Экономическое положение пока не позволяет оживить эту деятельность из-за недостатка собственных денежных средств (их доля у инновационно-активных предприятий в общих затратах на инновации составляет 77%), низкого платежеспособного спроса на новую продукцию и услуги и из-за высокой стоимости нововведений. Высокая инновационная активность характерна для депрессивных отраслей с большой долей импортной продукции на внутреннем рынке. Это свидетельствует об их стремлении выжить в конкурентной борьбе. В то же время в экспортоориентированных отраслях инновационная активность ниже, что соответствует общемировым тенденциям рыночной экономики.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования. В его состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанные со всеми отраслями народного хозяйства. Характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети.
От развития ТЭК во многом зависят динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных, в том числе промышленных комплексов, определяя их специализацию на энергоемких производствах.
Восприятие России во всем ассоциируется, прежде всего, с ее громадными территориями, адекватной широтой национальной русской натуры и огромным природным топливно-энергетическим потенциалом российских недр. Какие бы политические, административные, экономические перемены не происходили в России, эти ее признаки являются неизменной отличительной особенностью страны.
Россия – единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена топливно-энергетическими ресурсами, но и в значительных размерах экспортирует топливо и электроэнергию.
В то же время современное состояние и перспективы развития и функционирования отечественного топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в силу его значимости для всей экономики страны, требуют пристального внимания и анализа, тем более что сложившиеся в последние годы тенденции в ТЭК вызывают серьезную тревогу.
Доля комплекса в объеме промышленного производства страны достигает почти 30%, в объеме ВВП - 15 %, в налоговых поступлениях федерального бюджета в последние годы она достигает 55-68 % и в экспортном балансе страны - 45-50%. Топливно-энергетическая сфера в условиях России является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности общества, его социально-экономического благополучия.
Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка. Россия является одним из крупных производителей и экспортером топливно-энергетических ресурсов. Хотя доля нашей страны в структуре спроса на энергоресурсы за последние 10 лет существенно снизилась, прежде всего из-за сокращения внутреннего рынка энергоресурсов. В то же время Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами. В 1998 г. Россия занимала второе место в мире (после стран Ближнего Востока), как экспортер нефти и нефтепродуктов, а также первое место по межгосударственной торговле сетевым природным газом. Основным рынком для российских энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу и порядка 23% по нефти и нефтепродуктам. Помимо этого, географическое положение России предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по оси запад - восток, но и в направлениях юг - север и юг - северо-запад континента.
Таким образом, геополитическое значение энергетики России важно не только для российской экономики, но и является важным элементом процесса развития европейских энергетических рынков, и, следовательно, мировой энергетики.
Существует резкая диспропорция между долями разных видов топлива в суммарных разведанных запасах и их долей в производстве энергоресурсов: на нефть и газ приходится менее четверти общих запасов, но они обеспечивают свыше 80 % производства, а уголь и природный уран при 76 % запасов дают лишь 13 % поставок энергии.
Газовая промышленности в переходный период проявила себя как наиболее устойчивый и эффективный сектор ТЭК страны, обеспечив около 50% внутреннего энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно-энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений в бюджет.
Сохранение целостности ЕСГ с поэтапной реструктуризацией отрасли (выделением непрофильных производственных структур) позволили обеспечить устойчивое её функционирование в ходе экономических реформ. Добыча газа в 1990-1999 гг. снизилась на 8,5% в основном вследствие сокращения спроса на газ в России и платежеспособного спроса странах СНГ. Устойчивая и эффективная работа отрасли была обусловлена эксплуатацией уникальных по мощности и эффективности месторождений и газотранспортных систем, сооруженных в 70-80 годы.
В 1999 г. добыча газа в России составила около 590 млрд.м3, из них около 86% добывалось в Западной Сибири. Три месторождения (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье) обеспечивали 72% добычи газа в России.
Газотранспортная система (Единой системы газоснабжения - ЕСГ) включает 148,8 тыс.км магистральных газопроводов (с учетом изолированных газовых компаний протяженность газопроводов России более 150 тыс.км), 693 компрессорных цехов мощностью 41,7 млн.кВт, 22 объекта подземного хранения газа.
ОАО "Газпром" разрабатывает 68 месторождений с разведанными запасами 17,3 трлн.м3, из них 10 месторождений в Западной Сибири с запасами 13,5 трлн.м3 (78%).
Как и любая отрасль, ТЭК имеет свои особенности, без учета которых едва ли следует рассчитывать на принятие решений, адекватных последствиям и учитывающих долгосрочную перспективу. К числу важнейшей особенности топливно-энергетического комплекса является сверхдлинный цикл капитализации, составляющий 5-15 лет, при среднем периоде от открытия месторождения до начала его разработки в 10 лет. Эти цифры означают, что первые 10 лет существования любого месторождения, посвященные его разведке и обустройству, предельно затратны и требуют долгосрочных инвестиционных средств, которых на отечественном рынке капитала сейчас просто нет.
Также необходимо принимать во внимание ряд имеющихся в отечественной нефтяной отрасли крупных проблем. Так, уже сейчас более 70% извлекаемых запасов приходится на долю низкодебитных скважин; неработающий фонд близок к 30%. Обеспеченность доказанными извлекаемыми запасами не превышает 20-25 лет (по отдельным компаниям - 15 лет). При этом общей эволюции нефе-газового комплекса присуща негативная динамика. Так например, в 1990-е годы на фоне некоторого падения объемов добычи и переработки нефти объемы эксплуатационного бурения сократились почти в 4 раза, а переработка на отечественных НПЗ - в 2,5 раза (сейчас загрузка нефтеперерабатывающих мощностей составляет 57% при технологической норме 80-85%). Иными словами, российский нефтяной комплекс, равно как и весь отечественный ТЭК, использует тот потенциал, который был создан до начала 1990-х годов в СССР, что объективно ведет к деградации его производственных мощностей.
Еще одной важной проблемой является низкое качество производственных мощностей. Так, глубина переработки нефти на российских НПЗ не превышает 65% (на НПЗ США - порядка 90%), что определяет высокую долю мазута в структуре отечественной переработки и необходимость импорта высокооктановых сортов бензина.
По оценкам специалистов РАН, сохранение действующих тенденций эволюции нефтяного комплекса может привести в 2005 году к падению добычи нефти до 225 млн. т в год (при потребности в 285 - 335 млн. т), что приведет к потере энергетической безопасности страны. Если основной акцент, как и сейчас, будет сделан на обеспечении внутренних потребностей в нефтепродуктах, то возможные потери от сокращения экспортных поставок достигнут 50% от нынешнего уровня, что означает как потери от экспортных пошлин, так и прямых налогов от компаний. Кроме того, будет потерян западноевропейский, да и прочие нефтяные рынки.
Важно также отметить, что в сложившихся российских экономических реалиях требование МВФ о переходе российского ТЭКа на расчеты внутри страны исключительно в денежной форме теоретически верно, однако его практическое воплощение еще в большей степени сократит инвестиционные возможности нефтяного комплекса. Ведь все выручаемые в денежной форме средства ТЭК направит в бюджет, а бартер и зачеты, от которых крупнейшие потребители топливно-энергетических ресурсов (прежде всего, вооруженные силы, сельское хозяйство и другие федеральные потребители) едва ли откажутся по доброй воле, нельзя считать долгосрочными инвестиционными ресурсами.
Электроэнергетика как составная часть ТЭК страны объединяет все процессы генерирования, передачи, трансформации и потребления электроэнергии. Она является стержнем материально-технической базы общества.
Производство электроэнергии в каждый момент времени должно соответствовать размерам потребления (с учетом нужд самих электростанций и потерь в сетях), поэтому возникающие на основе электроэнергетики связи обладают постоянством, непрерывностью и осуществляются мгновенно.