Смекни!
smekni.com

Вопрос передачи земли в частную собственность (стр. 2 из 4)

Пример Саратовской области как первого опыта использования реально работающих законодательных актов по земельному вопросу

Первый закон, который куплю и продажу земли не запрещает, появился в Саратовской области. Там областная Дума приняла местный закон о земле, который хоть как-то учитывает местные условия. Саратовская область рискнула пойти на эксперимент, попробовать, как это и надо, решить земельный вопрос на месте.

Обставили решение этого вопроса саратовцы вполне грамотно. Предварительно областная Дума приняла законы против нецелевого использования земель на территории Саратовской области. Затем, как известно, был подписан договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и областью. Договор предусматривает, что земельный вопрос находится в совместном ведении федеральных и областных властей. Воспользовавшись этим, саратовские законодатели разрешили собственникам земли “продавать, дарить, закладывать, передавать в аренду, передавать по наследству и совершать иные сделки с земельным участком”.

Закон, надо честно сказать, рискованный. В Саратовской области количество фермерских хозяйств в 1993-1997 годах сократилось с 13 до 9 тысяч. Техническая база этих хозяйств низкая. Хорошо работает лишь часть фермеров из числа бывшего аграрного начальства, которое еще в 1991 году сумело прихватить и участки получше, и технику поновее. В области насчитывается сегодня 322 тысячи собственников земельных долей. Из саратовских источников известно, что мотивации этих собственников пока не изучены. Во всяком случае, точно известно, какое количество из них купит землю по цене 5,6-7,4 миллиона рублей за гектар (по старым ценам 1997 года). Если учесть, что в ряде районов области до двух третей земельных долей принадлежит пенсионерам, то более вероятно, что землю будут не покупать, а продавать.

Все общероссийские проблемы земельного вопроса тотчас всплывают в масштабах одной области. Если землю жители Саратовской области будут продавать, то кто ее будет покупать? Чтобы оградить областные земли от неугодных покупателей, саратовские законодатели предусмотрели штрафы за “неправильное использование” земли. Кроме того, за это самое “неправильное использование” землю могут и отнять. И это правильно. Так же, как и запрет на покупку земли по ценам ниже нормативных.

Но в законе разрешено дарение земельных участков. Вот здесь-то и открывается простор для злоупотреблений. Достаточно вспомнить волну злоупотреблений, связанных с приватизацией жилья. Почему в Саратовской области уверены, что престарелых собственников земельных долей не принудят подарить свои земли? Ведь уже и сегодня без местных законов и Земельного кодекса большие площади земель скупаются задешево, в том числе, как говорится, и под пистолетом. Ну а при легализованном дарении размах насильственного захвата земли даже оценке не поддается.

Не совсем понятно, что будут делать в Саратовской области примерно с 60-70 процентами обезземельных крестьян, которые непременно при нынешней деревенской нищете заложат свою землю в банки? Разве Россия переживает промышленный бум, когда в городах требуются рабочие руки? Не переживает.

Татарстан стал вторым в России регионом, где разрешена купля-продажа земли. Госсовет республики принял в третьем чтении Земельный кодекс, которым разрешается собственность на землю. По закону землю могут продавать жители республики, получившие ее в виде земельных паев. Государство регулирует куплю-продажу земли иностранными инвесторами. Они могут купить ее из государственного фонда. Из этого же резервного фонда могут приобрести землю и новые хозяева -- многодетные семьи, беженцы, другие категории населения. "Мы разрешили населению реализовать свои конституционные права", - заявил в связи с этим в интервью корр. ИТАР-ТАСС президент М.Шаймиев. Наша республика, считает глава Татарстана, подготовлена к проведению земельных реформ больше, чем любой регион России. У нас, отметил он, завершается оценка земли, ее учет на комплексной компьютерной основе. Сейчас нам нужно оперативно принять законодательные акты для регулирования Земельного кодекса. Должны заработать земельные ипотеки, банки.

И все же думается, что саратовский почин - мероприятие вынужденное. Макроэкономическая политика пустила российские регионы по миру. И единственная возможность как-то пополнить региональный и местные бюджеты - привлечь банки к залогу земли, собрать налоги на недвижимость, взыскать штрафы, пени, арендную плату.

Задача эта тактическо-политическая. И губернатор Дмитрий Аяцков, в общем-то, прав. Есть закон такой: кому земля принадлежит, тот и власть к рукам прибирает. Поэтому даже буржуазные регулированием земельных отношений не пренебрегают. Для борьбы со спекуляцией землей в ФРГ и Швейцарии введена новая форма землевладения. Называется эта форма “наследственное право застройки” со сроками до 99 лет. Свободная купля-продажа земли при этом запрещается.

А вот недовольство в Центре, ярко высвечивает порочность современного федерального устройства России. Получается, что в Саратовской области лучше, чем в Москве, понимают, что такое настоящий федерализм (а по сути так оно и есть). А настоящий федерализм в том и состоит, что не Центр дарует регионам полномочия, а наоборот - регионы Центру. Тем более, если речь идет о такой деликатной материи, как земельные отношения. Ибо не решают такие вопросы, как родовые владения в Ханты-Мансийском округе или передел земли на Ставрополье, в Башкирии, Татарии, голосованием в московском парламенте. Да, нам необходимо по вопросу о земле рамочное законодательство на федеральном уровне. Но решать законодательно практические вопросы землепользования должны на местах. Это есть прерогатива регионов.

Фонды – помощь в становлении

В 1997 году в России были созданы четыре крупных фонда - РосАгроФонд, ЮгАгроФонд, НижАгроФонд (до 27.10.97 г. - Фонд "ЗеРНО") и АгроМИР.

Основная задача этих фондов - содействие развитию аграрной реформы и, в том числе, Программе приватизации земли и реорганизации сельхозпредприятий, разработанной в 1992 году учеными Всероссийского института аграрных проблем и информатики РАСХН совместно с российскими юристами. Программа включает в себя порядок перехода государственной и коллективной собственности в частную и процедуру создания новых предприятий, которые были бы рентабельны и конкурентоспособны в рыночных условиях.

РосАгроФонд, АгроМИР, НижАгроФонд и ЮгАгроФонд - некоммерческие организации, созданные для осуществления научно-практических, учебно-консультационных и общественно-полезных целей.

Фонды оказывают практическую помощь представителям территориальных администраций, органам местного самоуправления, руководителям и работникам сельскохозяйственных предприятий, сельским предпринимателям, сотрудникам социальных учреждений и жителям сел при решении их правовых, экономических и социальных вопросов. Ведя консультационную работу, РосАгроФонд, АгроМИР, НижАгроФонд и ЮгАгроФонд помогают сельским жителям защитить свои гражданские и экономические права. Финансирование фондов осуществляется за счет грантов, спонсоров и благотворителей. Фонды открыты для сотрудничества со всеми, кто стремится к качественно новому состоянию аграрного сектора экономики.

На сегодняшний день в осуществлении Программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий приняло участие одиннадцать областей России где было реорганизовано более 300 хозяйств. Число сельхозпредприятий, желающих реорганизоваться по Программе постоянно растет. Уже в этом году около 100 хозяйств только в Орловской области подали заявки на реорганизацию. В следующем подпункте будут подробнее описаны причины такого явления и выгоды.

Реформы и реструктуризация – путь к успеху

"УСПЕХ РЕФОРМ - В ОСОЗНАНИИ ИХ НЕОБХОДИМОСТИ"

"Все, кончились такие времена, теперь иные правила, и при нынешнем состоянии экономики страны в ближайшие годы никто за крестьянина думать не будет, его проблем не решит. Ему самому надо искать выход из создавшегося положения. Призывая к этому, я не ориентируюсь только на сильные хозяйства... Шанс есть и у ослабленных хозяйств. И шанс этот - в реформировании. Крестьянин сегодня одинаково нуждается как в реформе земли, так и в "реформе" собственного сознания. Подняться до сознания и понимания жизненной необходимости перемен на селе ему и обязаны помочь сельские специалисты, проводники аграрной политики, главные ее организаторы и исполнители..."

Егор Строев

Из выступления перед участниками
семинара в Орловской области по
реорганизации сельхозпредприятий,
октябрь 1995г.

Смысл Программы - закрепление частной собственности на землю и имущество за крестьянами. Цель - создать эффективно работающие сельскохозяйственные предприятия. Механизм реорганизации предусматривает выдачу свидетельств на право собственности на земельные доли и имущественные паи. Собственники знакомятся с различными сделками с землей и имуществом, а затем принимают решение. Они могут сами обрабатывать землю или создать предприятие, объединившись с другими собственниками (ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ). Программа была успешно опробована в Нижегородской области, а затем получила распространение и в других регионах (РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА).

Об экономической эффективности земельной реформы говорят нижеприведенные аргументы. Да и на сегодняшний день западные модели показали и доказали свое превосходство над другими формами. И в совокупности с развитой рыночной системой ведения хозяйства эта форма дает результат с колоссальной отдачей. Выгодность налицо. Ниже перечислены основные экономические, социальные и юридические результаты проведения реструктуризации колхозных и совхозных форм ведения сельского хозяйства на «новые экономические рельсы»: