8.2. Вероятностная революция не может не затронуть всего существа философии и науки. И в них осуществляется переход к принципиально новому вероятностному типу познания мира. Задача исключительная по сложности и важности. Современный переход к вероятностным представлениям в начальной стадии. Есть много частных примеров его существования и прогрессивности, но обобщить картину довольно сложно. Нужна теория этого перехода.
8.3. В различных типах культур вероятностная концепция поведет себя по-разному. В одном случае она может быть воспринята органично и стать основанием бурного прогресса. В другом - отвергнута как неприемлемая. Пока трудно конкретно определить особенности отношения к ней во всех типах культур. Нужны дополнительные исследования. От того, как будут восприняты вероятностные идеи, зависит во многом судьба культур. Закаты цивилизаций связаны, главным образом, с имманентными причинами. Лидерство современных культур также определяется тем, насколько они в состоянии адаптировать новые тенденции и способны ли к дальнейшему прогрессу. Основным является отношение к вероятностному типу сознания.
8.4. Для понимания перехода важен исторический анализ. Нужно изучить динамику типов сознания и концепций общественного развития с точки зрения становления их новой принципиальной версии. Как переходы протекают? Как они отражаются на личности, на функционировании различных общественных групп и государств? Сколько времени требуется для перехода к новой концепции? Каковы возможные альтернативы? Вопросов много. Они имеют смысл как для понимания динамики типов сознания в прошлом, так и для осмысления особенностей перехода к вероятностному типу сознания.
8.5. Вероятностная революция имеет более благоприятные шансы для развития в тех социально-экономических и культурных условиях, которые не исповедуют жесткого нормативного давления на деятельность людей. Это не вызывает сомнений. Индустриальная цивилизация в демократических странах имеет шансы на благополучный переход к новой концепции. Ситуация уникальна. Ранее смена концепций общественного времени вела к замене лидера. В данном случае, лидер общественного развития может сохраниться. Естественно, произойдут большие изменения. Усвоить вероятностные взгляды - это единственный шанс сохранить лидерство определенной культуре и выйти из пограничной ситуации в целом.
8.6. Смена концепций общественного времени всегда идет в огне и опасности. Формирование новых представлений по этому вопросу - реакция на глубокий кризис. В современном обществе это выражено очень ярко. Трудно представить себе более глубокий кризис, чем тот, который человечество породило во второй половине ХХ века. Вид “человек разумный” должен действительно либо перейти на более разумную стадию, либо погибнуть. Выбор нужно делать оперативно: никто не может сказать, каков запас времени.
9. Проблемы глобального характера, порожденные одним этапом, успешно разрешались только на более высоком уровне. Это характерно как для общества в целом, так и для отдельных его подсистем. Например, в современной науке противоречия между ростом ее параметров как системы и ростом научного знания разрешимы лишь в рамках вероятностного образа науки. Он основан на новом техническом уровне и новой системе отношений в научной деятельности. Изменения технико-информационной сферы и образа науки тесно связаны. Сами по себе они не проходят, и анализировать их без учета взаимной связи неразумно. На общем уровне происходят аналогичные процессы.
10. Интересен вопрос о скорости формирования концепций общественного времени. Если рассматривать культуры в историческом аспекте, то видно, что начальный этап, связанный с формированием новой концепции, хронологически очень незначителен относительно времени ее существования. Создается впечатление, что концепция рождается в законченном виде. Причина подобных представлений - в несоответствии периодов интенсивного и экстенсивного существования и слабой изученности начальных стадий.
11. Как будет протекать становление вероятностной концепции развития общественного времени, сказать трудно. Ее теоретическая разработка задача выполнимая. Но насколько она будет эффективной для реализации потенциала концепции, сказать трудно. Отчасти это поможет выяснить анализ роли рефлексии в периоды становления концепций общественного времени в прошлом.
Если зарождение и первоначальное развитие всех существовавших ранее концепций общественного развития и типов сознания необходимо реконструировать или изучать на примере отставших народов, то вероятностная концепция на переднем крае развития. Она бурно формируется со второй половины ХХ века и подобна вспышке сверх новой звезды. Философия и обществоведение имеют замечательный шанс выйти на принципиально новый уровень познания и оказать большую услугу обществу. Его нельзя упускать, тем более, что от степени осознания процесса смены концепций зависит его практическая реализация. Трудно найти более важную и интересную тему исследований.
12. Мы считаем, что прогресс культуры зависит от адекватности концепции общественного времени, лежащей в ее основе, тем идеалам, которые наиболее прогрессивны на данном этапе развития человечества. Каждое время имеет свои приоритеты. Степень соответствия им выдвигает лидеров социо-культурного развития.
13. Потенциальные возможности концепции общественного времени могут длительное время находиться в скрытом состоянии и проявляться лишь при строго определенных обстоятельствах. Так было с линейной концепцией. Ее преимущества раскрывались постепенно. Решительный перелом произошел начиная с эпохи Возрождения. Ощутимые результаты он дал позже. Аналогично, недостатки этой концепции проявились не сразу. Если анализировать концепции общественного времени на уровне XV - XVI веков, то по конкретным результатам сложно сказать, какая из них более прогрессивна. Наличие фактора “Х” привело к тому, что линейные взгляды европейцев оказались наиболее продвинутыми.
Если сравнивать вероятностные и линейные концепции на современном этапе, то сложно, исходя только из сугубо практических результатов, определить какие более разумны. Если учесть перспективы и причины появления вероятностной концепции, то ясно, что она дает выход из пограничной ситуации.
14. Переход к вероятностным представлениям в современном обществе не является чем-то заранее предопределенным. Он может и не реализоваться. Как пойдет конкретное развитие, сказать нет возможности. Нужно бороться за разумное будущее. Необходима активная позиция. Для автора это выражается прежде всего в осмыслении ситуации. Без фундаментальной теоретической базы переход будет затруднителен.
Список литературы
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. сочинений. т.23.
2. Алгоритмизация анализа данных социально-экономических исследований. Новосибирск. Наука. 1982.
3. Алешин А.И., Аршинов В.И., Величковский Б.М., Городецкий Б.Ю. Философско-методологические проблемы специальных наук - Вопросы философии, 1988, 6, с. 48 - 67.
4. Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки - Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32.
5. Анализ нечисловой информации в социологических исследования. М. Наука. 1985. 223 с.
6. Антипов Г.А., Донских О.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии - В сб. Проблемы рефлексии. Новосибирск. Наука. 1987. с. 176 - 196.
7. Аршинов В.И., Климонтович Ю.Л., Сачков Ю.В. Послесловие. - В кн. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. Прогресс. 1986. с. 408 - 423.
8. Афанасьев Ю. Воспитание истиной - Комсомольская правда. 1987, 1 сентября.
9. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М. Наука. 1984. 345 с.
10. Барг М.А. Эпохи и идеи. М. Мысль. 1987. 348 с.
11. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М. Финансы и статистика. 1985. 295 с.
12. Бахманьяр аль-Азербайджани. О некоторых основоположениях философии Ибн-Сины. - Вопросы философии, 1980, 5.
13. Башляр Г. Новый рационализм. М. Прогресс. 1987. 376 с.
14. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Невосполнимый ресурс. М. Наука. 1986. 176 с.