Смекни!
smekni.com

Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов (стр. 11 из 18)

Объективно взглянув на то что экспортируя нефть и покупая электронику за рубежом на сумму, сегодня примерно равную половине объема экспорта сырой нефти, Россия обменивает природную невоспроизводимую ренту на интеллектуальную ренту, финансируя таким образом за счет своего природного богатства научно-технический прогресс, экономический рост и создание рабочих мест за рубежом.

В то время когда инвестиции на одно рабочее место в нефтедобывающую промышленность России создают одно рабочее место опять же в сырьевой отрасли - производстве металла. Инвестиции в микроэлектронные технологии создают 20 рабочих мест в разработке и сборке электронных приборов, создании компьютерных программ, и не за Полярным кругом, а в местах с наибольшей плотностью проживания, в закрытых городах.

Вложение средств в развитие собственной микроэлектронной промышленности даст ощутимые результаты. Факты аргументирующие перспективность данной отрасли:

Производительность труда. Производительность труда в российской промышленности в пять с лишним раз ниже, чем в США. Производительность и качество оборудования, энергоемкость, эффективность управления, экономичность работы предприятий сегодня на 90% определяются степенью оснащенности микропроцессорной и компьютерной техникой; последние - это главный источ­ник повышения производительности труда во всех отраслях экономики. Разработку многих современных изделий просто невозможно выполнить без применения компьютерных систем на основе быстрых процессоров и большой памяти. Отсюда следует, что инвестировать в микроэлектронную промышленность следует раньше, чем в автомобильную, авиационную и любую другую отрасли.

Техническая база развития других отраслей. Применение микросхем большой интеграции во всех отраслях промышленности - информационной, авиационной, космической, автомобильной, связи, в бытовой технике и т. д. на порядок увеличивает технические показатели всех устройств и технологий, их применимость и надежность. Возможность изготовления микросхем большой интеграции - логических микросхем управления, микропроцессоров и специальных микросхем - является решающей для быстрого, скачкообразного развития новой техники во всех отраслях, повышения конкурентоспособности изделий.

Эффективный способ снижения энергопотребления.Энергопотребление систем и технологического оборудования, управляемого микропроцессорами, обычно снижается до десяти раз, а информационных систем, выполненных в виде специализированных микросхем (0,35-0,25 мкм), - до сотни раз.

Фундамент развития малого бизнеса.Наличие собственного производства базовых компонентов - микросхем общего и специального применения - приведет к буму в развитии предприятий малого бизнеса, в разработке и про­изводстве приборов и устройств электронной техники, от бытовой до узлов связи, автомобильной и др., где уже не требуется капитального технологического оборудования.

Таким образом, опережающее развитие микроэлектронной промышленности есть обязательное условие возрождения российской экономики и превращения ее в конкурентоспособную.[23]

Несмотря на голосящие и красноречивые данные, мое субъективное мнение все же более склоняется к тому, что Россия давно упустило возможность занять свою нишу на мировом рынке электроники, хотя вынужден согласиться, что для внутреннего потребления развивать электронную промышленность явно необходимо, перспективы же экспорта российской электроники представляются мне весьма туманными.

Развитие негативных процессов в сфере внешней торговли связано в первую очередь с недостаточной конкурентоспособностью отечественной промышленности. Однако следует подчеркнуть, что такой низкий уровень характерен далеко не для всех отечественных предприятий. И здесь трудно согласиться с мнением, что отечественная обрабатывающая индустрия за редчайшими исключениями не имеет потенциала для развития.

Действительно, в настоящий момент высокой конкурентоспособностью обладают лишь отдельные отечественные промышленные изделия. Но что касается сдержанной оценки нашего потенциала, то с этим трудно согласиться. Не говоря уже о таких областях, как авиакосмическая, ядерная, лазерная, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире, существует целый ряд менее заметных производств, по которым отечественная промышленность достигла или способна достичь мирового уровня. Правда, в короткое время реализовать данный потенциал едва ли удастся, но в среднесрочной перспективе для этого не видно никаких непреодолимых препятствий.

Отечественный ВПК сохранил свой основнойнаучно-технический потенциал, он дает реальные примеры выпуска продукции мирового уровня. Гражданские отрасли также располагают, хотя и сравнительно меньшими, возможностями создавать конкурентоспособные изделия. Правда, эти отрасли нуждаются в дорогостоящей модернизации. Поэтому основным резервом оздоровления российской промышленности и экспорта, видимо, пока является конверсия ВПК. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что конверсия сможет способствовать улучшению структуры российского экспорта и успешному импортозамещению только при целенаправленной поддержке государства.

В условиях перехода к рыночной экономике, весьма популярной в руководстве ВПК и во властных кругах, связанных с ним, становятся идеи ''двойных технологий" и перехода от приоритета конверсии к приоритету экспорта вооружений. И можно считать, что первоначально здесь были достигнуты определенные успехи. В 1996 г. российский экспорт оружия достиг 3.5 млрд. долларов и страна вышла на второе место в мире, уступив только США. Появились оценки, определившие общий объем портфеля экспортных заказов на поставки российского вооружения величиной в 8-10 млрд. долларов. Сейчас экспорт обеспечивает оборонным предприятиям более 2/3 всех финансовых поступлений. Однако уже в 1997 г. объем экспорта вооружений снизился до 2,6 млрд. долларов, а по итогам 7 месяцев 1998 года оценивается в 1,1 млрд. долларов (за весь год будет экспортировано продукции менее чем на 2 млрд. долларов).

Причин для подобной неудачи российской оружейной экспансии несколько:

· поступившие средства от экспорта в силу специфики экономической ситуации использовались не на развитие экспортного производства, а на другие цели: отчасти на неотложные нужды (выплата заработной платы, ремонт оборудования и т.п.), отчасти уходилив другие сферы с более высокой прибыльностью операций (торговля, банковские операции) или оседали в управленческих структурах;

· крайне негативный эффект имеет непрекращающаяся кулуарная борьба за пра­во контроля над экспортом вооружений. Создание президентским Указом от августа 1997 г. двух дополнительных спецэкспортеров вдобавок к "Росвооружению" — "Промэкспорта" и "Российских технологий", по мнению большинства экспертов, лишь еще более усложнило бюрократическую цепочку принятия решений, в особенности в части поставок комплектующих изделий и запасных частей, которые особенно важны для полноценной работы на мировом рынке вооружений;

· слабой стороной российского ВПК как раз стало неумение или невозможность перехода от разовых поставок оружия и военной техники к системе военно-технического сотрудничества, включающей ремонт, техническое обслуживание, модернизацию, поставки запчастей и другие компоненты развитого оружейного бизнеса. В результате российское оружие часто покупается для последующего дублирования или освоения технических новшеств уже национальными - производителями из других стран, этому способствует и низкая юридическая проработка контрактов российскими экспортерами. Часты и случаи нарушения российской стороной своих обязательств из-за внутренней дезорганизации производства, плохо проведенного маркетинга;

· поскольку оружейный экспорт более чем любой другой сопряжен с внешнеполитической ситуацией, Россия столкнулась с активным противодействием не только, фирм-конкурентов, но и правительств отдельных стран (широко известен, например случай с поставками зенитных комплексов на Кипр). Утратив традиционные для себя платежеспособные рынки (Ирак, Ливия другие), на новых рынках России оказалось крайне трудно закрепиться, поэтому первоначальные успехи 1995-1996 гг.. когда на нее не слишком обращали внимание, потом развития не получили.[24]

В целом можно констатировать, что экспортная политика государства сохраняет характерные для всего послереформенного периода черты балансирования на грани критических потребностей экономики и социальной сферы и поддержания экспортного сектора в состоянии минимально возможной готовности к развитию.

Предстоящие несколько лет являются решающими для экономики России. В эти годы выяснятся долгосрочные перспективы ее развития, определится то место в мировой экономике, на которое страна сможет претендовать в новом столетии. При этом основной вектор развития будет формироваться под влиянием не столько внешней, сколько внутренней сферы. Темпы развития внешней торговли, сальдо торгового баланса, международная специализация страны будут в первую очередь зависеть от положения ее производства.[25]

Общий же вывод о возможностях развития экспортных производств, альтернативных сырьевым можно сформулировать следующим образом: наращивание экспортного потенциала (в случае с ВПК оно несомненно более перспективно и экономически целесообразно, чем по энергоносителям) реально возможно лишь при условии проведения комплексной и продуманной экспортной политики, включающей в себя налоговую, инвестиционную, научно-техническую, внешнюю политику и другие аспекты, необходимые для решения поставленных задач.

Как мне кажется, основой экспорта на долгие годы останутся энерго-сырьевые товары, а в импорте будут преобладать дешевые и низкокачественные товары потребительского назначения. Россия не сможет завоевать на рынке услуг по освоению космоса, других высокотехнологичных товаров и услуг место, соответствующее ее научно-техническим возможностям. Отсутствие достаточных заказов приведет к еще большему недофинансированию и, в конечном итоге, к упадку имеющегося потенциала в решающих областях научно-технического прогресса. Роль энерго-сырьевой периферии мировой экономики закрепится за Россией на неопределенно длительный срок.