Смекни!
smekni.com

Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационный процесс в России. (стр. 5 из 6)

всего 1.2%; самозанятых, не использующих наемный труд фермеров, ремесленников и торговцев – 1.1%;

менеджеров–бизнесменов и совладельцев – 1.4%;

полупредпринимателей и сочетающих личный бизнес с наемным трудом – 5.2%;

менеджеров без доли в капитале – 2.0%;

наемных работников – 88.6%.

Для сравнения: в Венгрии и Чехии менеджментом и бизнесом занято 17–19 %% причем профессионально, а во многих странах Европы, Северной Америки и стран АТС– до 1 / 4 всего населения.

Особый нерационалистический тип мышления:

Существуют шесть отличий западного (преимущественно протестантского) и восточного (православно–мусульманского) отношения к хозяйственной деятельности (ментальности).

1. Для протестанта личный доход служит критерием его трудолюбия, практичности поведения Заботы о семье, основой для уважения со стороны окружающих.

Для СНГ – по традиции "не в деньгах счастье", православные подвижники и мусульманские дервиши отрицала значимость материальных благ (в протестантской традиции им нет аналогов). Хотя "новые русские " не следуют этим традициям, богатый сосед в большинстве стран СНГ вызывает подозрительность и зависть, но не желание изучить и повторить его опыт. Лозунг: от трудов праведных не наживешь палат каменных; не обманешь – не продашь; – это оценка купечества русскими поговорками.

2. Рационализм – как этическая норма поведения, основан на примате индивидуальности, субъективной оценки полезности, личном выборе предпочтений и свободе их реализации – Т.Е. НА СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИЧНОСТИ. На этом основана теория рационных ожиданий, по которой можно прогнозировать поведение человека в конкретных ситуациях согласно его интересам.

Для СНГ – личность – прежде всего член семьи, клана, рода, общины, артели, гражданин государства и т.д. и не получила своего правового определения.

Социальный человек свободен лишь в рамках выбора, сделанного сообществом, к которому он принадлежит, а следовательно, его традиций и приоритетов. Тот, кто высовывается, т.е. проявляет ненужную инициативу с точки зрения большинства (например в бизнесе, а агросекторе) рискует нарваться не только неприязнь, но и прямое противодействие.

3. Западный стиль предпринимательства (а также и американцев, и японцев, и европейцев) предполагает постоянное сопоставление затрат и результатов, личной выгоды и затрат на достижение, высокую пунктуальность и бережливость. Это базис теории предельной полезности.

В СНГ – размытость территории расселения, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земель – уменьшали необходимость подобных сопоставлений. Нужна была "одна победа на всех", скромный облик протестантских церквей контрастирует с роскошью золотых куполов, пышными одеждами церковнослужителей, золотыми окладами, пышностью убранства жилищ правителей, помпезностью приемов и внешним блеском. На больших просторах никогда точность не была в почете, а к потере имущества, людей относились – "бог дал – бог взял".

4. Постоянные набеги завоевателей, засухи и другие стихийные бедствия не располагали к долгосрочному планированию, которое в крови у западных бизнесменов.

В СНГ – менталитет не одобряет возмездные отношения между людьми согласно протестантской этике. Коран прямо запрещает ростовщичество, но обязывает помогать неимущим. В СНГ неприемлемо, когда каждый платит сам за себя, распространена идеология "хашара" – коллективная помощь соседу в постройке дома. Символом доброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского – бескорыстного аскета, призывавшего народ к единству, в США – мемориал миллиардеров Рокфеллеров, подаренный ими Нью–Йорку.

Народы СНГ не отличались особой дисциплиной, законопослушнотью, руководствуясь не буквой закона, а внутренним сознанием, традициями, общественным мнением. Понятие частной собственности никогда не имело того значения, что на Западе, т.к. Верховный собственник – БОГ, а не его грешные чада.

Другими словами предпринимательская этика в СНГ существенно отличается от западной, протестантской. Хотя коммерческая деятельность (кроме ссуд под %% – коран) не возбраняется, безмерное накопление богатства не приветствуется, а КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ОБЩИННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТАВЯТСЯ ВЫШЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, духовные ценности ставятся выше всех материальных, а взаимопомощь и справедливость в распределении богатств выше соперничества и стремления к личному успеху.

Как отмечали Ключевский В.П. и Бердяев Н.А. бесформенность, безграничность, устремленность в бесконечность просторов породили особую " широту души". Никто не мог определенно сказать, что принадлежит ему лично, что является его незыблемыми правами – что породило особую зависимость от власти. Долготерпение и смиренность сменялись бунтом, бессмысленным и беспощадным, неприязнь к размеренной, пунктуальной работе – чудесами напряженного труда в короткие кризисные периоды.

П.Флоренский отмечал перевес этических и религиозных начал над правовыми. Латинская пословица " не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" в РОССИИ звучит: " утро вечера мудренее", "работа не волк, в лес не убежит". Эти традиции – важный институт экономики.

До создания в СНГ гражданского общества, правовой экономики, политической стабильности ГОСУДАРСТВО призвано выполнять, в т.ч. с помощью законных авторитарных методов, гораздо более широкий круг функций, чем западные демократии. Иначе органы правосудия смещаются структурами, которые берут на себя решение конфликтов, связанных с неплатежами, неисполнением договоров и т.д. с инструментарием неправового характера.

В СНГ пытались поспешно освоить либеральный механизм западной демократии и государственного управления. В ответ теневые структуры создали свою систему "работающей" экономики, расширив сферу бизнеса на несвойственные ей отрасли, сформировав налоговую и охранные службы. Средства от лжепредпринимательства, бесконтрольного сбора средств у населения, "пирамид", налоговых неплатежей перекачиваются за границу, а потом возвращаются в виде средств в портфельные или прямые инвестиции экспортабельные проекты и предприятия.

Согласно Аналитического центра РАН – 35% капитала акционерных обществ перешло в руки криминальных структур. Под их контролем более 40–тысяч фирм и банков. Половина преступных доходов, по данным МВД, уходит на подкуп чиновников. Теневой денежный оборот в России в 1995 г. достиг 40% ВВП по сравнению с 5–10 % развитых зарубежных стран. Психологическая готовность к правонарушениям существовала в СССР у значительных групп населения, поскольку они служили постоянным источником доходов "цеховиков", спекулянтов, чиновников, распределяющих ресурсы. Социологические опросы 80–х – лишь 3–9%% опасались за мелкие хищения по месту работу, морального осуждения, потери должности. Следовательно, в СССР общественное мнение перестало быть фактором социального контроля, а законы подавляли всякую инициативу частного предпринимательства, даже без нанесения ущерба обществу в целом.

Реформы средств массовой информации привели к рекламе потребительского образа жизни (база – протестантский тип предпринимательства), богатства – как символа успеха. Однако экономическая структура общества не давала возможности большинству населения "законных способов овладения " рекламируемого благополучия. В результате создается устойчивый механизм антисоциального поведения, прежде всего молодежи и дискриминируемых национальных меньшинств. В этой связи 70 % опрошенных в 90–х гг. В СНГ предпочли порядок и ограничение демократии против демократии как самодовлеющей ценности.

В СНГ невозможно создать единую модель реформ: РФ – федеральное устройство, Украина предоставляет автономию Крыму, а Молдова – Приднестровью и Гагаузии, а другие государства – по типу унитарные, но при этом центральной проблемой остается: распределение полномочий между центром и регионами по вопросам собственности, налогов, бюджета, управления местной инфраструктурой и социальным развитием.

В большинстве европейских стран конкуренция выравнивает издержки производства и рентабельность, по крайней мере в рамках отрасли. В СНГ этого нет и быть не может, т.к. инфраструктура неравномерно развита в разных регионах, рабочая сила менее мобильна, а перечень регионов, хозяйствующих в экстремальных условиях (Север, Восток, Памир и т.д.) очень велик.

Отсутствие традиций частной собственности на землю (кроме Молдовы, З. Украины и Беларуси) и устойчивого среднего класса. Зажиточное, рационально хозяйствующее крестьянство было уничтожено в годы коллективизации (особенно в РФ, Казахстане, Украине) либо ушло в эмиграцию. Значительную часть крестьянства составляют сегодня люмпены, расхищающие коллективную собственность и проедающих госдотации АПК.

Частная собственность на землю согласно опыту Венгрии, Чехии, Польши – это условие возрождения с/х и самообеспечения продовольствием, но и формирования рыночной экономики в целом. Для России ее полное введение – это повышение криминальности и перехода земли в руки спекулянтов, что в целом снизит товарность АПК.

Высокая доля ВПК – представлен преимущественно крупными предприятиями, ориентированными на кооперацию с другими республиками бывшего СССР. В России, Казахстане и др. государствах СНГ до 70% рабочих и 85% научных работников обслуживало ВПК (В США соответственно 25% и50% , в ФРГ и Японии – 5–10%% и до 15%). И именно в этом комплексе, изначально нерыночной ориентации и не связанном ни с рекламой, ни с маркетингом, ни с учетом затрат, находится центр тяжести выхода на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.

Трансформирование хозяйственнных систем бывшего СССР происходит при конфликтности раздела территорий, при отсутствии опыта реального макроэкономического регулирования на уровне бывших республик, да и сам СССР отличался культурной и экономической автаркией (доля внешней торговли в ВВП не превышала 5–8%% против 25–30%% и даже 40% развитых стран Запада). Не было резерва времени.