В Беларуси, например, разработан ряд программ, реализации которых придается особая значимость. Среди них следует выделить программы ”Машиностроение”, ”Энергия”, ”Информатизация”, ”Технологии”, ”Новые материалы”, ”Биотехнология”.
В рамках программы ”Машиностроение” основные усилия концентрируются на разработке и совершенствовании методов оптимального конструирования современных машин с учетом требований надежности, качества материалов и изделий, эргономичности и экономичности.
Программа ”Информатизация” нацелена на решение проблемы выпуска конкурентоспособных персональных ЭВМ.
Одним из разделов программы ”Технологии” является создание новых типов лазеров, оптических элементов и систем, ранее не выпускающихся в республике (разработка новых активных сред, твердотельных лазеров, создание новых типов газовых, полупроводниковых лазеров и т.д.).
В программе ”Новые материалы” акцент делается на керамические и композиционные материалы.
Программой ”Биотехнология” предусматривается создание новых продуктов питания, лекарственных препаратов, бактериальных удобрений и стимуляторов роста растений, микробиологических средств защиты растений, создание новых биотехнологических процессов очистки объектов окружающей среды от загрязнения.
В программе ”Энергия” основной упор делается на создание новых источников энергии, внедрение энергосберегающего оборудования и технологий и средств учета расхода энергоресурсов.
3. Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия его развития.
В течение достаточно длительного времени (по крайней мере, со времени первой промышленной революции) рост производительности труда и, следовательно, жизненного уровня человека зависит от развития технологии. Технологическую динамику можно рассматривать на трех уровнях: микроуровень – постоянно происходящее обновление моделей и модификации продукции и совершенствование ее параметров на базе улучшающихся инноваций; мезоуровень – происходящая с периодичностью примерно в 10 лет смена поколений техники, обновление активной части основных фондов; макроуровень – развертывающаяся на основе совокупности базисных инноваций примерно раз в 50 лет смена лидирующих технологических укладов-этапов развертывания технологических способов производства, являющихся материально-технической базой меняющихся цивилизаций.
Соотношение способов производства, технологических укладов и поколений техники в структуре продукции общественного воспроизводства в современной экономической терминологии получило название технологической структуры экономики. Она выражает удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в составе инновационного и производственного потенциалов той или иной страны, что предопределяет эффективность и адаптивность к переменам ее экономики и конкурентоспособности продукции. Технологическая структура меняется во времени, причем изменения происходят неравномерно, с волнообразной сменой поколений технических систем, научно-технических направлений, технологических укладов и способов производства. Каждый научно-технический цикл включает пять последовательно сменяющихся фаз: зарождения, становления, распространения (диффузии), зрелости (роста), старения.
Основой структурных сдвигов, перехода экономики к новому технологическому укладу служит инновационный потенциал государства. Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технических знаний, являющихся главным фактором устойчивого развития общества. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) достигается за счет инноваций. Наука обеспечивает экономическое воспроизводство на новой технологической основе, сберегает природные ресурсы, сама превращаясь в основной ресурс развития. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.
Для социально-экономического прогресса любого государства, независимо от его территориальных размеров и природных условий, необходимо иметь значительный уровень развития науки в качестве собственного источника технологических нововведений и среды для ассимилирования приобретаемых технологий. Этот уровень определяется структурой и состоянием науки и экономики в целом, политическими и социально-экономическими целями развития общества. Несомненно, достигнутый уровень научно-технического развития должен не просто поддерживаться, а постоянно расти, опережая рост производства. В противном случае будет разрушаться инновационная основа социально-экономического прогресса.
Наиболее тревожное явление в экономике Беларуси – отставание от передовых стран по уровню технико-экономического развития. С завершением структурной перестройки мировой экономики положение нашей страны в международном разделении труда значительно ухудшилось. Груз устаревших производственных мощностей, гипертрофированное развитие отдельных отраслей, низкая конкурентоспособность продукции затрудняют интеграцию республики в мировую экономику, заставляют идти на неэквивалентный внешнеэкономический обмен. Ключ к выходу из затяжного кризиса – радикальная структурная перестройка, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств.
Развитие мировой экономики не может происходить иначе, чем путем последовательной смены технологических укладов. При этом для относительно отсталых стран, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, в определенные периоды истории открываются возможности совершения технологических рывков и выхода в мировые технологические и экономические лидеры. Этот путь развития среди специалистов получил название ”обгонять, не догоняя”, ”идти другой лыжней” и т. п. Способна ли на это Беларусь?
Проанализируем структуру научного потенциала республики. Прежде всего следует отметить, что доля расходов на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в составе национального дохода и валового внутреннего продукта страны невелика и в условиях кризиса имеет тенденцию к снижению (табл. 1). Для сравнения укажем, что, по последним опубликованным данным, в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США, ФРГ и Японии – около 3%. Примерно на этом уровне находились в 1990г. и расходы на науку в Беларуси, являясь одним из приоритетов экономической политики республики. Следует также отметить, что в структуре затрат на НИОКР в Беларуси сейчас преобладают налоговые платежи и заработная плата. Остается очень мало средств на приобретение исследовательского оборудования, материалов, реактивов, научной информации и оплату коммуникаций ученых.
В 1996г. на развитие белорусской науки было затрачено 145 млн. дол. США. По меркам современной Германии, например, это годовой бюджет одного НИИ, причем не самого крупного. Крупные институты и исследовательские центры имеют весьма значительные объемы финансирования. Так, Центр в Юлихе – 530 млн. нем. марок, что составляло в 1995г. около 400 млн. дол. США.
С начала 90-х годов продолжается сокращение численности работающих в отрасли ”наука и научной обслуживание” республики (табл. 2). В 1996г. она составила 96,3% к уровню 1995г. и всего 39,8% к уровню 1990г. При этом численность специалистов, непосредственно занятых исследованиями и разработками, сократилась с 69,0 тыс. чел. в 1990г. до 26,1 тыс. чел. в 1995г. (т. е. на 62,2%). Из сферы науки уходят, как правило наиболее квалифицированные, относительно молодые специалисты, труд которых в НИИ и КБ оплачивается крайне низко. Только за 1993-1996гг. доля специалистов в наиболее работоспособном возрасте (до 40 лет) в общем количестве работников, занятых выполнением НИОКР, сократилась с 49,3 до 41,0%, в том числе доля докторов наук в этом возрасте – с 3,5 до 2,2%, доля кандидатов наук – с 22,4 до 20,0%.
В 1996г. в Беларуси 76,0% докторов наук и 42,3% кандидатов наук имели возраст старше 50 лет. Понятно, что в условиях резкого старения научных коллективов способность науки республики стать застрельщиком научно-технического прорыва, первоисточником формирования прогрессивных технологических укладов чрезвычайно ослабла.
Таким образом, общая ситуация в сфере научно-технической деятельности может быть оценена как крайне критическая, причем процессы разрушения и деградации отрасли ”наука и научной обслуживание” грозят приобрести необратимый обвальный характер.
В структуре научно-технической продукции Беларуси по функциональному назначению результатов (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки) следует отметить прежде всего низкую (хотя и возросшую в период кризиса) долю затрат на фундаментальные исследования – 11,7%. Для сравнения: в США – 14%, ФРГ – 18, Франции – 20% (табл.3). относительно высокий уровень затрат на фундаментальные науки в 1992-1993 гг. в Беларуси был связан с сокращением значительной части отраслевой науки после распада СССР, поддержкой за счет бюджетных средств прежде всего фундаментальных исследований, сосредоточенных главным образом в Академии наук и вузах, находящихся и ранее в республиканском подчинении.
До распада СССР научно- исследовательскими и конструкторскими организациями республики по заказам предприятий ежегодно разрабатывалось до 100-140 новых типов машин, оборудования и приборов. При этом весьма значительная часть общего количества белорусских ученых была занята на проведении исследований, связанных с выполнением хорошо оплачиваемых заказов военно-промышленного комплекса СССР.
Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рисковой, сферой помещения капитала. В развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем производство. Например, с 1981 по 1985г. в десятке стран ОЭСР расходы на исследования и разработки росли почти вдвое быстрее производственных (в среднем 6% против 3%). Американские специалисты Дж.Кердрик и М.Бейли, эксперты конгресса США по проблемам научной политики, подчеркивают, что доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представлений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. Из этого следует, что достигнутый уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на НИОКР в процентах к ВВП составляет в Беларуси 0,4%.