За первые три года осуществления экономического курса Рейгана налоги на население сократились на 25%, ставка налога на самых богатых уменьшилась с 31.7% в 1980 году до 24.9% в 1985 году. Вместе с тем темпы экономического роста в 80-е годы были недостаточно высоки: реальный ВВП возрастал лишь на 2.6% в год против 2.8% в 70-е годы и 3.8% в 60-е. Не оправдались расчеты о дополнительных капиталовложениях за счет сбережения богатых. Только 2% национального дохода в 80-е годы пошло на новые инвестиции по сравнению с 3.4% в 60 - 70 годы. Стоит добавить, что военные расходы возросли в 80-е годы с 5.1 до 6.4% ВВП, а расходы на внутренние программы сократились с 4.9 до 3.7%.
Недостаточный рост инвестиций сказался и на динамике занятости. В период подъема 80-х ежегодный темп прироста новых рабочих мест составил 2% в год по сравнению с 2.5% в 70-е и 2.7% в 60-е годы. Из-за низкого уровня капиталовложений в экономику предприятия сокращали заработную плату и численность работников (ликвидирован 1 миллион рабочих мест). Производительность труда росла на 2.9% быстрее, чем в 70-е годы. В то же время за десятилетие 80-х количество капитального оборудования в денежном выражении на одного рабочего возросло лишь на 8.7% по сравнению с 14.1% в 70-х и 23% в 60-х годах. Нетрудно сделать вывод: замедление динамики показателя капиталоемкости производства означает сдвиг в структуре занятости в пользу тех отраслей , где количество оборудования на работающего меньше. Очевидно, это отрасли сферы услуг.
10. Рабочие места и распределение доходов
В кризисном для США 1982 году уровень безработицы находился на отметке 10.7%. В середине 1992 года безработица охватывала 7.8% самодеятельного населения, и этот уровень также считался неприемлемым. В момент прихода к власти Дж.Буша в 1988 году уровень безработицы достигал 5.2%.
Создавались рабочие места, не требующие высокой квалификации и соответственно с низкой зарплатой. Хотя в 1979 - 1989 годах в американской экономике возникло 13.6 миллионов новых рабочих мест, на 5 миллионах из них зарплата составляла 13 тысяч долларов в год, что ниже официального уровня бедности для семьи из 4 человек. В 1979 году 18.9% работающих полный рабочий день имели такую низкую зарплату, в 1989 году - уже 23.1%, а в ходе рецессии 90-х годов - 25.7%.
Дело в том, что сектор обрабатывающей промышленности, который традиционно предоставляет высокооплачиваемые рабочие места, в годы экономического подъема 80-х годов потерял 675 тысяч рабочих мест, а в рецессионные 90-е годы еще 1.1 миллионов рабочих мест. В то же время занятость в сфере услуг росла на 213 тысяч человек в месяц в период подъема и создавала до 90% рабочих мест. Средняя зарплата на ликвидированных рабочих местах в промышленности США в 80-е годы составляла 444 доллара в неделю, а средняя зарплата на вновь создаваемых рабочих местах в эти же годы - всего 272 доллара, т.е. почти на границе уровня бедности (250 долларов).
Конечно, рабочие места лучше иметь, чем не иметь, но далеко не все новые очаги занятости поддерживают конкурентноспособность американской экономики. Одно дело - новые рабочие места для молодежи в сфере компьютерных или телекоммуникационных услуг: снижение производства в машиностроительных отраслях компенсируется захватом США лидирующих позиций в наукоемкой “экономике услуг”. Но другое дело - создание низкооплачиваемых рабочих мест, не требующих серьезной подготовки и образования, в отраслях социальной инфраструктуры, индустрии развлечений, на летних работах и тому подобное. Поддерживая занятость и даже улучшая качество жизни, такие рабочие места не способствуют здоровому экономическому росту.
Указанные тенденции продолжают действовать и в 90-х годах. Так, несмотря на рост ВВП в 1991 - 1992 годах на 1.6% в квартал, занятость в обрабатывающей промышленности США уменьшилась только в августе 1992 года на 97 тысяч человек. В то же время 88 тысяч человек было занято на летних работах. По их окончанию к ноябрю 1992 года безработица увеличилась до 8%.
Еще одна закономерность структурной динамики рабочих мест - их исчезновение в крупном бизнесе, где заработная плата достаточно высока, и их появление преимущественно в мелком бизнесе с заведомо более низкой платой. А поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест сокращалось, то дифференциация доходов существенно возросла. Сегодня 1% населения получает 33% доходов.
Количество американских семей, получающих высокие доходы возросло с 12% в 1979 году до 14.7% в 1989 году. В то же время количество низкооплачиваемых семей возросло за этот же период с 20 до 22%.
В определенном смысле победа Б.Клинтона - это надежда среднего класса на прекращение имущественного расслоения, более равномерное обложение налогами всех слоев общества, создание высокодоходных рабочих мест для американцев.
11. Недостатки управления трудом в корпорациях
Среди основных причин сокращения рабочих мест в крупных американских компаниях можно выделить следующие:
прежний социальный контракт труда и капитала - мы даем тебе работу, регулярную оплату, возможность для роста и набор социальных льгот, а ты работай так, как тебе говорят, - уже не существует. Вместо него в управлении персоналом компаний утвердился утилитарный принцип: корпорация удерживает незначительное число постоянных работников как ядро компании и привлекает на оставшиеся рабочие места временно работающих консультантов, занятых неполный рабочий день. Это позволяет сокращать затраты на поддержание стабильного состава постоянных работников, но одновременно усиливает текучесть кадров. Из 5.1 миллиона человек, ставших безработными с января 1987 года по январь 1992 года, только 2.7 миллиона человек нашли новую работу с полным рабочим днем, причем половина из этой группы согласилась на работу с пониженной зарплатой;
корпорации не стремятся создавать рабочие места с высокими функциональными характеристиками. Этим термином обозначаются рабочие места с тотальным контролем качества, высокими синергетическими требованиями прежде всего в сфере услуг. Столкнувшись с рецессионой конъюнктурой начала 90-х годов, банки, страховые компании, магазины, рекламные агентства стали сокращать в массовом порядке менеджеров среднего звена, конторских служащих, торговых агентов и другие категории “белых воротничков”. Подобные действия привели к тому, что эти категории работников составили 41% среди всех работников, ставшими безработными с начала рецессии.
Руководство фирм пока склонно иметь узкоспециализированную рабочую силу с низкой заработной платой и большой текучестью кадров. На худой конец, корпорации предпочитают переводить производство из США в Португалию, Южную Корею и другие страны, где рабочему можно платить не 14, а 4 доллара в час, экономя на заработной плате.
Рынок труда США в последние годы характеризуется своего рода интеллектуальным расслоением: на одном полюсе концентрируются высококлассные специалисты, не находящие должного применения, на другом - малообразованная рабочая сила, для которой создаются соответствующие рабочие места. В 1991 году Национальная ассоциация производителей США опросила своих членов по проблемам, связанным с использованием рабочей силы. Обследование показало, что у 40% опрошенных - сложности с совершенствованием используемых технологий; 30% заявили, что не могут реорганизовать свои предприятия, так как возникают трудности с переобучением работников; 25% отметили, что не могут улучшить качество продукции, поскольку работники не в состоянии овладеть новой техникой контроля качества.
Широкие круги общественности США дискутируют вопрос, хороша ли для Америки глобализация экономики. С одной стороны, свободный обмен технологиями, управленческим опытом, капиталами должен благотворно сказаться на рынке труда США хотя бы за счет создания новых рабочих мест иностранцами, отфильтровывания передовых в техническом отношении производств, открытия новых рынков за пределами США. С другой стороны, без внимания остается проблема повышения качественного состава американской рабочей силы: вместо подготовки конкурентноспособного персонала внутри страны компании делают упор на заграничное производство и зарубежную дешевую рабочую силу. В результате гдлобализации должны выиграть лица с перспективными профессиями, требующими высшего образования. В проигрыше останутся среднеквалифицированные работники, которые составляют относительное большинство рабочей силы США.
12. Правительственная политика стимулирования создания рабочих мест
К концу своего президентского срока, в августе 1992 года, Дж.Буш обнародовал идею выделения 3 миллиардов долларов на создание системы “грандов квалификации”, которые будут предоставляться в размере 3 тысяч долларов каждому конкретному работнику, который лишился работы или находится под угрозой ее потери. Конгресс США в Акте оборонной конверсии выделил 351 миллион долларов на помощь жертвам победы в “холодной войне”, потерявшим работу в результате сокращения оборонных расходов. Средства будут потрачены на консультирование , переподготовку, временное медицинское страхование потерявших работу в военном министерстве. Всего с 1989 года лишились работы 840 тысяч работников, занятых в военном производстве, солдат и офицеров на военной службе и гражданского персонала Пентагона.
Б.Клинтон обещает включить второй “мотор” экономики - фискальную политику (в годы правления республиканцев американская экономика фактически работала на одном “моторе” - кредитно-денежной политике) - и ежегодно вкладывать в экономику 50 миллиардов долларов для создания новых рабочих мест, обновления инфраструктуры.
Ответственность за переподготовку персонала Клинтон хочет переложить на плечи работодателей. Компании с числом занятых свыше 50 должны будут отчислять для обучения своих работников 1.5% расходов на оплату труда. Осуществлять подготовку компании могут либо самостоятельно, либо перечисляя деньги в специальные правительственные фонды развития подготовки.