Работу по экономической теории выполнил студент 3 группы 1 курса МДФ Захаров Л.А.
Московская государственная юридическая академия
Москва, 1999.
Подобно тому, как военные катастрофы нашей истории - гражданская и Великая Отечественная войны - порождали сильнейшие волны бандитизма, социально-экономическая катастрофа рубежа 80-х - 90-х годов, уничтожившая Советский Союз, вызвала волну преступности, сконцентрировавшейся к середине 90-х годов преимущественно в экономической сфере.
Уровень преступности вызывает тревогу в российском обществе. В системе личных приоритетов россиян вопрос защищенности от преступных посягательств устойчиво занимает второе место после социально-экономических проблем (уровня жизни, своевременности выплаты зарплаты, безработицы и т.д.).
Развитие криминальной ситуации в России прошло на протяжении последних лет три этапа. На первом этапе, с 1988 по 1992 годы массив преступных посягательств нарастал. Прирост регистрируемой преступности достигал своего пика в 1989 и 1992 годах. На втором этапе, в 1993-1995 годах наступила определенная стабилизация числа регистрируемых преступлений. На третьем этапе развития криминальной ситуации в России, в 1996-1997 годах наблюдается сокращение числа регистрируемых преступлений.
Однако снижение количественных показателей российской преступности связано с ее качественным изменением, в том числе интеграцией во властные структуры и переориентацией на совершение преимущественно экономических преступлений.
Только учтенный ущерб от преступлений и административных правонарушений в сфере экономики составил в 1996 году почти 8 трлн. рублей - около 0, 3% ВВП. По мнению специалистов, до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального предпринимательства
Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.
В соответствии со статьей 196 Уголовного Кодекса РФ, признается преступлением в сфере экономической деятельности следующее деяние: “Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия”.
По сведениям издания “Деловая Москва сегодня” от 27.03.98 именно в ту неделю возбуждено первое в истории криминальной Москвы уголовное дело по факту преднамеренного банкротства. Та неделя вообще была весьма интересна с точки зрения совершения экономических преступлений. По сведениям того же издания за прошедшую неделю в Москве было выявлено
72 уголовно наказуемых правонарушения в сфере экономики. В том числе
28 хищений, совершенных путем кражи, мошенничества или присвоения чужого имущества.
14 фактов подделки документов
7- незаконного предпринимательства
7- незаконного оборота драгоценных металлов
4- взяточничества.
Но вернемся к нашему преднамеренному банкротству. Сотрудники отдела по экономическим преступлениям УВД Центрального округа Москвы предотвратили банкротство ЗАО "Спецремстрой-4", которое занималось сантехническими работами по заказу различных столичных организаций. В ходе расследования хитроумных обстоятельств этого дела выяснилось, что коммерческий директор ЗАО умышленно создал ситуацию, в результате которой предприятие оказалось неплатежеспособным.
"Спецремстрой" задолжал в бюджет без малого 480 миллионов старых рублей. А на счету предприятия в Мосгорсбербанке оставалось всего 18 тысяч новыми. Для того, чтобы юр. лицо стало банкротом по закону (то есть чтобы его "простили" налоговые службы), необходима была сумма вдвое меньшая. Стало быть, надо было лишние деньги со счета умыкнуть. Чтобы не подставляться лично, уважаемый коммерческий директор решил произвести в фирме кадровые перестановки.
Сделал он это одним росчерком пера, подписав приказ о назначении на посты гендиректора и его зама так называемых "зицпредседателей". Причем не требовалось даже согласия нового руководства на эту ответственную работу. Генеральный директор, как установили оперативники, давно уже отбывает наказание в местах не столь отдаленных и ни сном, ни духом не ведал о том, что его назначили на ответственную должность. Его заместитель когда-то имел неосторожность потерять паспорт, но со своим коллегой по коммерческой части знаком вовсе не был. Данные новых руководителей ЗАО были внесены в банковскую карточку, были придуманы и их анкетные легенды. Все эти "документы" затем были заверены у нотариуса и попали в банк для внесения изменений в графу о руководстве. В тот момент, когда "от имени и по поручению" мифического руководства мошенник снимал излишки со счета, его задержали.
Еще один пример дела по данной статье приводится в газете “Коммерсантъ Daily” от 20.02.98. Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Челябинской области возбудили уголовное дело в отношении ряда руководителей Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Им вменяется 196-я статья УК РФ. В квартирах членов дирекции предприятия произведены обыски. Кроме того, следователи изъяли на заводе документацию, которая может иметь отношение к уголовному делу. Сами заводчане восприняли акцию правоохранительных органов как попытку властей области отомстить коллективу предприятия за отказ перейти под контроль челябинской администрации. Шесть оперативно-следственных групп посетили квартиры руководителей ЧТЗ — генерального директора Василия Кичеджи, первого заместителя Виктора Васильева, заместителей Евгения Ильина, Валерия Кузнецова, Сергея Семикашева, председателя комитета по управлению собственностью предприятия Игоря Белехова и руководителя служб сбыта Сергея Аникина. Во всех квартирах (с санкции прокурора города Алексея Давыдова) следователи и оперативники провели обыски.
На самом ЧТЗ считают, что уголовное дело стало очередным шагом, в противоборстве областных властей и руководства предприятия. „Ъ" уже сообщал, что внеочередное собрание акционеров Челябинского тракторного завода (ОАО ЧТЗ) приняло решение о добровольной ликвидации предприятия путем его реорганизации в ЗАО “ЧТЗ-холдинг”. Таким образом, ЧТЗ на формально законных основаниях обретал возможность не платить по долгам. Однако арбитражный суд принял решение деятельность ликвидационной комиссии приостановить, поскольку по российскому законодательству добровольная ликвидация предприятия возможна лишь с согласия всех его кредиторов, которых у предприятия более трех тысяч. Такового согласия они не давали. Очередное заседание арбитражного суда намечено на 25 февраля. Ведущий это дело судья Юрий Кузнецов не исключает, что в результате судебных слушаний на ЧТЗ будет введено конкурсное управление. А имя управляющего должен назвать совет кредиторов. Кузнецов также отметил, что управляющий по новому российскому Закону о банкротстве имеет право в судебном порядке потребовать возвращения имущества, переданного в холдинг.
Интересно, что правительство области неоднократно заявляло о желании получить в управление крупный пакет акций предприятия. Руководители ЧТЗ от этого предложения неизменно отказывались. А 16 февраля в Москве было подписано генеральное соглашение о взаимодействии между ЗАО “ЧТЗ-холдинг” и АО “Межрегионгаз”, дочерним предприятием РАО “Газпром”. Ранее подобное соглашение было подписано между ОАО ЧТЗ и “Межрегионгазом”. Одновременно стороны подписали и кредитный договор, по которому “Газпром” предоставит заводу (в виде кредитов) 630 млн руб., что позволит ЧТЗ решить множество своих долговых проблем. По словам сотрудников администрации ЧТЗ руководители области пытались помешать заключению этого соглашения. А когда этого сделать не удалось, “они и попытались решить чисто экономическую проблему силовыми средствами”.
Не менее интересные сведения приводятся в “Коммерсанте” от 22.11.97. Прокурор Заводского района Новокузнецка Владимир Челбанов возбудил уголовное дело против бывшего арбитражного управляющего ДО “Западно-Сибирский металлургический комбинат” (“Запсиб”) Андрея Воронина. Его подозревают в злоупотреблении полномочиями, что нанесло предприятию значительный ущерб. Борьбу за “Запсиб” ведут две банковские группы — “Альфа” и Кузбасспромбанк. В прошлом году Кузбасспромбанк выиграл в арбитражном суде процесс о банкротстве комбината. В результате летом этого года арбитражным управляющим “Запсиба” был назначен представитель этого банка Андрей Воронин. Но руководил комбинатом он недолго. Решение суда было опротестовано, и в сентябре управляющим назначили Бориса Кабака, представляющего “Альфу”. Приняв дела, Кабак уже через месяц написал заявление в прокуратуру, в котором обвинил своего предшественника в мошенничестве и неумелом управлении комбинатом, что нанесло “Запсибу” многомиллиардный ущерб. Воронин, например, сорвал планы по увеличению объемов производства проката. Задолженность комбината за три месяца его руководства увеличилась на 212млрд рублей. Как утверждал Кабак, Воронин действовал исключительно в интересах своего банка. Прокуратура рассматривала заявление Кабака полтора месяца и несколько раз присылала на комбинат комиссии (в основном состоявшие из представителей “Запсиба”). Как заявили представители прокуратуры, большинство изложенных Кабаком фактов подтвердилось. Против Воронина было возбуждено уголовное дело по трем статьям УК: 195-й (неправомерные действия при банкротстве), 196-й (преднамеренное банкротство) и 202-й (злоупотребление полномочиями). Андрей Воронин ознакомился с заявлением Кабака в прокуратуру и с итоговым актом проверки. Он сказал, что изложенные в этих документах сведения не соответствуют действительности. Возбуждение уголовного дела, по мнению Воронина, преследует одну цель — отстранить Кузбасспромбанк от борьбы за “Запсиб”. Бывший арбитражный управляющий уверен что если дело дойдет до суда, он сможет доказать полное отсутствие злого умысла действиях.