В современном плюралистическом обществе, считает Б, голоса отдельных индивидов часто делегируются по группам, которые и формируют групповые интересы. Для демократического государства борьба групповых интересов есть основа политического развития и стабильности. Но в экономической области в этом кроется опасность навязывая обществу групповых притязаний на долю в национальном доходе, которые превращаются фактически в групповой “эгоизм”, ведет к постоянному повышению расходов государственного бюджета.
По Б, общественный выбор можно сравнить с тем, какой люди делают в ходе любой игры. Сначала они выбирают правила игры, затем определяют стратегию игры в рамках этих правил. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры, стремящийся к “оптимальному уровню” в рамках конституционных правил. И подобно тому, как правила игры определяют ее вероятный исход, конституционные правила постулируют результаты политики, политических действий или затрудняют их достижение.
Если в основе выбора лучших правил игры лежит поиск того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах, то в улучшении результатов законодательной политики или процессов принятия экономических решений требуется уже предсказуемый анализ альтернативных изменений конституции, политики и указанных процессов. Таким образом особенности политической системы и политических процессов включает “правила игры” в виде конституционных ограничений, определяющих налоговую и расходную структуры, а также общие масштабы государственного бюджета.
Будучи сторонником внесения конкретных поправок для осуществления сбалансированного федерального бюджета, Б на основе модели посконституционного поведения обосновал возможность для политиков получить политическую поддержку путем увеличения расходов на специальные и социальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В целом же в работах Б последовательно выдвигается тезис о том, что масштабы экономического вмешательства государства, основанного на демократических принципах, нуждаются в конституционных ограничениях или конституционно закрепленных правилах, запрещающих образование дефицитов бюджета или ограничивающий их размеры.
В 1986 году ему была присуждена премия памяти А. Нобеля по экономике “за развитие ТОВ и исследование контрактных и конституциональных основ метода принятия экономических и политических решений”. Кроме Нобелевской премии Б отмечен многими другими наградами, в том числе почетной Премией за достижения в области политической экономии имени Ф. Сейдмена, присуждаемой Университетом штата Теннесси.
Билет №16.
1. Теория индустриального общества Д.К. Гэлбрейта (Г)
Джон Кеннет Гэлбрейт (род. в 1909). “Новое индустриальное общество” - одна из наиболее зрелых работ Г (1961), известна во всем мире. Его книги называют характерными примерами современного институционализма. Г – автор теории уравновешивающей силы, общества изобилия, нового индустриального общества. Все основные работы Г посвящены проблемам трансформации капитализма, а также много внимания уделяется индустриальной системе, корпорации, проблеме власти и управления внутри монополии и в обществе, роли гос-ва и вопросам эконом. политики, профсоюзам и т.п. Г не раз пересматривал свои взгляды по отдельным проблемам экономики и развития общества. Вначале он считал, что трансформация капитализма обеспечит решение основных социальных проблем. Во многом он пытался разработать практические реформы, способные решить острые соц. проблемы, улучшить положение общества.
Г исходит из того, что лицо современного рынка определяется крупными корпорациями.. Трансформацию экономики Г связывал с возрастанием крупных корпораций в условиях НТР. Выдвинул понятие зрелой корпорации, которая в отличие от обычной производственной корпорации (монополии) является носителем НТП. Планирующей системой Г называл объединение таких корпораций. Г делает вывод, что в корпорациях и планирующей системе реальная власть принадлежит не собственникам, а техноструктуре (имеется в виду инженерно-технический персонал (ученые, конструкторы, специалисты по технологии, управлению, финансам и др.), который требуется для нормальной работы крупных корпораций). И именно техноструктура может определить, что и в каких количествах производить. Главная роль в техностуктуре принадлежит ведущим менеджерам, принимающим осн. управленческие реш-я. Но в то же время власть техноструктуры безлика, т.к. все решения принимаются постепенно, решаются путем согласований спец. вопросов между специалистами, а директора лишь координируют этот процесс. Фактически, Г обосновал тезис о замене власти рынка реш-ми менеджеров. И вообще, по мнению Г, свободный рынок давно отошел в прошлое. Современная западная экономика управляется техностуктурой на основе планирования. Планирование же необходимо потому, что только так возможно заранее заключить контракты на научные и конструктивные разработки, поставку сырья и т.д. В результате на рынке формируется всеохватывающая сеть договоров разных корпораций, которые делают рынок управляемым.
Г считает, что техноструктура прежде всего заинтересована в сохранении своих прочных позиций на рынке, а не как предприниматель-одиночка в максимизации прибыли. Ведь даже при небольшой норме прибыли огромный капитал корпораций принесет очень большой доход.
В дальнейшем Г пересмотрел свои взгляды, касающиеся корпораций и техностуктуры. В зрелой корпорации он увидел инструмент сохранения неравенства в обществе и фактор растущей неустойчивости экон. системы. В 70-е гг. Г признает, что необходимо гос. регулирование планирующей системы, без которого она (планирующая система) подвержена спадам и депрессиям, которые не самоограничиваются. В гос-ве Г увидел реальную силу, которая способна задержать негативные процессы. Все больше внимания уделяет Г борьбе с засильем бюрократии. Он остается убежденным в необходимости трансформации капитализма. Для этого, по мнению Г, необходимо обеспечить “гарантированный доход всем членам общества”. Видит выход из трудностей в усилении регулирующей роли гос-ва, расширении социальных программ, сокращении военных расходов и использовании средств в мирном строительстве. Г Рекомендует больше внимания уделять не кредитно-денежной, а финансово-бюджетной политике, совмещая ее с повышением налогов, сокращением фед. дефицита и значительным снижением проц. ставок.
2. Возникновение купеческой экономической школы. Чулков, Рычков.
Развитие экономики России во второй половине XVIII века выражалось в возрастающей роли общественного разделении труда, расширении товарно-денежных отношений. Часть купцов стала переходить к промышленному предпринимательству. Увеличилось количество основанных на наемном труде мануфактур.
Рост рыночных отношений в условиях сохранения крепостничества ставил перед экономистами старые вопросы и выдвигал новые. Комплекс этих вопросов по своему содержанию был сложнее тех, что были характерны для предшествующего периода. Вольное экономическое общество (основанное по указу Екатерины II в 1765 г.) назвало это время “экономическим веком”.
П.И. Рычков (1712-1777) — русский историк, экономист. По рекомендации М.В. Ломоносова он был избран членом-корреспондентом Академии наук, входил в Вольное экономическое общество. Написал ряд сочинений: “История Оренбуржская по учреждению Оренбуржской губернии”, “Топография Оренбуржская, то есть обстоятельное описание Оренбуржской губернии”, “Переписка между двумя приятелями о коммерции” и др., в которых выразил свои основные экономические мысли. Чтобы укрепить могущество России, предлагал развивать мануфактуры, внешнюю торговлю, сохранять активный торговый баланс, запретить вывоз сырья и полуфабрикатов, увеличив вывоз готовой продукции высокого качества, развивать кредитную деятельность. Для ускоренного развития сельского хозяйства считал необходимой заботу об улучшении положения крестьян. С этой целью предлагал ограничить их эксплуатацию разумными пределами, установить три барщинных дня в неделю, три дня работы на себя, а воскресенье — выходным днем.
Р. был сторонником государственной регламентации экономики, создания цеховой системы организации ремесла, образования купеческих компаний. Сам происходил из купеческой среды, предлагал купцам изучать рыночные условия и бухгалтерию, а для русских промышленников организовать изучение экономики России с таким расчетом, чтобы знали, как рационально размещать производства и организовать сбыт продукции. Предложения Р. способствовали разложению натуральности хозяйства и росту товарного производства. Рычков был первым русским автором, давшим очерк “истории коммерции” и краткое описание развития “российской коммерции”. Он показал, как на основании роста общественного разделения труда развивался рынок. По его мысли руководящим принципом экономической жизни и политики должна быть генеральная идея о коммерции. При этом надо иметь в виду, что под коммерцией, задачей которой являлось создание богатства, Р. понимал не только торговлю, но и промышленность.
М.Д. Чулков (1743-1793) — русский писатель, историк, этнограф, экономист. Издавал сатирический журнал “И то и сьо” и др. Он придерживался примерно таких же взглядов на развитие России, как и Рычков. Он окончил МГУ и служил в Сенате. В отличие от Рычкова доказывал, что внутри страны торгово-промышленные предприниматели должны работать без государственного регламента, свободно, инициативно. Написал “Экономические записки”, “Историческое описание российской коммерции” (издавался с 1781 по 1788 гг.). Этот огромный труд, состоящий из 7 томов (21 книги), содержит в себе подлинные документы, рассуждения, описания, изложения указов, сведения о заводах, фабриках, мануфактурах, о водных и “земляных” путях сообщений, внешней и внутренней торговле, о монете и т.д. Собственные взгляды автор высказывал в предисловиях к каждой книге, при характеристике отдельных документов и изложении мыслей различных писателей.