Смекни!
smekni.com

Рейганомика (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение........................................................................................................................ 3

1. Рональд Рейган – 40-ой президент США (1981-1989)........................... 4

2. «Рейгономика» или «консервативная революция»?................ 5

Заключение............................................................................................................... 11

Литература................................................................................................................ 12

Введение

Американское государство, ис­пользуя имеющиеся в его распоря­жении рычаги, осуществляет перераспределение материальных, финансовых и иных ресурсов страны, принимает меры по укреплению международных экономических позиций США и по расширению экспансии американских монопо­лий. Обострение противоречий в экономике страны способствовало усилению экономической роли госу­дарства, что выразилось в разви­тии системы государственно-моно­полистического регулирования эко­номики. На протяжении ряда деся­тилетий формировались теорети­ческие концепции и практические методы государственного регулиро­вания экономики США, разросся и принял огромные размеры госу­дарственный механизм экономи­ческой политики.

В своей эволюции система го­сударственно-монополистического регулирования в США превратилась в органический элемент воспроиз­водственного процесса. Она состоит из многих звеньев, включает в себя прежде всего регулирующий меха­низм федерального правительства, а также механизм штатов и местных органов власти, соединяет в себе государственный инструментарий экономического регулирования (фе­деральный бюджет, налоговая си­стема, механизм кредитно-денеж­ной политики Федеральной резерв­ной системы) и аппарат админи­стративно-правового регулирования (регламентирования) деятельности различных отраслей экономики.

Сложившаяся в б0-е годы офици­альная доктрина «новой экономики» исходила из возможности с по­мощью государства избавить амери­канскую экономику от кризисов и обеспечить ей процветание. Однако уже 70-е годы были отмечены резким нарастанием кризисных процес­сов в экономике США — усилением ее внутренней нестабильности, скач­кообразным развитием инфляции,— перед лицом которых сложившаяся система государственно-монопо­листического регулирования оказа­лась несостоятельной.

Никогда ранее экономика США и экономическая политика государ­ства не сталкивались со столь остры­ми дестабилизирующими процесса­ми, выразившимися в соединении циклических и структурных кризи­сов, в стагфляции (одновременном падении темпов экономического роста и крутом усилении инфля­ции), в обострении международных экономических и валютно-финансовых проблем, проявившимися одно­временно и в концентрированной форме на протяжении одного деся­тилетия.

Именно в этих условиях в начале 80-х годов появилась на свет про­грамма «экономического возрожде­ния Америки», явившаяся попыткой правящих кругов справиться с ост­рыми проблемами в экономике и преодолеть кризис государственно-монополистического регулирования. Вопреки утверждениям о «радикаль­ном ограничении» экономической роли государства речь шла, по су­ществу, о перестройке государст­венной регулирующей политики с целью более эффективного исполь­зования государственных рычагов для усиления капиталистической конкуренции как «двигателя» эко­номики, для стимулирования про­цессов структурной перестройки экономики страны. Речь идёт об экономической политики админи­страции Рейгана, получившая назва­ние «рейганомика».

1. Рональд Рейган – 40-ой президент США (1981-1989)

Несколько дней, посвященные инаугурации президента США, включая и сам день 20 января,— особые дни для Америки, но прежде всего для вашингтонцев. Американ­ская столица превращается в «сборный пункт» политической и деловой элиты американского общества. Оказаться пригла­шенным на торжества по поводу вступления на пост прези­дента — высокая честь, и политическая история США знает немало курьезных случаев, связанных с тем, что кому-то забы­ли направить приглашение или выделили слишком далекое от центральной трибуны место.

20 января 1981 г. заметно отличалось от других инаугурационных дней, сохранившихся в памяти вашингтонцев и ста с лишним тысяч гостей, заполонивших столицу в связи с тор­жествами. Как писала в те дни американская пресса, «начи­ная с открывавшего праздничные дни фейерверка и кончая последним танцем, это было самым грандиозным и самым дорогостоящим за всю историю страны мероприятием в честь вступления президента на пост». В течение всей предшеству­ющей этому празднеству недели по вашингтонскому телевизи­онному каналу демонстрировали 30-, а то и 40-летней давности фильмы с участием нового президента. Национальный аэро­порт им. Даллеса едва справлялся с сотнями персональных и принадлежащих частным корпорациям реактивных лайне­ров, доставлявших в столицу цвет руководства крупнейших промышленных объединений и банков страны. Улицы были забиты роскошными, арендованными за 500 долл. в день лиму­зинами с номерами соседних с Округом Колумбия штатов — автомобильного парка столичных арендных компаний не хва­тало на всех желавших засвидетельствовать свое уважение к приходящей к власти администрации, а если представится возможным, и добиться престижного назначения в правитель­стве. Театральные и ресторанные гардеробы, казалось, реши­ли обслуживать лишь владелиц норковых манто. Если в гости­ницах столицы и оставались свободные места, то лишь самые дешевые.

Но ничто не могло сравниться с торжеством калифорнийцев, с невиданным доселе даже в столице размахом отме­чавших приход к власти «их президента». На средства, выделенные толстосумами Калифорнии, снимались концер­тные залы, рестораны, клубы и даже художественные галереи, оплачивались симфонические, духовые, джазовые и танцевальные оркестры, хоры, организовывались бесконечные балы, обеды, ужины и коктейли. В одном лишь Вашингтоне было организовано девять балов, включая основной инаугурационный бал, билет на который обходился «приглашенным» от 500 до 10 тыс. долл. Из 11 млн. долл., в которые обошлись эти торжества (вдвое дороже, чем аналогичные торжества 1977 г.), 8 млн. долл. были выделены на организационные расходы непосредственно президентскому инаугурационному комитету. Было немало вкладов и «натурой». Компания «Алмаден Вайнярдс» предоставила в распоряжение организато­ров торжеств 14 400 бутылок шампанского. Общество амери­канских цветоводов поставило роз на 13 тыс. долл., а компания «Джелли Белли» прислала в столицу 3,5 т желейного драже — любимого лакомства нового президента. «Если бы фильмы с Вашим участием привлекали бы такое огромное количество людей, Вам не было бы никакого резона идти в политику»,— прозвучало в адресованной Рейгану репризе одного из изве­стных американских комиков.

В числе особо почетных гостей были многие из 865 «респуб­ликанских орлов»— членов элитарного республиканского клу­ба, каждый из которых внес в казну национального комитета партии личный взнос в размере 10 тыс. долл. Репортер газеты «Вашингтон пост» Д. Рэдклиф так отозвалась об этой четы­рехдневной «вакханалии имущих» (это определение принадле­жало другой американской журналистке — Элизабет Бюмийер): «Республиканская аристократия овладела в конце этой недели Вашингтоном, продемонстрировав, что вновь принято носить бриллианты, красоваться в сделанных по специальному заказу туалетах и, вообще, купаться в роскоши... На дамах были длинные норковые и соболиные манто, накинутые поверх туалетов от Сен-Лорана, Оскара де ла Рента, Халстона и Бил­ли Бласса». «Первая леди» Америки Нэнси Рейган блистала в 25-тысячедолларовом платье ее любимого красного цвета, на которое было наброшено норковое манто, сменившее старое из черной норки (его предприимчивый модельер решил пустить на меховую подкладку к плащу президентской супруги). «То была голливудская премьера в особом варианте для Восточно­го побережья; размах ее не могли умерить ни высокий уровень инфляции, ни высокий уровень безработицы»,— писал в те дни лидер американского движения потребителей Р. Нэйдер3. Кри­тика безудержного разгула роскоши не ограничивалась пред­ставителями либеральных кругов страны. Даже сенатор Б. Голдуотер назвал экстравагантность пришедшей к власти республиканской администрации «показухой», назвав неуме­стной публичную демонстрацию богатства «в то время, когда большинство народа не может себе этого позволить».

Так начинал свое правление 40-ой президент США.

Рональд У. Рейган был – после Дуайта Эйзенхауэра – вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы его вице-президент в 1988 году был избран его преемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Фран­клина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он. Речь шла о «консерва­тивной революции», и даже о «революции Рейгана». Президент в начале своего первого срока пребывания в должности сам задал тон ударом литавр, когда заявил, что либерализм потерпел полное банкротство и что госу­дарство более не является решением для проблем, а само стало проблемой. Поэтому это дело времени — остано­вить рост государства и повернуть его назад.

Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся за должность президента, казалось, что общество и политика Соединенных Штатов переставили стрелки на консервативный поворот. Начиная с конца 60-х годов наблюдатели выборов отмечали, что либераль­ные твердыни разрушались, а консерватизм на основе социально-структурных изменений, наоборот, все более укреплялся. Структурные преобразования наблюдались в американской экономике, а именно: упадок горной промышленности и старой промышленности, производя­щей товары массового потребления, и подъем новых от­раслей промышленности, нефтяной и химической про­мышленности, электронной промышленности, но прежде всего — расширение третичной и четвертичной сферы, разнообразных предприятий бытовых услуг и промыш­ленности культуры и образования.