Франсуа Мари Шарль Фурье родился в 1772 году в Безансоне. Его отец, состоятельный купец, умер, когда мальчику было 9 лет. Фурье был единственным сыном в семье, поэтому должен был унаследовать часть состояния и дело отца. Но Фурье довольно рано вступил в конфликт с семьёй и средой, в которой жил.
Образование Фурье получил в иезуитском колледже Безансона. После колледжа он пытался поступить в военно-инженерную школу, но это ему не удалось. В дальнейшем ему пришлось получать новые знания из книг. Недостаток образования в дальнейшем сказался на его сочинениях.
После продолжительных споров 18-ти летний Фурье уступил настоянию семьи и начал службу учеником в большом торговом доме Лиона. Он провёл большую часть всей своей жизни в этом городе. Из наблюдений за общественными отношениями в Лионе в основном образовались его социально-экономические взгляды. Ему по делам фирмы пришлось совершать поездки в Париж, Руан, Бордо, Марсель. В 1792 году Фурье получил свою долю наследства и открыл в Лионе собственное дело.
Молодость Шарля Фурье прошла в годы революции. 1793 год перевернул всю жизнь купца. Во время восстания Лиона против якобинского Конвента Фурье находился среди восставших, а после капитуляции оказался в тюрьме. Он потерял всё своё имущество. После освобождения из тюрьмы Фурье уехал в Безансон. Вскоре он вступил в революционную армию и служил там полтора года. После армии Фурье нанялся коммивояжером в торговую фирму, а потом стал в Лионе торговым маклером. В это время ему пришлось много ездить по Франции, наблюдать экономическую и политическую жизнь Директории и Консульства. На верхних ступенях социальной лестницы оказались армейские поставщики, спекулянты, биржевики, банкиры.
К началу нового века Фурье пришёл к выводу, что его предназначение – стать социальным реформатором. Причиной такого решения стали его рассуждения о некоторых нелепостях в экономике, свидетелем которых он стал.
В декабре 1803 года Фурье опубликовал в лионской газете статью «Всеобщая гармония», где кратко изложил некоторые свои социальные идеи. Более полно его идеи были изложены в книге 1808 года «Теория четырёх движений и всеобщих судеб». В этой книге содержится его план преобразования буржуазного общества. В ней Фурье писал: «... что может быть более несовершенного, чем этот строй цивилизации... что может быть более сомнительного, чем его необходимость и увековечение его на будущее?... Социетарный порядок... придёт на смену бессвязности строя цивилизаций...» В 1822 году Фурье издаёт сочинение «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». В 1835-36 годах вышла ещё одна большая книга «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противоядие – промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая учетверённый продукт».
Нет ничего менее страшного, чем фаланстер – он нисколько не похож на «Город солнца» Кампанеллы», «Утопию» Мора». По внешнему виду и внутреннему устройству - это большая гостиница на 1500 человек со всеми соответствующими помещениями (салоны, читальные залы), которым Фурье уделяет очень много внимания. В фаланстере есть комнаты и стол пяти классов, даже бесплатные. Т. е. он представляет собой комбинацию народной гостиницы с отелем первого разряда.
В фаланстере объединены все люди под одну крышу и за одним столом, что является постоянной и нормальной формой существования. Фурье считал такой способ существования необходимым условием в своей системе, видел в этом решение всех социальных вопросов. Он сначала создаёт благоприятную среду для нового общества, а потом всё остальное.
Жизнь всех людей под одной крышей с экономической точки зрения приносит максимум комфорта при минимуме расходов, заменяет трудное семейное хозяйство коллективными службами со всеми необходимыми условиями существования. С социальной точки зрения это уничтожает ненависть между людьми разного положения, делает жизнь более интересной.
Такое устройство нового общества выгодно с материальной точки зрения, но выгода с моральной и социальной – несколько сомнительна. Вряд ли бедные от общения с богатыми станут вежливее и учтивее, а богатые – счастливее.
В фаланстере личные услуги со стороны слуг заменяются коллективными, домашний способ выполнения хозяйственных работ заменяется промышленным.
Если посмотреть на внутренне устройство фаланстера можно увидеть, что это кооперативная гостиница, т. е. она принадлежит определённой ассоциации и принимает только её членов. Таким образом, фаланга – это кооперативное общество, не только потребительское, но и производительное. Для выполнения производительной функции около жилища есть 400 га земли с сельскохозяйственными постройками и другими промышленными зданиями, предназначенными для удовлетворения различных нужд обитателей фаланстера. Если фаланге чего-либо не хватает, она вступает в обмен с другими фалангами. В новом обществе Фурье существует частная собственность, но она принимает вид акционерной собственности. Дивиденды распределяются между всеми членами общества.
Целью кооперативной производительной ассоциации Фурье считает преобразование наёмного труда в ассоциированный. Это превращение единственный способ сделать труд одновременно производительным и привлекательным. Рабочий будет участником в прибылях не только в силу своего труда, но и в силу своего капитала, потому что он акционер. Но он может участвовать не только в прибылях, но и в администрации и дирекции в качестве акционера или избранного директора. Кроме того, рабочие могут получать выгоды в дирекции фаланги, как члены потребительского общества.
Вся эта система кажется очень сложной машиной. Но в намерения Фурье входило как раз соединение интересов рабочих, потребителей и капиталистов в сложную систему, чтобы нельзя было распутать этот узел, и все эти противоположные интересы каждый соединял бы в себе.
Такая программа не уничтожает собственность, а, наоборот, уничтожает наёмный труд путём всеобщей собственности; стремится объединить противоположные интересы капиталиста и рабочего, производителя и потребителя посредством соединения этих интересов в одной личности.
Возврат к земле Фурье представляет себе в двух направлениях.
Во-первых, население крупных городов расселяется по фаланстерам, маленьким городкам из 1600 жителей, по 400 семей. Их будут строить в избранной местности, «В местности, снабжённой красивой речкой, перерезанной холмиками, окаймлённой лесом и годной под разные культуры».
Во-вторых, сводится до минимума промышленный труд, машинизм, крупная фабричная промышленность. Фурье вполне терпимо относился к капитализму, но ненавидел индустрианализм. По его мнению, возврат к земле предполагает преобладающую роль сельскохозяйственного производства. Но это не сельское хозяйство, которое существовало в его время. Для Фурье привлекательным является садоводство, пчеловодство, птицеводство и т. д. И это будет почти единственным занятием жителей фаланстера.
Привлекательный труд основа всей системы Фурье. Он говорил, что в современном ему обществе труд был проклятием, человек работал под угрозой трёх стимулов: принуждение, нищета, интерес. Фурье же хотел, чтобы человек работал ради собственного удовольствия, шёл на работу, как на праздник. Он утверждал, что это возможно, если каждому будет обеспечен минимум средств для существования, при этом, труд утратит принудительный характер. Если каждый сможет выбирать себе работу по интересам и способностям. Если труд разнообразится и стимулируется соревнованиями, производится в приятной обстановке. Именно с этой целью была разработана система Фурье.
Фурье был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Только в 1828 году он смог больше не беспокоиться о своем содержании благодаря поддержке друзей и последователей. Он отправился в Безансон, где посвятил себя работе над книгами.
Последние годы жизни Фурье провёл в Париже, продолжая упорно работать. Выпустил большое число статей, книгу, писал статьи, которые были выпущены уже после его смерти. После 1830 года у него существовало значительное число учеников, но он с ними почти не общался. У него был очень трудный характер, не многие могли его выдерживать, поэтому последние годы Фурье провёл в почти полном одиночестве. Шарль Фурье умер в 1837 году в Париже.
Роберт Оуэн родился в 1771 году в Англии. Утопический социализм в Англии по сравнению с Францией имел некоторые особенности. Он развивался, как более радикальное движение, которое не принимало частную собственность в любом виде. Английский утопический социализм был свободен от романтики и религиозной формы. Среди всех социалистов Оуэн представляется чрезвычайно оригинальной и даже единственной фигурой. Он был крупным фабрикантом и одним из князей индустрии своего времени.
Взгляды Оуэна были изложены во многих его работах, самые основные из них: «Об образовании человеческого характера» (1813-1814), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном мире» (1836-1844).
Р. Оуэн, выступив с критикой капитализма, характеризовал его как неразумную систему, как хаотический, разобщённый, противоречивый строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность, религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. «Частная собственность, – писал Оуэн, – была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком... она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».