Смекни!
smekni.com

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве (стр. 6 из 8)

5. Мировой опыт и возможности его использования в России

Сейчас в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным, от 400 до 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности по­средством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превраще­ны склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направ­лялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществ­лялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоны благоприятст­вования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон". Территория зоны состав­ляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэро­порт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реа­лизацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.

В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа - "про­мышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ пло­щадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Брази­лии. Ядро СЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отрас­лей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14 прибрежных горо­дах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в иериод ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая бы­ло привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего това­рооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шень-чжень составил 3 млрд.долл.

Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт товаров: ими охва­тывается до 90% всего его объема в развивающихся странах мира.

Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчи­тывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществ­ляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 ты­сяч.

В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планиро­валось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, которая распростра­нена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами", об­служивающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преиму­щества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валю­те, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изо­лируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предпо­лагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезиден­тов.

По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирлан­дии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В офф­шорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний тре­буется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позво­ляет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валю­той; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов при­ходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льго­ты на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.

Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республи­ки Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь снача­ла из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплекс­ные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на террито­рии целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных ин­вестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.

Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инстру­мента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зо­нальные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских груп­пировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы приме­нялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преиму­ществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ус­корило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны за­рубежных стран Черноморья и АТР [36].