Смекни!
smekni.com

Первоначальное накопление капитала в Англии и Голландии в XV-XVII вв. Начало колониальной экспансии (стр. 1 из 2)

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей контрольной работы – «Первоначальное накопление капитала в Англии и Голландии в XV-XVII вв. Начало колониальной экспансии». Самым сложным при написании работы в данной области явился недостаток монографической литературы, поэтому пришлось вычленить необходимый материал из учебников по истории экономики и монографий, посвященных общим вопросам экономической теории.

Работа разделена на две части. В первой части работы рассматриваются предпосылки, сложившиеся в XV-XVII вв. в Голландии и Англии для накопления первоначального капитала. В той же части предлагается рассмотреть источники накопления первоначального капитала в вышеназванных странах. Во второй части работы оценивается роль колониальных экспансий Голландии и Англии в приведенном хронологическом периоде.

Для написания работы я пользовался тремя книгами. Во-первых, хотелось бы отметить учебник «Экономическая история капиталистических стран», вышедший в 1986 г. под редакцией Ф.Я. Полянского и В.А. Жамина. Особенность этого учебника состоит в более глубоком, на мой взгляд, изложении материала, его системности. Во-вторых, интересна в общеэкономическом плане книга Залмана Вениаминовича Соколинского «Теории накопления». Говоря об историческом аспекте первоначального накопления капитала, неплохо бы знать о том, что вообще представляют и какие существуют теории накопления. И, наконец, третий источник – «Теория воспроизводства и накопления капитала» Шиндзабуро Хошимуры, профессора экономики Иокагамского Национального Университета. Но мне показалось, что методы японского экономиста слишком специализированы и попробовать взять общие положения из этого издания очень трудно, тем не менее, мне это удалось.

Часть 1. Предпосылки первоначального накопления капитала и накопление капитала в Нидерландах и Англии в XV-XVII вв.

Примерно с Xв. Нидерланды представляли собой союз нескольких провинций, самой крупной из которых была Голландия. Особенность экономического развития Нидерландов состояла в том, что в провинциях так и не возникло помещичьего хозяйства, а начиная с XIV-XV вв. сельское хозяйство начинает испытывать глубокое влияние городов. В XVI в. в Нидерландах начинают появляться районы торгового земледелия. Нидерланды стали специализироваться на производстве продуктов животноводства.

Экономический упадок Испании во второй половине XVI в. совпал с возвышением Голландии, которая как самостоятельное государство родилась в результате нидерландской буржуазной революции. К середине XVIв. развитие капитализма в Нидерландах продвинулось далеко вперед.

«Однако не все 17 провинций были развиты одинаково. Фландрия и Брабант оставались основными промышленными районами юга и центра страны. Северный торгово-промышленный район представляли Голландия и Зеландия. До второй половины XVI в. промышленность и торговля севера отставали по уровню развития от Фландрии и Брабанта. Однако в судостроении, морском промысле и судоходстве по Балтийскому морю север превосходил юг».[1] Еще со второй половины XV в. в Нидерландах началось перемещение экономических центров на север, где влияние реакционного цехового строя, феодального земледелия и церкви было не таким сильным. Купечество Голландии и Фрисландии создало мощный флот и обогащалось на основе посреднической торговли. Торговля Антверпена была тоже посреднической, но главная роль в ней принадлежала иностранным коммерсантам, а местные купцы занимались ее обслуживанием.

«В XVI в. в Нидерландах – самой передовой в торгово-промышленном отношении стране Западной Европы господствовал испанский абсолютизм. В середине XVI в. испанская казна получала из нидерландских провинций 2 млн. гульденов в качестве налога. Но и сами Нидерланды извлекали из этого определенные выгоды: купцы и мануфактуристы получили доступ на рынки испанских территорий, в американские колонии».[2]

Политика Испании отличалась крайней реакционностью. Непрерывные войны Карла V расстроили финансы Нидерландов. С 1521 г. в стране начинается преследование еретиков, возникает инквизиция. При Филиппе II положение Нидерландов все более ухудшается. Новый монарх, чтобы освободится от долгов, объявил в 1557 г. государственное банкротство, в результате чего нидерландские банкиры понесли убытки. В 1560 г. была увеличена пошлина на вывоз шерсти из Испании. Ввоз этого сырья в Нидерланды сократился с 40 до 25 тыс. кип в год. Затем нидерландским купцам было запрещено торговать в испанских колониях. Кроме того, испанцы в союзе с католической церковью начали наступление на ересь. Испанская инквизиция обрушилась на Нидерланды. У привлеченных к суду инквизиции конфисковывалось имущество. Поэтому буржуазия и богатые дворяне подвергались репрессиям довольно часто.

В 1566 г. Нидерланды охватило восстание 12 из 17 провинций, направленное против союзника Испании – католической церкви. Власти этих провинций запретили деятельность инквизиции. Но летом 1567 г. в Нидерланды прибыло отборное испанское войско под командованием герцога Альбы. В стране был установлен террор. Альба за короткое время подписал более 8000 смертных приговоров. В 1571 г. в Нидерландах была введена налоговая система испанского образца: единовременный 1%-ный налог со всего недвижимого имущества; 5%-ный – с продажи недвижимости и 10%-ный – с продажи всех товаров. Введение 10%-ного налога (алькабалы) означало в условиях Нидерландов настоящую хозяйственную катастрофу, поскольку товар доходил до потребителя через многочисленных посредников. Началась массовая эмиграция из страны. Усиление репрессий привело к мощному революционному взрыву. В апреле 1572 г. началось всеобщее восстание северных провинций, которое переросло в национально-освободительное движение против Испании. Революционная война закончилась победой лишь на севере Нидерландов. В 1579 г. семь восставших провинций севера во главе с Голландией подписали Утрехтскую унию, которая ставила главной целью войну с Испанией до победы. Так было положено образование нового независимого буржуазного государства – Соединенных провинций Нидерландов. Оно вошло в историю под названием Голландии (наиболее сильной провинции). Самостоятельность Соединенных провинций Нидерландов была признана Испанией в 1609 г. Южный провинции оставались под властью Испании. Суконоделие Фландрии и Брабанта зависело от поставок испанской шерсти, что породило у части буржуазии стремление к компромиссу с захватчиками. На юге влияние феодальных элементов было наиболее сильным. Затянувшаяся война велась в основном на территории южных провинций, что вызвало большие разрушения производительных сил и массовую эмиграцию капиталистических элементов на север. В 1576 г. испанцы разгромили Антверпен – экономический центр юга. Голландская столица Амстердам заняла место Антверпена в качестве мирового центра торговли и кредита (голландские банкиры впервые снизили кредитные ставки и тем самым резко расширили рынок ценных бумаг). В процессе первоначального накопления в Голландии ещё большую, чем в Англии, играл государственный долг. Ни в одной стране в то время не было такого количества прямых и косвенных налогов, таких высоких цен на предметы первой необходимости, но и таких высоких прибылей, как в Голландии. Но торговое господство Голландии далеко не соответствовало уровню её промышленного развития, и в конце XVII века страна постепенно стала утрачивать мировую гегемонию в торговле. На это место выдвигалась Англия, превосходившая Голландию в развитии промышленного производства. Англо-голландские войны XVII-XVIII вв. закончились поражением Голландии, и её капитал всё более стал переливаться в сферу иностранных займов.

Англия - это классическая страна промышленного капитализма. Для нее характерно наиболее полное развитие всех форм и источников первоначального накопления капитала: колониальный грабёж, пиратство, работорговля, государственный долг, протекционизм, купеческие компании (Ост-Индская, например).

«Накопление денег, естественно, требовало от предпринимателей бережливости (особенно ею отличались предприниматели, принадлежащие к появившимся как раз в эту эпоху протестантскими конфессиями). Свобода будущих рабочих от средств производства нередко достигались путём насилия - изгнания крестьян с земли. Классическим примером протекания процесса первоначального накопления служит экономическое развитие Англии в XVI-XVII вв».[3]

В XVI веке Англия была небольшой, внешне типичной аграрной страной с населением 3-3,5 млн. человек (в 4 раза меньше, чем во Франции), в том числе лишь 20% городского. Городская цеховая промышленность была развита слабее, чем на континенте, а торговый флот намного уступал голландскому. Но именно XVI век стал началом резкого подъёма экономики, благодаря которому Англия через три столетия стала промышленным гегемоном мира. Это объясняется, в первую очередь, мощным развитием суконных мануфактур. Если в XIII-XIV вв. английская сырая шерсть вывозилась для обработки на континент, то с XV века производство сукна и шерстяных тканей развивается внутри страны. В 16 веке в шерстяной промышленности оказалась занятой чуть ли не половина английского населения. В середине 14 века из Англии ежегодно вывозилось около 30 тыс. мешков сырой шерсти, а через 200 лет - только 5-6 тыс. мешков, но за это же время английского готового сукна возрос с 5 до 122 тыс. тюков. Производство сукна охватило сначала сельские местности, свободные от цехового режима - в этом и заключался секрет «деревенского вида» Англии.

Спрос на шерсть повышался, и разведение овец стало чрезвычайно прибыльным делом. Но для расширения пастбищ требовалось освободить земли от мелких крестьянских хозяйств, огородив новые пастбища частоколами, рвами, изгородями. Этот процесс обезземеливания крестьян получил название «огораживания». Бывшие крестьяне, лишившись средств к существованию, вынуждены были наниматься на предприятия.