Смекни!
smekni.com

Военно-промышленный комплекс (стр. 1 из 4)

Эволюция ВПК в краткосрочной перспективе

Введение

Данный обзор посвящен анализу движущих моментов в развитии ВПК на сегодняшний день и краткосрочную перспективу. Особое место здесь отводится роли экономических факторов, особенно на макроэкономическом уровне, в формировании кризиса ВПК. Эти же факторы, по мнению авторов, должны вывести ВПК на траекторию устойчивого развития и эффективного функционирования. В качестве определяющих эволюцию экономики ВПК рассматриваются как глобальные тенденции в области военной науки и политики, так и экономико-политические характеристики внешней среды, в которой приходится функционировать оборонным предприятиям. Поэтому в прогнозировании среднесрочных тенденций был выбран подход, при котором эти ведущие факторы интегрируются и рассматриваются в тесном взаимодействии друг с другом. В работе предлагается как анализ детерминантов развития, так и возможные меры противодействия наметившимся негативным тенденциям.

Среднесрочные тенденции развития ВПК

Говоря о среднесрочном развитии ВПК, хотелось бы выделить несколько моментов, которые в будущем изменят роль ВПК как в экономике, так и политике.

Во-первых, статистический анализ межстрановых сравнений свидетельствует о том, что с ростом экономики возрастает потребность в вооружениях[1]. Таким образом, можно утверждать, что вооружения - это своего рода «роскошь». Поэтому в будущем имеет смысл ожидать закупок вооружений от развивающихся стран.

Во-вторых, в связи с изменениями в геополитической картине мира вполне возможно ожидать дальнейшее перераспределению военной силы и в будущем. Это означает, что эти процессы смогут повысить роль ВПК как инструмента военно-экономического давления.

В-третьих, пересмотр задач, стоящих перед армией развитой в военном отношении страны, повлечет изменение качественного уровня продукции, производимой в ВПК. Прекращение ядерной гонки вооружений в глобальном масштабе между двумя сверхдержавами СССР и США, а также ликвидация «железного занавеса» привели к тому, что возможность глобальных военных действий заметно снизилась. Поэтому основной задачей вооруженных сил на новом этапе будет участие в локальных конфликтах без применения оружия массового уничтожения. Как отмечают военные аналитики Пентагона, ВС США должны в будущем иметь силы и средства для ведения не одной глобальной войны, но двух локальных военных конфликтов. Однако, как показывает практика, в условиях малой войны наибольшее значение будут иметь высокоточное, «интеллектуальное» оружие.

Это означает ориентацию военного заказа на технологически более высокую продукцию оборонных отраслей. Тем самым стимулируется выпуск оружия по сверхновейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях. Тенденция к удорожанию военной техники на фоне

сокращающихся расходов на армию приведет к дальнейшему сокращению численности ВС и повышению квалификации военнослужащих.

В самом же ВПК будут иметь место две противоречивые тенденции. С одной стороны, постепенное открытие ВПК для международного сотрудничества, конверсия и переход к рыночным отношениям в области закупок вооружений приведут к росту конкуренции в сфере производства ВПК и интернационализации. Это будет вести к повышению управленческой эффективности, втягивание военно-промышленных производств в международное разделение труда. С другой стороны, «интеллектуализация» вооружений, повышение технологической сложности их производства повлечет

за собой рост монополизации, стимулирует процесс слияний и поглощений компаний, занимающихся производством вооружений. Универсальность применяемых технологий отодвинет конверсию производств на второй план, затребовав диверсификацию производств для избежания чрезмерной привязки к капризам военной моды[2].

В-четвертых, сравнительные преимущества стран в области военно-экономических разработок приобретут новый оттенок. Раньше делался акцент на стратегическом паритете, когда превосходство противника в одних видах вооружений компенсировалось за счет развития других видов. В принципе, такая постановка вопроса неизбежно приводит к стимулированию модернизации уже имеющихся технологий, приводя к отставанию в области передовых. И хотя Россия сейчас имеет передовые наработки в области бронетанковой и артиллерийской техники, это - традиционная техника. Более того, при дальнейшем усовершенствовании вооружений в одной области остается все меньше возможностей реализации полученных технологий на гражданском рынке в силу их возросшей специфичности, что и порождает проблему конверсии.

Подход же с точки зрения рыночной эффективности, т.е. со стороны не чисто военного, а экономико-военного паритета, исключает данные трудности. Экономико-военный паритет – это сравнительные преимущества ВПК стран. При таком подходе в расчет принимаются не только отдельные виды вооружений, но в первую очередь технологии, призванные обеспечить производство определенного вида вооружений в случае надобности в достаточном количестве и дешево[3]. Поэтому в дальнейшем имеет смысл говорить не о паритете по видам вооружений, но по технологиям. Рыночный механизм стимулирует развитие новых, перспективных технологий, адаптирует их к применению в гражданском секторе.

В-пятых, как следствие перехода к сравнительным преимуществам ВПК, гонку вооружений заменит гонка военных технологий. А это имеет ряд важных последствий для разработки военно-технической политики. Во-первых, прорыв в области высоких технологий возможен только в результате широкомасштабных фундаментальных исследований, результаты которых воплощаются в опытно-конструкторских разработках в среднем через 5-7 лет. А это значит, что критическое положение в области науки сегодня, хотя и не отражается непосредственно на продукции ВПК, может привести к потере конкурентоспособности, а затем (из-за утери сравнительных экономико-военных преимуществ) - к ликвидации некоторых видов производств (в качестве кандидата можно назвать микроэлектронную промышленность). Во-вторых, эволюция и доработка технологий возможна только там, где она развивалась с «нуля». Это очевидно на примере производства компьютеров в СССР (серия ЕС-ЭВМ). Широко известно, что отечественные разработки в области компьютерных процессоров стимулировались промышленным шпионажем. После того, как рисунок процессорной платы стал настолько тонким, что не подлежал копированию (начиная с процессора INTEL 286), прогресс некогда популярной машины ушел в небытие. То же самое ожидает и военные технологии.

В-шестых, уже упомянутые тенденции к концентрации военно-промышленного капитала и монополизации приведут к вытеснению «непрофильных» стран из производства вооружений. Что, кстати, уже имеет место[4]. Фактически это создаст малую группу стран (США, Франция, Великобритания, Израиль, Россия), являющихся поставщиком оружия на мировой рынок. Утрата конкурентоспособности на этом рынке означает ликвидацию ВПК и потерю рынка практически навсегда. Поэтому необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации на мировых рынках вооружений и не допускать утраты отечественными производителями конкурентоспособности продукции. В первую очередь это касается поддержки «интеллектуальной начинки» техники, выражающейся в стимулировании отечественной фундаментальной науки.

Из всего вышеперечисленного следует, что в ближайшее время следует ожидать качественно нового этапа в развитии военного сектора. Это новое качество будет следствием как и новых требований к армии, новых задач, стоящих перед ней, так и следствием эволюции производительных сил в военной промышленности. В этой связи определенный интерес представляет среднесрочное развитие экономических структур ВПК.

Факторы эволюции экономических структур ВПК: общая характеристика

Технологические изменения в промышленности военного сектора начались с запуском программы реформ. Эта трансформация была связана в первую очередь с изменившимися экономическими условиями. Процессы эти имеют место и по сегодняшний день, и очевидно, будут иметь место в ближайшие несколько лет. Поэтому, говоря о эволюции экономики ВПК в России, следует разделять два фактора, эту эволюцию порождающую. Это с одной стороны чисто экономический фактор, главным образом олицетворяющий последствия курса реформ и изменения экономической политики в области как ВПК, так и всей промышленности в целом. Вторым (политическим) фактором будет влияние конечного спроса (формирующегося из внутреннего и внешнего спроса) на продукцию оборонных отраслей.

Первый фактор будет определять эволюцию технологических структур и стимулировать предприятия к созданию наиболее эффективной с экономической точки зрения производственной инфраструктуры.

Второй фактор будет в будущем определять специализацию ВПК как в рамках национального рынка, так и в области мирового рынка вооружений. И если прогнозирование структуры конечного спроса (второй фактор) будет залогом готовности отечественного ВПК сохранить и, возможно, увеличить долю РФ на рынке вооружений в быстро меняющемся мире, то первый фактор будет определять конкурентоспособность российской оборонки на мировом рынке и будет в значительной мере способствовать формированию гибких производственных структур, как можно менее болезненно адаптирующихся к резким взлетам и падениям конъюнктуры на мировых рынках вооружений. Как

видно, эти два фактора являются взаимодополняющими, причем экономический фактор является определяющим. Имея нерациональную экономическую инфраструктуру в оборонных отраслях, нельзя удерживать свои позиции в долгосрочной перспективе, даже если прогноз потребности вооружений со стороны как внутренних, так и внешних потребителей будет сделан удачно. Это вытекает из того факта, что адаптация к изменившейся конъюнктуре в условиях неразвитой инфраструктуры будет вести к так называемым трансакционным издержкам (издержкам на информационное обеспечение, издержки процесса принятия решения и проч.), которые могут достичь значительных размеров и в долгосрочном плане привести к удорожанию продукции секторов ВПК, что в конечном счете повлечет дальнейшее снижение конкурентоспособности ВПК на мировой арене.