2) издержки ведения переговоров;
3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг;
4) издержки по спецификации и защите прав собствен-ности (расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав);
5) издержки оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушаю-щее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.
Проблеме оппортунистического поведения в теории трансакционных издержек принадлежит одно из центральных мест. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.
Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обяза-тельно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.
Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвести-ции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.
Трансакционные издержки, возникающие по ходу взаимодействия экономических агентов, противопостав-ляются трансформационным (производственным) издерж-кам, связанным с физическим преобразованием ресурсов. Значение трансакционных издержек, как показали Дж. Уоллис и Д. Норт, возрастает в процессе экономического развития. Согласно их расчетам, доля в ВВП США трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством - с 3,6% в 1870 до 13,9% в 1970 г., что в итоге составило рост с 26,6% до 54,9%.
Расширение трансакционного сектора экономики, по их мнению, служит одним из главных признаков, отделяющих процветающие экономики от стагнирующих.Одно из наиболее интересных и плодотворных прило-жений трансакционного подхода связано с проникно-вением его идей в теорию фирмы. Основоположником трансакционного анализа экономических организаций явился Р.Коуз.
Девяностые годы 20 века принесли успех экономистам на пути исследования рынка, собствен-ности, фирмы, корпорации. Образовался своеобразный синтез неоклассики и институционализма, «чистой» теории и прикладных разработок, макро- и микроэкономи-ческого анализа. Быстрое внедрение в практику теорети-ческих результатов заставляет повторить слова одного из выдающихся физиков: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Мир экономистов заговорил о новой парадигме в науке, способной определить как будущее самой экономики, так и ее применение в самых различных областях хозяйства. Одним из возмутителей спокойствия стал американец Р. Коуз (Нобелевский лауреат 1991 г.).
Р. Коуз свою награду «за пионерные работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности» получил в весьма преклонном возрасте — 80-летний профессор Чикагского университета уже более 10 лет как вышел в отставку. Родился он в 1910 г. в Великобритании, закончил Лондонскую школу экономики. Переехав в США, работал в Вирджинском и Чикагском университетах. Труды Коуза служат блестящим опровержением тому, казалось бы сейчас, неопровержимому мнению, что успеха в экономических исследованиях можно добиться только применяя математические методы, конструируя много-факторные модели. В трудах Коуза нет формализованных моделей, математических выкладок или хотя бы графиков и диаграмм. Однако они (всего три статьи, опублико-ванные в 1937, 1946 и 1960 гг.) произвели переворот в видении экономической действительности, послужили источником парадигмальных изменений в современном экономическом анализе, породили целый ряд бурно развивающихся научных концепций.
Далеко не сразу идеи Коуза были поняты и приняты. Опубликованная в 1937 г. статья «Природа фирмы» не произвела в свое время никакого впечатления. Внимание ученых в то время было приковано к макроэкономической теории Кейнса, к трудам, анализирующим «провалы рынка» и обосновывающим неизбежность государствен-ного регулирования рыночной системы. Коуз же в этой и последующих публикациях подходил к проблемам рынка, фирмы, государства совсем с иной стороны. В конце концов его идеи начали вызывать серьезные возражения многих американских экономистов, особенно профес-соров Чикагского университета, буквально обескуражен-ных парадоксальностью подходов и выводов далеко не самого именитого из ученых.
Казалось, общепринятые и известные даже ученикам колледжей положения о «провалах рынка», о неизбежнос-ти государственного регулирования монополий, финанси-рования образования и решения экологических проблем, были поставлены с ног на голову. Коуз, как он пишет, «был принужден к более полному изложению своих соображе-ний», опубликовав статью «Проблема социальных издержек». С этого времени теории «прав собственности» и «трансакционных издержек», разработанные ученым начинают завоевывать признание, и что особенно важно, их применение на практике оказывается эффективно.
Теория трансакционных издержек изложена в статье «Природа фирмы», признанной ныне классической. Свое исследование Коуз начинает с анализа двух, по его словам, важнейших институтов, центральных для экономической науки, — фирмы и рынка, составляющих «институциональную структуру экономической системы». Он задается вопросом: почему существуют фирмы? Почему какая-то часть экономической деятельности протекает внутри фирм, представляющих собой верти-кальные иерархические структуры и устроенных по принципу прямых приказов-команд, а другая осуществля-ется на рынке, где на основе добровольных двусторонних контактов складываются горизонтальные отношения и где все решают цены? Отчего экономика не может функционировать в виде «сплошного» рынка, откуда посреди рыночной стихии возникают островки «созна-тельного контроля», иначе говоря - фирмы?
Ответ на этот вопрос Коуз дает, вводя в экономи-ческий анализ новую категорию, получившую название «Трансакционные издержки». Она служит исходным пунктом исследования и составляет своеобразный каркас теоретической системы ученого.
Неизбежность таких издержек, которые Коуз первона-чально называл «издержками рыночных трансакций» (или «издержками осуществления трансакций обмена на открытом рынке», или просто «рыночных издержек»), их суть и значение объяснялись самим автором идеи следующим образом. «Я описал то, что имел в виду, в следующих словах: "Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее". То есть, Трансакционные издержки — это "издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта".
Американский экономист убеждает читателя — без понятия трансакционных издержек невозможно разобрать-ся в работе экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы и нет основания для определения политики. Существование трансакционных издержек «будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечи-вающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываю-тся меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг — все может при этом меняться».
Природа внутренней и внешней интеграции фирмы
Какое же отношение ко всему изложенному имеет фирма? Самое прямое. - Быть может, наиболее важной формой приспособления к проблеме существования трансакционных издержек как раз и является возникнове-ние фирмы. Как поясняет Коуз, «хотя производство может вестись совершенно децентрализованно (на основе кон-трактов между индивидуумами)..., неизбежна организация фирм для осуществления действий, которые в противном случае совершались бы через рыночные трансакции (разумеется, если внутрифирменные издержки меньше, чем издержки рыночных трансакций). Именно это опреде-ляет, что же именно фирма покупает, производит и продает».
Итак, доказано, что само функционирование рынка может требовать высоких издержек. В той мере, в какой механизм прямого, директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, фирма вытесняет рынок. Но тогда возникает вопрос: почему экономика не может вся сверху донизу — наподобие единой гигантской фирмы — строиться исключительно на командном механизме, как на то уповали сторонники социалистичес-кого планирования? Коуз поясняет: координация экономи-ческой деятельности с помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают при увеличении размеров организации.