру экономических процессов и условий их осуществления 1999 год принципиально отличался от предшествующих лет. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, но и период формирования новых экономических реалий.
С одной стороны, вследствие девальвации рубля резко повысилась внешняя и внутренняя конкурентоспособность российской промышленности. Наряду с благоприятной внешнеторговой конъюнктурой это привело к значительному улучшению финансовых результатов функционирования экономики. С другой стороны, объявленный в августе 1998 года дефолт по внутреннему долгу разрушил зарождающееся доверие к экономической политике и доверие между партнерами во всех сферах экономики, подорвал кредитный рейтинг страны, что создало большие сложности в обслуживании внешнего долга и еще больше затормозило формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Одним из основных результатов проводимой денежно-кредитной политики является резкое снижение инфляции — до 36,5%, что более чем в два раза ниже уровня 1998 года и почти полностью соответствует объявленным в начале прошлого года целям. Это значительно меньше, чем было предусмотрено совместным заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России в середине июля 1999 года, когда называлась цифра 50%.
Наиболее существенное влияние на формирование инфляционных процессов оказывают эмиссионные операции Банка России в пользу федерального бюджета. Так, в 1999 году этот фактор на 90% определял динамику и уровень инфляции.
Банк России при проведении денежной политики в течение прошедшего года учитывал появление признаков экономического роста и стремился поддержать эту тенденцию монетарными методами в той мере, в какой это не создавало угрозы роста инфляции. Характерной особенностью первой половины года стали рост спроса на деньги и увеличение доли денежных расчетов в общей массе платежей, связанные прежде всего с оживлением производства и ростом доходов предприятий. В целом за первое полугодие Банк России обеспечил рост денежного предложения на 26,6% — на два процентных пункта больше роста инфляции за тот же период. При этом депозиты предприятий в рублях возросли в реальном выражении на 16%. Таким образом, динамика денежной массы, с одной стороны, служила якорем инфляции, а с другой — серьезно поддерживала растущую экономическую динамику. Важно также отметить, что уровень процентных ставок в экономике в течение первого полугодия оставался стабильным и к концу периода ощутимо снизился, отражая уменьшение инфляционных ожиданий.
Наиболее остро проблема избыточной ликвидности встала в конце первого полугодия, а затем вновь в четвертом квартале. В эти периоды среднедневные остатки на корсчетах превышали 40—50 млрд. рублей, а в декабре достигли 60—70 млрд. рублей. Банку России пришлось увеличить сроки депозитных операций для связывания избыточной ликвидности, ввести депозитные аукционы, предназначенные в первую очередь для абсорбирования свободных рублевых средств региональных банков, принять решение о возобновлении использования облигаций Банка России. Такие же меры Банк России применяет в настоящее время для снижения давления на курс рубля.
Учитывая ограниченность инструментов нейтрализации избыточной ликвидности, можно с большой долей уверенности предположить, что эта проблема сохранится и в 2000 году. Поэтому Банк России должен будет акцентировать внимание на развитии методов денежно-кредитного регулирования, включая практику ежедневного управления ликвидностью банковской системы с учетом спросообразующих факторов, в том числе сезонного характера. При этом главной задачей является не изъятие временно свободных средств банков, а их использование в реальном секторе.
На рынке государственных ценных бумаг в прошлом году Министерство финансов Российской Федерации не осуществляло масштабных эмиссий новых рыночных гособлигаций, проводя в полном объеме лишь погашение и обслуживание обращающихся ГКО—ОФЗ и ОГСЗ. Ожидается, что такой же будет схема работы Минфина России и в 2000 году.