Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п. [б].
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
55. Основные формы и направления международной передачи технологий.
Ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ национальной экономики является овладение передовыми технологиями. Новые технологии доказали возможность совершенствования существующей и появления принципиально новой продукции, такой, как волоконная оптика, микроэлектроника, промышленная керамика, микролазеры, композиционные материалы и т.п.
Согласно теории эволюционной экономики, экономическое, социальное и технологическое развитие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому технологическое развитие рассматривается как одна из важнейших движущих сил, определяющих траекторию трансформационных процессов в экономике.
Под технологическим обменом в широком смысле может пониматься едва ли не весь спектр международных экономических отношений, включая куплю-продажу патентов и лицензий, торговлю товарами, предоставление услуг.
Субъект мирового рынка технологий – это государства, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица (ученые и специалисты).
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).
Все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые в настоящее время приобрели характер технологической стратегии. Все более активную роль в сфере передачи технологии играют правительства. Так называемый “технологический разрыв”, который существует между США и Западной Европой, Западной Европой и Японией, развитыми и развивающимися странами, в том числе новыми индустриальными странами (НИС) и наименее развитыми, а также Россией и другими странами бывшего социалистического лагеря, может быть выгодно использован (и используется развитыми странами), как в коммерческих, так и в политических целях.
технологический обмен ТНК является внутрикорпоративным трансфертом, но не технологическим обменом в общепринятом понимании. Он приводит к сохранению и упрочению технологического лидерства и разрыва, а в ряде случаев и к обратному оттоку технологии через учреждаемые в других странах исследовательские подразделения.
Гораздо более перспективным источником технологии могут быть поэтому мелкие фирмы, у которых недостает собственных средств для доведения технологии до рыночной стадии. В зарубежной практике все более важным источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые привлекают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Основной притягательной чертой в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу – в момент ее появления. Для России привлечение капитала в новые небольшие компании и технопарки – наиболее привлекательный путь развития международного технологического обмена.
Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, позволяет осуществлять международный технологический обмен по многоступенчатому сценарию.
Так называемая “высокая технология” обращается преимущественно между промышленно развитыми странами. Средняя и низкая технология может быть новой для рынков развивающихся и новых индустриальных стран. Принципиальная особенность такого обмена – приобретение лицензий фирмами развивающихся стран у развитых и перенос относительно простых стадий производства корпораций развитых стран в собственные филиалы и отделения, расположенные в НИС. Единственный реальный путь для вхождения России в международный технологический обмен и на рынок технологий – использование накопленного научно-технического потенциала. Известно, что он способен привлечь миллиарды долларов инвестиций под совместную коммерциализацию технологий оборонного комплекса и ряда гражданских. Только на этом пути открывается возможность интеграции в мировое хозяйство и изживания энергосырьевой направленности экспорта.
ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ.
Передача технологии осуществляется в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.
Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
огромные информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники и др.;
конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе постоянно действующие;
обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;
перекрестное лицензирование на паритетной основе;
миграция ученых и специалистов 9в том числе международная, так называемая “утечка умов”) из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями.
Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию – фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и запатентованные изобретения.
Помимо официальной в последние годы большой размах приобрела нелегальная “передача” технологии в форме промышленного шпионажа и технологического пиратства – массового выпуска и продажи технологий-имитаций теневыми структурами.
По некоторым сведениям, до 1/3 зарубежных служб маркетинга (и исследовательских) крупных корпораций тем или иным образом причастны к промышленному шпионажу. Технологическое пиратство более всего развито в Юго-Восточной Азии.
Основными формами коммерческой передачи информации являются:
продажа технологии в материализованном виде – станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;
прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;
портфельные инвестиции, в том числе совместные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
продажа патентов;
продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.;
продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности – “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.;
совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;
инжиниринг.
ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ.
Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутрифирменный трансферт, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации.
Коммерческие формы передачи технологии, как внутристрановые, так и международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).
На государственном, межгосударственном и межфирменном уровне передача технологии и технологический обмен регулируются законодательными актами национального и международно-правового характера, а также конкретными договорами и соглашениями сторон (фирм, корпораций и др.).
В соответствии с Венской конвенцией 1980 г. (а также Гаагской конвенцией 1964 г.) строго регламентируется весь товарообмен, включая технологический.
Участие страны в международном технологическом бизнесе определяет ее экономический статус. Россия имеет все шансы и возможности выйти на международный рынок технологий. Этому способствуют: