Так, по оценкам компании Gartner Group, на Западе средние затраты на разработку и ввод в эксплуатацию сайта электронного бизнеса, включая программное обеспечение, оборудование и услуги, составляют 1 млн. долларов, и эти затраты имеют тенденцию к росту на 25% ежегодно. Столь высокие "рамки входа" при создании и поддержании электронных систем В2В заставляют предприятия искать обходные пути. Отсюда происходит второй миф: создание и поддержание системы возможно осуществлять силами собственных штатных программистов.
По словам Бориса Хараса, старшего менеджера отдела консалтинговых услуг в области управления российского отделения компании PriceWaterhouseCoopers, экономия от "самодельных" систем совсем не очевидна и ведет к зависимости от собственных программистов, которые не гарантируют регулярного поддержания работоспособности системы, т.к. в любой момент могут перейти в другую компанию. По данным той же Gartner Group, ни одно из опрошенных предприятий не удержало проект создания собственного сайта в рамках запланированного бюджета, ведь временной период проведения подобных работ может растянуться на много месяцев, в течение которых меняются как технологии, так и цены. По экспертным оценкам г-на Хараса, соотношение "самодельных" систем и систем, построенных на базе иностранных готовых коммерческих продуктов на российском рынке электронной коммерции по модели В2В составляет 80% и 20% соответственно.
Кроме того, одним из необходимых условий эффективного функционирования торговой площадки В2В является ее независимость от любого из участников торгов. "В противном случае стороны оказываются в неравных условиях и "чужие" предприятия могут справедливо опасаться того, что их интересы будут ущемлены" - отметил специалист PWC.
Согласно прогнозам фирмы Upstream Consulting, оказывающей консультационные услуги в сфере информационных технологий интернет-компаниям и разработчикам программного обеспечения, к 2004 году сумма расходов на создание электронных B2B-бирж достигнет 10,5 млрд. долл. Специалисты утверждают, что B2B-сайты проходят три этапа развития: начальный этап, увеличение объема (транзакций и пользователей) и введение различных усовершенствований. Структура расходов B2B-сайта будет изменяться в зависимости от того, на каком этапе развития он находится. Так, на начальном этапе основная масса денежных средств тратится на новую инфраструктуру и разработку стержневых приложений. Однако на этапе увеличения объема начинают преобладать расходы на интеграцию с партнерами и разработку дополнительных сервисных инструментов. На окончательном этапе владельцы B2B-сайтов концентрируются на повышении степени автоматизации взаимодействия с партнерами и предоставлении им большего спектра услуг.
Третий миф гласит, что "лучше не спешить, а подождать, пока другие создадут системы электронного бизнеса". Ответом на это заблуждение стало интернет-исследование компании Morgan Stanley Dean Witter, установившее правило "3/70": в каждом из отраслевых сегментов рынка три первые интернет-проекта удерживают 70% оборота данного сегмента. Очевидно, что при следующем раскладе "промедление смерти подобно" и, похоже, что это один из немногих девизов "новой экономики", который заслужил право на жизнь.
Сегодня, когда цены акций на высокотехнологичном фондовом рынке в точности следуют английской поговорке "Easy come - easy go", многие руководители стали со скепсисом относится к самой идее интернет-интеграции собственного бизнеса. Очевидно, что подобная увязка результатов спекуляций с ценными бумагами и эффективности информационных технологий вовсе не имеет смысла. Опыт промышленных предприятий всего мира из традиционного сектора ясно свидетельствует, что данные модели дают безусловные конкурентные преимущества благодаря существенному снижению операционных затрат, сокращению времени на обработку заказов, усилению позиций при ведении переговоров с поставщиками и потребителями. Равные возможности благодаря использованию В2В технологий наравне с крупными корпорациями получают и небольшие организации. Остановить процесс интернетизации в данном направлении похоже не удастся, а в условиях замедления мировой экономики, электронные системы помогут смягчить потери участников рынка, оптимизируя их бизнес.
Каковы различия в стартовых условиях для развития В2В между Россией и странами Европы и США? Каковы перспективы внедрения электронных технологий в различных отраслях экономики нашей страны и какие стимулирующие и сдерживающие факторы влияют на процесс интернетизации отечественных предприятий?
В России стартовые условия для развития межкорпоративного электронного бизнеса имеют существенные отличия по сравнению с ситуацией, сложившей в Европе и, тем более, в США. С одной стороны, ряд факторов общеэкономического и инфраструктурного порядка, характерные для всех сегментов экономики, существенно осложняют процесс внедрения электронного бизнеса в существующую практику хозяйствования, а с другой - практическая реализация В2В решений при определенных условиях уже в среднесрочной перспективе может оказаться особенно эффективной именно для отечественных компаний.
На Западе появление электронного бизнеса стало следствием эволюционных процессов, происходящих в стабильной "цивилизованной" экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний (80-е - начало 90-х гг.), внедрении ими систем комплексной автоматизации основных бизнес-процессов (середина 90-х годов) при параллельном развитии сети Интернет. В этих условиях появление решений В2В стало логическим продолжением этих тенденций. В России же в этот период происходила крайне болезненная адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. В этих условиях все усилия компаний в большинстве случаев были направлены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения предприятия. Как результат, сложившаяся в настоящее время система экономических взаимоотношений между российскими корпорациями пока далека от практики, принятой в развитых странах.
На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие В2В в нашей стране.
Таблица 3.2.1.1
Сдерживающие факторы | Стимулирующие факторы |
Общеэкономические факторы | |
- многолетняя нестабильность экономической ситуации; - высокая доля "теневого" сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом; - в целом высокий уровень монополизации промышленности, связи, транспорта; - большая роль личных отношений и персональной заинтересованности в формировании снабженческо-сбытовых цепочек; - низкий уровень денежных средств в общей структуре взаиморасчетов; - множественность подходов к ценообразованию в рамках одного предприятия, обусловленная применением различных схем расчетов; - неприемлемая для бизнеса налоговая система, побуждающая к массовому "уходу" от налогов; - неоптимальное использование имеющихся ресурсов; - приоритетная потребность в обновлении основных фондов при сохраняющемся дефиците собственных средств предприятий "реального" сектора; - неблагоприятный инвестиционный климат; | - гигантские географические масштабы национального экономического комплекса; - наметившийся в 1999-2000 гг. экономический подъем и оживление промышленного производства; - расширение внутреннего рынка, в том числе и за счет появления новых потребителей; - повышение уровня "монетаризации" экономики; - высокий уровень дифференциации цен на однородную продукцию; - в целом объективная потребность компаний в повышении эффективности снабженческо-сбытовой деятельности; - улучшение финансового состояния предприятий, прежде всего в экспорториентированных отраслях за счет улучшения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья; - появление новых собственников, заинтересованных в повышении эффективности бизнеса; - появления первых В2В проектов в России |
Инфраструктурные факторы | |
- невысокий (в сравнении с развитыми странами) уровень информационных технологий, особенно на периферии; - ограниченная Интернет-аудитория, в том числе и в сегменте корпоративных пользователей; - слабая степень развития телекоммуникаций | - высокие темпы роста пользователей Интернет (преимущественно в экономических центрах); - постепенный процесс компьютеризации компаний; - высокий интеллектуальный потенциал в сфере развития компьютерных технологий |
Управленческие факторы | |
- в целом низкая эффективность корпоративного управления; - инерционность в восприятии принципиально новых подходов к ведению дел у большинства руководителей "советской" формации; - недоверие к инструментам ведения бизнеса, не апробированным в России | - постепенное повышение уровня менеджмента в компаниях, принадлежащих собственникам, заинтересованных в долгосрочном развитии своего бизнеса. |
Правовые факторы | |
- отсутствие правового регулирования электронной торговли (в частности, закона о электронной цифровой подписи) | - осуществляется разработка проектов законов для дальнейшего утверждения законодательными органами |
Вышеперечисленные факторы непосредственно влияют на степень готовности каждого из сегментов отечественной промышленности к использованию механизмов межкорпоративного электронного бизнеса, которая существенно дифференцируется в зависимости от конкретной отрасли индустрии.
Для выявления наиболее перспективных секторов отечественной индустрии с точки зрения реализации механизмов В2В в своем исследовании рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело анализ имеющегося потенциала для ведения межкорпоративного электронного бизнеса, его возможных форм и интенсивности развития в следующих отраслях промышленности: