Смекни!
smekni.com

Влияние ТНК на мировой экономический процесс (стр. 3 из 16)

Ганза выполнила свою функцию, обусловленную существовавшими экономическими, политическими и социальными отношениями средневекового общества - монопольное посредничество между производящими районами Северной, Западной, Восточной и частью Центральной Европы и даже

Средиземноморья. И ее позитивная роль заключалась в том, что она способствовала экономическому укреплению городов и целых государств Северной Европы.

"Этот союз был крайне необходим для того времени, которому он принадлежал, даже необходима была потребность, вследствии которой он произошел и развился быстро и сильно. Когда переменилось время, настали другие отношения, тогда он сделался излишним, слабым и препятствовал только другим постановлениям, которые теперь сделались необходимыми для дальнейшего развития народов: посему он должен был погибнуть, и все усилия обезопасить его дальнейшее существование, оставались тщетными".

Как утверждает французский историк Ф. Бродель, упадок Ганзы - это следствие столкновения слабой экономики с более сильной. "Ганзейское общество придерживалось простейшего капитализма. Их экономика колебалась между натуральным обменом и деньгами... Очень сильная буря конца XIV века не могла не нанести удар по экономикам, бывшим в наихудшем положении"... Ганза не смогла приспособиться к уже изменившимся условиям торговли и не выдержала натиска конкуренции и окончательно развалилась. Фактически феодальная Ганза не смогла приспособиться к уже нарождающемуся капиталистическому укладу.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что возникновение и жизнедеятельность Ганзы в эпоху средневековья с XIV - начала XV веков показывает, что в этот период стал определяться переход к новому типу международных хозяйственных связей. А падение ее доказывает, что докапиталистические общества обладают весьма ограниченными возможностями развития производительных сил. В упомянутый период экономика еще не в состоянии соединить всю сферу производства со всей сферой потребления поскольку значительная доля производства локализована и не включается в сферу, рыночного обращения, работая на натуральное потребление. За пределами микроэкономического хозяйственного организма выходили лишь конечная и начальная стадии воспроизводства - сбыт продукции или закупка сырья, орудий труда, рабочей силы.

Однако, следует все же признать, что рыночная экономика развивается, объединяет уже достаточное количество городов, оказывает организующее действие на производство, направляет и стимулирует потребление. Для этого, конечно, потребуются века, но "между этими двумя мирами - производством, где все рождается, и потреблением, где все разрушается, - именно она (рыночная экономика) является связующим звеном, двигателем, тем узким, но чрезвычайно активным пространством, где зарождаются живые импульсы, стимулы, нововведения, инициативы, озарения, динамика роста и сам прогресс."

2. Специфика функционирования Ост-Индских компаний.

По мере распада феодализма, закономерно совпавшего с Великими географическими открытиями, рыночные отношения все более укреплялись и приобретали интернациональный характер. Этот процесс развивался вглубь и вширь в национальном и международном масштабах. Ему необычайно способствовала колониальная политика ведущих европейских держав в целом и деятельность монопольных торговых компаний, ставших распространенным явлением с развитием капитализма.

Огромную роль в генезисе мирового рынка играла торговля на дальние расстояния, существовавшая уже много веков, которая и составляла его костяк. Она влекла за собой большой риск, но еще больше - из ряда вон выходящие прибыли. К примеру, 1 кг перца, стоивший в Индии 1-2 г серебра, достигал цены 10-14 г в Александрии, 14 -18 г в Венеции и 20 - 30 - в потребляющих его странах Европы. Здесь шла игра на разнице цен двух отдаленных друг от друга рынках предложения и спроса, не имея представления друг о друге они соединялись с помощью посредника.

Приведенный выше пример демонстрирует какие привилегии может дать заморская торговля тому, кто устранит конкуренцию с помощью юридически оформленной и фактической монополии. Только монополист, знакомый с рынком на обоих концах торгового пути, включался в кругооборот, приносящий баснословные прибыли, для этого он должен "иметь достаточно капитала, кредит на данном рынке, надежную инфраструктуру, тесные связи, компаньонов в стратегических пунктах торгового маршрута".

К концу XVI века португальский колониальный опыт показал, что заморская торговля в Индийском океане должна быть организована на основе монополии по крайней мере по четырем причинам: необходимость военной защиты от пиратства, эффективного контроля над передвижением судов для обеспечения торговых привилегий, успешного проведения переговоров в регионе с позиции силы, организации и управления факториями.

Слово "монополия" с греческого языка буквально переводится как "единоличный продавец". Энциклопедия определяет монополию как исключительное право государства, организации, фирмы в какой-либо области деятельности.

Явление монополии возникло также давно, как и товарное производство, рынок, конкуренция. Стремление к устранению конкуренции и установлению монопольного положения существовало повсеместно и во все времена. Так было и раньше. Также обстоит дело сегодня и, вероятно, будет обстоять и в будущем. Мировой рынок еще в очень далекие времена стал ареной действия впечатляющих по своим размерам и могуществу монополий.

Международная торговля между разными странами зародилась еще в далекой древности. Примером тому служит Великий шелковый путь - караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии, открытая во II веке до н.э. С конца XIV - начала XV веков, то есть в эпоху средневековья, в связи с развитием морского сообщения международная торговля получает новое развитие и приобретает все более важное значение. К концу XV - началу XVI веков уже можно говорить о мировом рынке, охватывающим торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира.

Торговля и судоходство расширялись в то время, быстрее, чем мануфактура, игравшая второстепенную роль; колонии начинают приобретать значение крупных потребителей; отдельные нации в длительных битвах делили между собой открывавшийся мировой рынок.

К началу XVII века возникают крупные монополистические торговые компании. Крупнейшими из них являлись голландская и британская Ост - Индские компании.

Объединенная голландская Ост-Индская компания была создана в 1602 году при прямом содействии голландского правительства, стремившегося объединить деятельность мелких предпринимателей, торговавших с Индией, только что возникших, но уже конкурирующих между собой. Главной целью основания голландской компании было закрепление монополии торговли индийскими товарами за единым предприятием и запрет путей в Индию для остальных. Ей гарантировалось монопольное право торговать к востоку от мыса Доброй Надежды и к западу от пролива Магелана и право вести "оборонительные" войны, заключать договоры и союзы, строить форты. Монополия компании периодически возобновлялась вплоть до ее ликвидации в 1798 году.

Характерной чертой голландской Ост-Индской компании был пестрый состав вкладчиков капитала: от эмигрантов из Южных Нидерландов до англичан, немцев, евреев. Несмотря на формально демократическую структуру и большое количество акционеров, управление компании осуществлялось автократическими методами. Компания состояла из шести независимых палат: Голландской, Дельфтской, Роттердамской, Хорнской, Энкхейзенской, которые подчинялись правлению 17-ти господ.

С самого начала и до конца своего существования Объединенная голландская компания превосходила конкурентов по объему коммерческих операций, тоннажу европейского и регионального флота, географическому охвату и первая достигла показательных успехов.

К середине XVII века компания захватила такие владения как г. Джакарта (1619 год), вытеснила португальцев с острова Цейлон (1658 год), мыса Доброй Надежды (1652 год); овладела торговлей с Китаем и Японией; обосновалась на Тайване. В результате голландская Ост-Индская компания стала крупной политической и военной силой, что в значительной мере привело к изменению характера деятельности самой компании. Основным источником дохода была уже не торговля, а принудительные поборы и налоги при широком использовании аппарата власти.

Порождением голландской компании явился в 1677 году институт "леверенций" - принудительных поставок, для этого была разработана система мероприятий, направленных на сохранение докапиталистических, отсталых форм производственных отношений. Земля распределялась между служащими компании в собственность с обязательством всю продукцию сдавать компании по твердым ценам. Обработка земель проводилась прикрепленным местным населением или рабами.

В областях же, которые управлялись местными феодалами, поначалу заключались договора о торговле, обеспечивающие голландцам ее свободу и привилегии. По мере утверждения и развития мощи компании он заменялся обязательством торговать исключительно с компанией.

Политика голландской Ост-Индской компании явилась ярким примером методов, применяемых в эпоху первоначального накопления капитала. Основными средствами захвата обширных территорий (Явы, Молуккских островов, Бантама), создания опорных пунктов и баз в XVII - XVIII веках стали грубый обман, насилие, подкуп. В целях сохранения монопольно высоких цен на европейском рынке в периоды их снижения, компания не останавливалась перед массовым уничтожением целых плантаций пряностей. Такой ценой компания обеспечивала выплату высоких дивидендов своим акционерам.

В отличие от голландской Ост-Индской компании "Британская Ост-Индская компания, - как отмечал К. Маркс, - начала с простого стремления устроить фактории для своих агентов и складочные пункты для своих товаров. Для защиты своих факторий и складов она соорудила несколько фортов. Хотя уже с 1689 года Ост-Индская компания замышляла основать в Индии территориальное владение и сделать доходы с приобретенных территорий одним из источников своих барышей, однако, вплоть до 1744 года она приобрела лишь несколько незначительных районов вокруг Бомбея, Мадраса и Калькутты."