Смекни!
smekni.com

Перспективы консалтинга в России (стр. 2 из 5)

Другой фактор роста спроса на услуги консультантов обусловлен тем, что в 1999-2000 годы прошла еще одна волна передела собственности. Были образованы новые промышленные холдинги ("Русский алюминий", "ЕвразХолдинг", "СУАЛ-холдинг", "Агрохимпромхолдинг" и др.). При формировании надстроечных структур новых образований возникает объективная потребность в выстраивании и отладке новых систем управления. Так, компания "Альт" разработала план реорганизации группы "Объединенные машиностроительные заводы".

Еще один фактор роста спроса на услуги консультантов - процесс реорганизации и акционирования государственных унитарных предприятий. В настоящий момент существует 14 тыс. ГУПов, из которых в государственной собственности планируется оставить порядка тысячи.

Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Это видно из структуры выручки по двум сегментам консалтингового рынка. Из опрошенных нами семи международных консалтинговых компаний пять назвали услуги по стратегическому планированию и оргразвитию приоритетными в своей деятельности. Доля их выручки в России по этому направлению в 2000 году варьировалась от 30% у Accenture до 100% у McKinsey.

Что касается компаний, имеющих чисто российские корни, то у них на стратегическое планирование и оргразвитие приходится только 15% от совокупной выручки.

Многие руководители предприятий среднего масштаба хотя и осознают, что назрела потребность в стратегическом планировании, тем не менее намерены опираться на собственные силы. Однако именно такие предприятия находятся в ситуации, когда помощь извне особенно важна. Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью зависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не в состоянии.

Среди 100 компаний - участников рейтинга услуги в области стратегического консалтинга оказывают 55 компаний. Лидером по этому виду услуг среди российских компаний стала по итогам 2000 года компания "РОЭЛ-Консалтинг" (четвертое место в общем рейтинге). За ней с большим отставанием - компания "НИКойл": ее выручка почти вчетверо меньше.

Информационные технологии. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас западным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, заработанной консультантами. В мировом рейтинге консалтинговых компаний в прошлом году на первую позицию вышла компания IBM, для которой информационные технологии являются приоритетным направлением деятельности.

По итогам 2000 года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли нашим консультантам 30% дохода. Из них 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок, а 10% - от управленческого консультирования в области IT.

Такое доминирование в консалтинге информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должно быть закреплено на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента. Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики. Отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации очевидно.

Кроме возросшего спроса на установку капиталоемких MRP- и ERP-систем, увеличение доли IT в выручке консультантов объясняется также тем, что на 2000 год пришелся пик спроса на консалтинг в области интернет-технологий на российском рынке.

По информационным технологиям как в области управленческого консалтинга, так и по системной интеграции лидерами списка остаются компании IBS и "Юникон/МС".

Налоговый и юридический консалтинг. Этот вид услуг в России изначально пользовался наибольшим успехом. Из компаний иностранного происхождения, работающих на российском рынке, ставку на него делают прежде всего те, кто предоставляет также услуги по аудиту. В ходе нашего экспертного опроса среди компаний иностранного происхождения свои приоритеты в этом направлении заявили компания Arthur Andersen и компания PricewaterhouseCoopers.

Очевидно, что услуги по оптимизации налогообложения логично следуют за аудиторскими услугами. Благодаря объединению налоговых и аудиторских услуг в единое целое в проекте "Налоговый аудит" больших успехов добились "Объединенные консультанты ФДП" - они заняли первое место по этому виду услуг.

Среди чисто российских компаний по юридическому консалтингу в области хозяйственного права лидирующие позиции у компании "Вегас-Лекс" и у московско-тюменской группы "Топ-Аудит/Порт-Аудит".

По мере осознания клиентами пользы консалтинговых услуг и увеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причем растут быстрее, чем на аудиторские услуги. Судить об этом можно по эффективности работы специалистов. Средняя выручка на одного специалиста-консультанта за год возросла на 37%, в то время как на специалистов аудиторско-консалтинговых компаний (в которых работают как аудиторы, так и консультанты) - лишь на 30%.

В списке наиболее эффективных компаний, ранжированных по выручке, заработанной одним специалистом за год, в основном присутствуют крупные компании. Есть, однако, и исключения. Список 20 наиболее эффективных компаний возглавляет московская компания "Партнеръ" (25-я позиция в общем зачете). Выручка на одного специалиста у нее выше, чем у PricewaterhouseCoopers. По эффективности в десятку попала и компания "Докар", которая в рейтинге занимает лишь 53-ю строку.

Выручка на специалиста показывает, по каким реальным ставкам работают специалисты компании. Декларируемое же ценообразование (цены, объявляемые клиенту) подчиняется простому закону: чем больше компания, тем выше почасовые декларируемые ставки. Впрочем, это вполне сообразуется с зарубежной практикой.

Обращает на себя внимание существенный разрыв в стоимости услуг консультантов в России и в Западной Европе. И это несмотря на то что ставки по России рассчитаны с учетом компаний "большой пятерки", услуги которых существенно дороже, чем у чисто российских компаний.

Что касается реальной (а не декларируемой) почасовой ставки у компаний, имеющих чисто российское происхождение, то средняя ставка 20 крупнейших российских компаний составила 32 доллара в час, а по всем участвовавшим в рейтинге компаниям - 18 долларов в час. Эти расчеты сделаны с учетом того, что реально консультанты заняты только 80% своего рабочего времени. Более высокая почасовая оплата означает либо неточный учет рабочего времени, затрачиваемый консультантами на выполнение заказов, либо больший простой консультантов между выполнением проектов.

Еще одна любопытная закономерность. По данным FEACO, управляющий директор в крупнейших консалтинговых компаниях в России оплачивается так же, как старший консультант в развитых западноевропейских странах. Стоимость же услуг старшего консультанта в России ниже, чем стоимость услуг даже не просто консультанта, но и младшего консультанта в Западной Европе. Разумное объяснение этому феномену состоит в том, что в России у компаний - лидеров рынка (данные FEACO учитывают международные компании) управляющий директор - иностранец, что и определяет такой отрыв.

Отраслевой спрос на консалтинг

Из истории географии хорошо известно, что на картах первопроходцев всегда есть обширные белые пятна. Приступая к проекту, мы спорили о том, сколько таких пятен (то есть видов консалтинга, которые не востребованы в тех или иных отраслях) будет у нас - 40 или 60%? Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что консалтеры не охватили своей деятельностью лишь 8% от общего поля карты.

Некоторые же ниши (например, финансовые услуги в торговле) содержали до 25 консалтинговых фирм. Нет спроса, пожалуй, лишь в таких областях, как PR в сельском хозяйстве. Довольно "голой" осталась и угольная промышленность, хотя услуги по шести видам консалтинговых услуг из 10 запрошены и ей.

Основной потребитель консалтинговых услуг в посткризисной России - промышленность. При том что ВВП России более чем на половину создается в сфере услуг. Производство товаров составляет около 47%, из которых на промышленность приходятся лишь 33,5%. Однако почти 60% выручки консалтинговых компаний заработаны в промышленных отраслях (см. график 1).

График 1

Более четверти доходов (26%) консультанты получили от клиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отрасли приходятся лишь около 5% совокупной выручки. Стоит отметить, что наиболее существенный вклад в сумму выручки всех консультантов в этой отрасли внесла компания IBS, которая проводила системную интеграцию в "Газпроме", "ЛУКойле", "Сибнефти" и ЮКОСе. Но даже если не учитывать деятельность IBS, нефтегазовые предприятия, как ни крути, дают консультантам 15% выручки.

Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющая довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемы повышения эффективности и требует обращения за помощью к профессионалам-консультантам.