Могут противоречить цели экономического роста и справедливого распределения доходов: стремление достичь большего равенства в распределении доходов могут ослабить стимулы к труду, инвестированию, научно-техническому прогрессу и предпринимательскому риску. Кроме того, более справедливое распределение доходов означает обычно более высокие налоги, которые тоже тормозят рост экономики.
Возможно противоречие между целями достижения полной занятости и экономической эффективности: так, в СССР у работников не было страха потерять работу, что являлось немаловажным фактором низкой производительности труда.
Экономический рост и экономическая свобода тоже противоречат друг другу - особенно в долговременном аспекте. Хотя в тоталитарном государстве в период индустриализации, как показывает опыт нашей страны, оказался возможным рост в условиях резкого ограничения свободы, однако на определенном этапе - в условиях, когда резко возрастает роль субъективного фактора производства, уровня его образования и общей культуры, в развитии общества - данное ограничение становится главным тормозом дальнейшего экономического прогресса. Ф. Хайек сформулировал перед II мировой войной альтернативу: свобода или благосостояние. Он считал, что во имя свободы человечество может принести в жертву даже свое благосостояние. К тому времени мир еще не вкусил сполна от тоталитарного “благосостояния”. Это была ошибка, признанная Хайеком в его книге «Дорога к рабству» уже в 1944 г. Свобода и благосостояние составляют единое целое, они находятся по одну сторону жизни. А тоталитаризм и нищета - по другую. Во многом именно из-за отсутствия и поныне реальной экономической свободы Россия продолжает находиться в состоянии стагнации. По рейтингу экономической свободы, определяемому 47 исследовательскими институтами во всем мире для 115 стран, в 1995 г. Россия оказалась в конце списка с 3.5 баллами из 10 - рядом с Сирией, Ираном и Центрально-Африканской Республикой. На конец 1999 года Россия занимала 77 место и была даже позади Белоруссии. Как отмечал В.Ойкен, тоталитарное государство, лишая людей свободы экономического выбора, тем самым освобождает их от ответственности и, в конечном счете, приводит к бедности.
Головоломка с тремя главными макроэкономическими целями (экономический рост, стабильность цен, полная занятость), которые тесно взаимосвязаны и взаимно переплетаются, получила название “магического треугольника”. Истории известны лишь несколько примеров практически 100-процентного разрешения проблем “магического треугольника”:
- достижение высоких темпов роста экономики при сравнительно низком уровне инфляции и безработицы произошло в послевоенных Японии и Германии;
- и “экономическое чудо” в современных новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Но это именно “чудо”.
Когда основные цели вступают в противоречие, правительство должно выработать систему приоритетов, определив, что важнее для общества в данный момент.
2.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения оказывает решающее влияние на объем и динамику национального производства, занятость населения, динамику цен. Совокупный спрос - представленные на рынке в денежной форме потребности домохозяйств, фирм и государства в потребительских и инвестиционных товарах. Совокупное предложение - количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке домохозяйствам, государству и друг другу по соответствующим ценам.
Ведущим фактором, влияющим на совокупное предложение, является уровень цен. Однако в мировой науке по поводу формы кривой совокупного предложения имеются серьезные разногласия. Классическая школа, которая господствовала до Великой депрессии (и активно возрождается в 80-90-е гг. в форме монетаризма), полагает, что механизм рыночной конкуренции автоматически уравновешивает совокупный спрос и совокупное предложение. Поэтому длительное нарушение этого равновесия и экономические кризисы объективно невозможны. Главный аргумент: в рыночной экономике цены, заработная плата, процентные ставки являются гибкими и при любом уровне совокупного спроса быстро уравновешивают его с совокупным предложением.
Классики полагают, что экономическая система способна быстро приспосабливаться к изменениям конъюнктуры, что экономика неизменно тяготеет к естественному уровню реального объема выпуска (границе производственных возможностей экономической системы). Конечно, временно могут возникать следующие ситуации:
· в верхней точке делового цикла эта граница превышается (сверхурочное использование рабочей силы, отрицательное значение величины циклической безработицы);
· в период циклического спада эта граница не достигается (безработица, простой оборудования, нежелание работать за сократившуюся заработную плату).
Однако в экономической системе существуют механизмы, которые выступают амортизаторами, смягчающими кризисные потрясения и не позволяющими, наоборот, чрезмерно расширять объем производства. Это - механизм гибких цен, гибкой заработной платы, гибких процентных ставок (последний рассматривается в следующей теме). Через них экономическая система приводится к новому равновесному состоянию
Кейнсианцы критикуют механизм гибких цен. Они соглашаются с классиками лишь в том, что сокращение совокупного спроса приводит к скольжению экономики вниз вдоль кривой совокупного предложения, что порождает сокращение цен, объема производства и занятости. Кейнс писал: “Дефляция эффективного спроса ниже того уровня, который необходим для полной занятости, приведет к падению производства и цен”. Объяснение: усиление конкуренции продавцов на товарном рынке в условиях сокращающегося спроса. Однако неверна, утверждается, позиция классиков, состоящая в утверждении, что длительное падение цен на ресурсы и продукцию вернет реальный выпуск к его естественному уровню.
2.4. Макроэкономическая нестабильность. Механизм циклических колебаний.
2.4.1.Циклическая форма движения экономики. Классификация экономических циклов.
Цикличность - всеобщая форма движения экономики, отражающая неравномерность этого движения, периодическую смену эволюционной и революционной форм экономического прогресса. Данная объективная закономерность находит форму проявления в любой экономической системе, хотя, безусловно, специфика системы - например, планово-регулируемой и переходной экономики - может проявиться в определенных деформациях циклической амплитуды колебаний деловой активности.
Экономический цикл - периодически повторяющиеся периоды оживления и сокращения экономической активности вдоль тренда долговременного роста. В верхней точке цикла экономическая активность намного выше тренда долговременного роста, в то время как в нижней точке циклического развития достигается минимальный уровень экономической активности. Тренд роста реального ВНП характеризует тот объем валового продукта, который можно произвести в обществе при условии полного использования всех имеющихся в нем производственных ресурсов. Отклонения фактического ВНП от потенциально возможного (трендового) его уровня называются «отставаниями выпуска».
Периодические отклонения от трендового уровня характерны для объема производства, занятости, уровня цен и других показателей. Данные колебания порождают циклические сдвиги в неэкономических явлениях - браках, рождаемости, качестве питания населения. Даже выборы органов власти испытывают влияние циклов в экономике: обычно в период депрессии партия, находящаяся у власти, теряет ее. В свою очередь, неэкономические циклы оказывают влияние на экономическую жизнь. Так, цикличность солнечных пятен воздействует на уровни урожая в сельском хозяйстве, здоровье людей как субъектов экономической системы.
Закономерность циклического развития экономики отрицается многими экономистами. Среди колеблющихся, такие известные ученые, как П.Самуэльсон, В.Леонтьев. Значительная часть ученых просто не замечает проблемы цикличности - не случайно в большинстве западных учебников не найти объемистых разделов, посвященных циклам в экономике. Между тем макроэкономическая статистика неуклонно подтверждает гипотезу цикличности, находя периодичность в колебаниях темпов роста (волнах экономической динамики), инвестиционной активности, в аграрной сфере, строительстве и т.п. Эти колебания пересекаются, накладываются друг на друга, что делает проблему вычленения отдельных циклов, действительно, трудно разрешимой.
Характерная черта цикличности - движение по спирали (а не по кругу). Поэтому логично заключить, что цикличность - форма прогрессивного развития. Только циклически развивающаяся экономика является эффективной. Напротив, экономические системы, в которых цикличность подавлена (например, гипертрофией государственного вмешательства в экономику), обречены в лучшем случае на экстенсивный рост.
Фазы каждого экономического цикла своеобразны, имеют разную длительность, разные характеристики. Не имея двойника, они оригинальны как в историческом аспекте, так и в аспекте национальном, региональном.
Цикличность - движение от одного устойчивого состояния экономики к другому, фактически - это один из способов саморегулирования рыночной экономики, а также способ изменения ее отраслевой структуры. И опять-таки деформация циклов неминуемо сказывается на уровне сбалансированности экономики: не получая разрешения, накапливаются диспропорции воспроизводства, затрудняется осуществление структурной перестройки.