В области методологии исследованияу Милля повторение классиков и собственные идеи. В 3-й книге “Основ” он солидаризуется с концепцией “нейтральности” денег, поддерживает количественную теорию денег из-за недооценки ф-ции денег как меры ценности товарного запаса упрощенная характеристика богатства, которое, по его мнению, определяется как сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Специфичным является: 1) противопоставление з-в произв-ва и з-в распределения. З-ны производства –неизменны и заданы техническими условиями, т.е. как у “физических истин” “в них нет ничего, зависящего от воли”. Напротив, на законы распределения влияют “з-ны и обычаи данного общества”, поэтому з-ны распр-я таковы, “какими их делают мнения и желания правящей части общества”, они различаются в разных странах в разное время. Из этой предпосылки формирования з-нов распр-я человеческими решениями Милль разрабатывает затем собственные рекомендации социального реформирования общ-ва. 2) В отличие от предшественников стремится добавить “динамику полит. экономии к ее статике”.
Теоретические проблемы. 1) Теория производительного труда (2-я и 3-я главы книги). Солидарен с А. Смитом. Милль утверждает, что только производительный труд (его результаты осязаемы) создает “материальные блага”. Но Милль также предлагает признать производительным труд по охране собственности и приобретению квалификации, позволяющий наращивать накопление. По Миллю, доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление “поддерживает и увеличивает произв. силы общ-ва”. А любые доходы от непроизводительного труда –простое перераспределение дохода, созданного произв. трудом. 2) Милль, как и Рикардо и Мальтус, характеризует з/п как плату за труд. Полагая, что она зависит от спроса и предложения на раб. силу, он повторил их вывод о неизбежном минимальном размере оплаты труда рабочих, что стало основой его доктрины “рабочего фонда”. Эта доктрина гласит, что профсоюзы не могут предотвратить формирование з/п на уровне прожиточного минимума. Однако позже Милль отказался от этой позиции, признав, что профсоюзы влияют на действия по ограничению з/п, кот. совершает конкуренция на рынке труда. При прочих равных условиях, по Миллю, з/п более низкая, если труд менее привлекателен. В 4-й главе книги 1 видно, что Милль, как и Рикардо, считает “минимум з/п” выше “физиологического минимума”. Источник выплаты з/п –некий “капитальный запас”. 3) С 4-й по 6-ю главу книги 1 Милль посвятил теории капитала, кот. он характеризует как “ранее накопленный запас продуктов прошлого труда”. Он считает, что капиталообразование как основа инвестиций может расширить масштабы занятости и предотвратить безработицу, если не имеются в виду “непроизводительные расходы богатых”. 4) Теория ренты. Милль как и Рикардо считает ренту компенсацией, уплачиваемой за пользование землей. Но Милль замечает, что в зависимости от формы использования земельного уч-ка он может либо обеспечивать ренту, либо требовать издержки, исключающие этот доход. 5) В главных выводах по поводу распределения з/п, ренты и прибыли Милль примкнул к “лагерю” мальтузианцев. Из 10-й главы книги 1 видно, что он полностью согласен с теорией народонаселения Мальтуса. 6) Теория стоимости рассмотрена в книге 3 “Основ”. Рассмотрел понятия “меновая ст-ть”, “потребительная ст-ть”. Стоимость (ценность) не может возрасти сразу по всем товарам, т.к. представляет собой понятие относительное. Милль повторяет тезис Рикардо о создании ст-ти трудом, требующимся для произ-ва товарных благ, заявив при этом, что именно кол-во труда “имеет первостепенное значение” в случае изменения стоимости. 7) Теория денег (книга 3). Милль –приверженец количественной теории денег (уменьшение или увеличение кол-ва денег влияет на изменение относительных цен товаров). Милль считал, что деньги –лишь хитроумное средство, служащее для экономии времени и труда, механизм, чье независимое влияние становится видным только, когда он выходит из строя.
Первые трактовки социализма среди крупных представителей классич. полит. экономии принадлежат Миллю. В книге 2 он касается этих вопросов в связи с проблемой собственности. Милль не поддерживает социалистов в том, что, по их мнению, соц. несправедливость связана с наличием част. собственности. Главное для Милля –преодоление индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с собст-ю. Вообще, главное не борьба за преуспевание, экономически необходимым в развитых странах считается не увеличение произв-ва, а усовершенствование распределения (книга 4). Вывод Милля: решение практических проблем требует “распространения соц. мировоззрения”, но общим принципом должно быть laissez fair.
Милль высказывался за участие гос-ва в соц.-эконом. развитии общ-ва и проведение соответствующих реформ. В книге 3 говорится о целесообразности повышения банковского процента центральным банком, т.к. это будет способствовать приливу в страну иностр. капитала, усилит нац. валютный курс и предотвратит утечку золота за границу. В книге 5 “Основ” Милль обосновывает нежелательность крупных государственных расходов.
Вопросы гос. вмешательства. Несмотря на признание важности принципа laissez fair, Милль (в книге 5) понимает, что существуют сферы “бессилия рынка”, где рыночный механизм не приемлем. И чтобы без уничтожения “системы част. собственности” обеспечить ее улучшение, предоставить каждому члену общ-ва права участвовать в приносимых ею выгодах (никто не беден и не стремится стать богаче), Милль обращается к возможностям гос-ва в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов и т.д.
Доктрина соц. реформ возникла благодаря предположения Милля о том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не з-ны распределения. Милль не понимал насколько сильно производство и распределение всесторонне проникают друг в друга и не составляют обособленных сфер. Итак, Милль предлагает: 1) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации, 2) произвести социализацию земельной ренты при помощи земельного налога, 3) ограничить неравенство богатства при помощи ограничения права наследования.
2. “Наказ” Екатерины II. С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков. Вольное экономическое общество.
На формирование русской эконом. мысли второй половины 18 в. большое влияние оказали идеи либерализма. Либерализм основан на принципе laissez fair (не мешайте действовать), кот. предполагает возможность свободы эконом. деятельности, мысли, вероисповедания, культуры. Главная задача гос-ва –создать благоприятные условия для развития свободной конкуренции и невмешательства в эконом. процесс, т.к. механизм рынка и свободной конкуренции автоматически устанавливает равновесие между спросом и предложением, приводит к стабильному развитию экономики. Родоначальник либерализма –А. Смит, хотя некоторые подобные идеи появились ранее в работах экономистов Англии и Франции. Экономический либерализм Смита оказал влияние на развитие либ-ма в России, зарождение которого следует связывать с именами профессоров Московского Университета С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова.
Время творческой деятельности этих мыслителей –время правления Екатерины II, кот. характеризовалось дальнейшим развитием рыночных отношений в России, причем развитие происходило в своеобразной форме с сохранением феодальной системы отношений. Императрица раздавала феодалам гос. земли с крестьянами. В России около 54% крестьян были крепостными. В то же время развивались отхожие промыслы, поддерживалась легкая промышленность, отменены внутренние таможенные сборы, принят указ о свободе торговли всеми изделиями русского производства, что способствовало развитию рыночных отношений, росту денежных доходов. Власти также стремились ограничить применение труда крепостных в частной промышленности –в 18 в. в мануфактурной пром-ти России из общего числа работающих было около 61% наемных рабочих. Сфера рыночных отношений во 2-й половине 18в. расширилась. Об этом свидетельствует рост числа мануфактур, расширение внутреннего рынка, усиление эконом. отношений со странами Европы и Азии. Это создало эконом. предпосылки для развития либ-ма в России.
Семен Ефимович Десницкий (1740-1789) родился в семье мещан на Украине. Учился в духовной семинарии, в Университете при Академии Наук в Санкт-Петербурге, где изучал юриспруденцию, а затем продолжил получать образование в Англии (в то время науки об общ-ве не были дифференцированы, за рубежом они назывались нравственной философией, у нас –юриспруденцией). По окончанию Глазговского университета Десницкий (Д) получил ученую степень магистра, а затем доктора права. В Московском Унив. он стал первым профессором права, читал курс лекций по русскому и римскому праву, рассматривал в своих сочинениях вопросы эконом. политики и теории. Работы: “Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции…”, “Юридические рассуждения о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения и различных состояниях общежительства” и “Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи…” и др. В своих работах Д. высказывал предложения по либеральному усовершенствованию гос. устройства России. В “Представлении…” он предложил реформы, кот. усилили бы влияние “третьего сословия” на деятельность Сената путем участия в его работе. Он считал необходимым узаконить право крестьян на лимитированную частную собственность, доказывая необходимость ограничения власти помещиков. Д. отмечал, что каждый человек юридически должен быть свободным, обладать собственностью, кот. является важным условием развития общ-ва и гос-ва. Все эти предложения были направлены против крепостничества, на либерализацию экономики России, развитие рыночных отношений.