Рассмотрим гипотетическое коллективное сельскохозяйственное предприятие, которое отвечает следующим условиям:
- весь объем произведенной продукции продается на свободном рынке по рыночной цене, поэтому выручка от реализации равна денежному доходу трудового коллектива;
- коллективный доход делится на две части: одна распределяется пропорционально затраченному каждым членом коллектива труду, другая - также распределяется между членами коллектива, но на иных принципах, например, по имущественному вкладу в хозяйство или по числу работников. Коэффициент а определяет долю валового дохода коллектива, распределяемую по труду, коэффициенты Г|, - долю работникаi во второй части распределяемого дохода;
- каждый работник имеет только один источник дохода - коллективное производство. Предприятие обязано предоставить всем членам коллектива возможность участвовать в производстве и не нанимает рабочую силу со стороны;
- отсутствует сезонность производства;
- производственная функция зависит только от одного фактора производства - от труда. Соответственно производственных издержек нет и денежная выручка совпадает с валовым денежным доходом предприятия;
- нет расширенного воспроизводства, весь валовой доход предприятия используется на потребление.
Функция полезности коллективного предприятия имеет следующий вид:
U = U(Y,H),
где Y - денежный доход коллектива, Н - его совокупное свободное время.
При этом:
Y = aY+(l-a)Y,
где первое слагаемое - оплата труда, а второе - часть дохода, распределяемого между членами не по труду. Так как a - параметр, определяемый самим коллективом (мы не рассматриваем случаи внешнего законодательного установления этой нормы), то aY можно назвать фондом субъективной оплаты труда коллективного предприятия, а (l-a)Y - экономической прибылью коллективного предприятия.
Однако на коллективном предприятии каждый член коллектива максимизирует и собственную функцию полезности, которые в сумме дают равнодействующую коллективного экономического интереса. Денежный доход каждого члена коллектива складывается из двух величин и равен:
Yi - (Li/L)aY + (l - a)niY,
где первое слагаемое отражает субъективную оплату труда, а второе - нетрудовое распределение коллективного дохода, или участие в экономической прибыли предприятия. Таким образом, функция полезности каждого члена коллектива зависит от параметров L„ Y, a иt|,,имея в виду, что свободное время отдельного работника находится в обратной зависимости от затрат его индивидуального труда L,:
Ui = Ui (a, ni, Li, Y).
Обратим внимание на то, что суммарный денежный доход коллектива Y зависит от индивидуального трудового вклада Li, то есть Y = f(Li). Вообще, чем больше работает каждый член коллектива, тем выше доход всего коллектива, то есть dY/dL ³ 0.
Особенности поведения семейного хозяйства связаны со специфическим характером функции полезности, наличием субъективной оценки ценности труда, тогда как антрепренерского хозяйства -с рыночной ставкой заработной платы. Как же ведет себя коллективное хозяйство с учетом вышеназванной функции полезности? Поскольку член коллективного предприятия сталкивается с проблемой выбора степени самоэксплуатации, кривая безразличия в наиболее общем виде для него будет иметь тот же вид, что и для семейного хозяйства (см. рис. 1).
Рассмотрим теперь вопрос о том, как влияют на эти стандартные кривые безразличия изменения каждого из параметров a, ni,Li. Проанализируем изменения функции при фиксированных а и ni). Выше уже отмечалось, что валовой доход коллективного предприятия зависит от трудового вклада каждого его члена. Тем не менее конкретный работник воспринимает эту зависимость по-разному. Так, если коллектив достаточно велик, то связь личного трудового вклада с общим доходом может стать неочевидной, субъективно неощущаемой. В этом случае валовой доход Y оказывается непосредственно для работника некоей константой, не зависящей от его личного труда Li. Иначе говоря, при dY/dfL, приближающихся к нулю, кривые безразличия становятся все более пологими и в предельном случае превращаются в горизонтальную прямую (см. рис. 2).
Следовательно, чем меньшеdY/dLi, тем больше поведение члена коллективного предприятия напоминает поведение наемного работника, стремящегося к увеличению собственной заработной платы путем наращивания трудовых усилий. Эффект возмещения доходом тяжести труда проявляется все слабее. Субъективная оплата труда воспринимается как заработная плата. Так как данное поведение свойственно всем членам коллективного предприятия, то последнее начинает вести себя как антрепренерское: например, при росте спроса на продукцию оно стремится расширить производство (конечно, при прочих равных условиях). И наоборот, чем большеdY/dLi, тем ближе поведение каждого члена коллектива к типу семейного хозяйства, для которого денежный доход и свободное время находятся в определенной взаимозаменяемости. При этом коллективное предприятие по своему экономическому поведению становится все более похожим на семейное хозяйство и может иметь загибающуюся кривую предложения.
Теперь рассмотрим воздействие а на кривые безразличия. Чем больше а, тем выше индивидуальная субъективная оплата труда, зависящая от индивидуального трудового вклада. ПустьdY/dLi, достаточно велико на предприятии, а ni равны для всех членов коллектива. Тогда изменения а не влияют на индивидуальные функции полезности, так как рост дохода предприятия ведет к увеличению индивидуального дохода его работников, принимающего форму либо субъективной оплаты труда, либо части экономической прибыли предприятия. Поведение предприятия в этой ситуации близко к поведению семейной фермы.
Пусть теперьdY/dLi, стремится к нулю, то есть члены коллектива максимизируют свою субъективную оплату труда. Допустим также, что коэффициенты ni не подлежат изменению, а коэффициент ос является переменной индивидуальной функции полезности, другими словами, член коллектива может воздействовать на эту величину, скажем, голосуяна общем собрании. Тогда возникают две группы работников с разными интересами. Обозначим долю члена коллектива в общем распределяемом по труду денежном доходе Li/L = Аi. Предельная оценка коэффициента а в этом случае будет выражаться следующей производной:
dYi/da = YAi - Yni.
Как видно, для тех членов коллектива, для которых A превосходит n, рост а сопровождается положительным ростом дохода. Для остальных же, то есть для тех, кто большую часть денежного дохода получает не по трудовому принципу, рост доли дохода, распределяемого по труду, невыгоден.
Рассмотрим это на конкретном примере. Пусть часть членов коллектива представляют собой престарелых людей. Доля каждого из них в трудовом вкладе коллектива в целом равна A= 0,01, увеличить ее они не могут в силу физиологических причин. Коллективное предприятие, помимо трудового распределения дохода, осуществляет еще и распределение "по едокам", например, обеспечивает всех бесплатным питанием в равной мере. Доля каждого из престарелых членов коллектива в этой части общего дохода составляет n =0,02. Очевидно, при решении вопроса о величине а они будут настаивать на ее сокращении. Работники, чья доля в трудовом вкладе превышает 0,02, имеющие возможность ее увеличить, будут стремиться к росту а, так как каждый процент прироста данного коэффициента повышает субъективную оценку трудового вклада. Если доля дохода, распределяемого по труду, начнет падать, то работники, способные увеличить трудовой вклад, могут стремиться к сокращению своего трудового участия.
Таким образом, общее поведение коллективного предприятия в этих условиях неопределенно: несмотря на то что низкое значение производной dY/dL, свидетельствует о его тяготении к поведению антрепренерского типа, внутрихозяйственные отношения могут вызвать неадекватную реакцию предприятия на внешнюю экономическую конъюнктуру. Все будет зависеть от степени влияния названных групп в коллективе.
Каково же воздействие коэффициента ni на индивидуальную функцию полезности? До сих пор мы предполагали, что эти коэффициенты для всех членов коллективного предприятия равны, теперь рассмотрим ситуацию, при которой его экономическая прибыль распределяется между работниками неравномерно. Очевидно, при высоких значениях коэффициента а степень вариации ni не имеет существенного значения - основной доход работники получают в виде субъективной оплаты труда. Но как только а сокращается, дифференциация доли участия в экономической прибыли для члена коллективного предприятия начинает играть важную роль.
Проанализируем вначале предприятие, в котором значение dY/dL, относительно велико, а коэффициент к достаточно мал. На таком предприятии формируются две группы работников. Первая группа состоит из членов коллектива, имеющих низкие ni, они максимизируют функцию полезности, при этом ni можно пренебречь. Но поскольку денежный доход всего предприятия для каждого такого работника зависит от личных трудовых усилий, то субъективная оплата труда для них не превращается в заработную плату, а кривая безразличия "доход-свободное время" продолжает определять их выбор.
Вторая группа представлена членами трудового коллектива с высокими коэффициентами ni. Для них получение денежного доходасвязано не только и не столько с личными трудовыми усилиями, сколько с трудовыми усилиями всего коллектива. Альтернатива "доход-свободное время" для них не так однозначна, как для первой группы, поскольку рост их личного денежного дохода может быть результатом наращивания коллективного дохода при одновременном увеличении их свободного времени. Максимум функции полезности этих членов коллектива обеспечивается, если трудовой вклад остальных работников достигает физиологического максимумаf(L-Li)max, иными словами, кривые безразличия входящих во вторую группу смещаются вверх на некоторую величинуf(L-Li)max (см. рис. 3).