Заметим, что per = P/Pr выражает отношение цены акции Р к доходу на акцию Рг. Динамика фондового рынка такова, что в короткие периоды времени и при отсутствии сильно выраженной тенденции к экономическому спаду Р является быстрой переменной, а Рr — медленной. Изменения в per, таким образом, определяются в первую очередь изменениями в Р.
Рост per является следствием роста предполагаемого дохода на акцию, что увеличивает ее рыночную цену и ведет к росту фондового индекса. Предположения о росте будущего дохода (оптимизм инвесторов) увеличивают спрос на акции и тем самым их рыночную цену. Пессимизм инвесторов действует в противоположном направлении. Per, таким образом, выражает соотношение будущих и текущих доходов на акцию.
В короткие периоды времени величина per относительно самостоятельна, в более длинные периоды времени действует тенденция к сближению ее с величиной процентной ставки денежного рынка. Если величина per намного больше, чем i, то возможно двоякое протекание последующих событий: либо величина per (и тем самым фондовый индекс) упадет, либо 2) возрастет величина i. Рост i однако, требует сжатия находящейся в обращении денежной массы, обычно изменяющейся пропорционально росту совокупного дохода (ВВП или ВНП). И если рост совокупного дохода исключает сжатие денежной массы, то рано или поздно произойдет уменьшение фондового индекса.
Если уменьшение фондового индекса значительно и происходит внезапно, вызывая мгновенный переход инвесторов от оптимизма к пессимизму, то возникает фондовый крах. Этот переход нелинеен в том смысле, что чрезмерный оптимизм инвесторов быстро сменяется их чрезмерным пессимизмом, усиливая колебания фондового индекса.
В том же направлении расширения диапазона колебаний действует и поведение фондовых спекулянтов. Почувствовав тенденцию к уменьшению фондового индекса, они начинают игру на понижение с тем, чтобы, опустив курс ниже будущего равновесного значения, скупить акции по бросовым ценам и затем продать их по более дорогой цене.
Изобразим ситуацию фондового краха графически (рис. 8.2). Если не обращать внимания на точки а[ и А; то это обычная модель денежного рынка.ms() — график предложения денег, Md — график спроса на деньги. Их пересечение определяет равновесную ставку денежного рынкаjq.Полагаемmsq= const, io = const.
Дополнительно на оси i помещается движущаяся точка А = per = Р/Рr. Если величина Р растет относительно Рг, то А сдвигается вверх по оси i, а если величина Р уменьшается относительно Рг, то А сдвигается вниз по этой оси. На рис. 8.2 изображены два положения этой точки А( и А.^ одно из которых находится выше значенияiy а другое ниже.
Рис. 8.2. Модель фондового кризиса
Ключевое значение имеет сравнение величины io и положения точки А. Если точка А находится в положении А2 (выше равновесия), то фондовый индекс является переоцененным, и повышенный спрос на акции увеличивает их цены, сдвигая А2 еще выше. В конце концов, когда инвесторы поймут, что цена акции слишком высока для приносимой ею прибыли, цена акции начнет падать, а ее продажи начнут расти. Точка А2 начнет двигаться вниз, и это движение будет тем сильнее, чем выше она поднялась ранее. Если это падение велико (намного ниже положения i0) и неожиданно, то говорят об обвале фондового рынка, или фондовом крахе.Если точка А находится в положении A1(ниже равновесия), то фондовый индекс является недооцененным , и пониженный спрос на акции уменьшает их цены, сдвигая A1еще ниже. В конце концов, когда инвесторы поймут, что цена акции слишком мала для приносимой ею прибыли, объем покупок акции начнет расти, вызывая движение aiв противоположном направлении. В результате фондовый индекс может вновь стать переоцененным.
Поскольку фондовый крах устанавливает значение per ниже равновесного, то за крахом рано или поздно начинается рост недооцененного фондового индекса. Если при этом распределение ресурсов произошло в пользу более эффективных компаний, то может начаться экономический подъем. Собственно так и произошло после фондового краха в октябре 1987 г.
После краха нью-йоркской фондовой биржи 19 октября 1987 г. Федеральная резервная система США немедленно объявила о расширении кредита и денежной массы (путем операций на открытом рынке). Ставка процента резко упала. Аналогично действовали и центральные банки других стран. Паника была остановлена раньше, чем она успела повлиять на уровень выпуска.
8.5. Долговременный экономический рост
В длинное время цикличность экономического роста перестает быть заметной, основное значение приобретают средние темпы экономического роста. При долговременном экономическом росте даже небольшие различия в темпах прироста выпуска со временем накапливаются и ведут к существенному росту ВНП на душу населения и тем самым к высокому уровню жизни. При росте ВНП на душу населения на 2% в год его удвоение происходит каждые 35 лет.
В 50-80-е гг. наиболее впечатляющие темпы экономического роста наблюдались в Японии(в %):
1955-19731973 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982-1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1900 |
10 | 5,2 | 4,8 | 4.0 | 3,15 | 5,1 | 4,6 | 3,25 | 3 | 4,9 | 4.0 |
Это позволило Японии занять первое место по ВНП на душу населения,
Большая часть длинного времени относится к прошлому времени, в котором исчезает неопределенность, присущая будущему времени. Поэтому основную роль в долговременном росте играют реальные факторы, а номинальные величины выполняют вспомогательные функции.
Для теоретического моделирования долговременного экономического роста используют понятие производственной функции. Оно определяет максимальную величину выпуска продукции, которая может быть получена при использовании данных значений капитала, труда, земли и сырья и данном технологическо-организационном уровне:
Y=AF(K,L), (1)
где А — инновационные изменения. Соответственно приращение дохода рассматривается в виде:
Y=Δмрк*Δк +mplxΔl+ ΔAF (2)
где первое слагаемое есть увеличение производства в результате роста объема капитала, второе — увеличение производства в результате роста затрат труда, третье — действие инновационного потока (напомним, что МРК — предельная производительность капитала, MPL — предельная производительность труда). Преобразуем (2) следующим образом:
(МРК*К)ΔК/К + (MPL*L)ΔL/L +ΔА/А(А*F), откуда
Y/Y =((мрк*к)/Y)*(Δк/к) + ((MPL*L)/Y) * (ΔL/L)*ΔA/A(A*F)/Y (3)
При совершенной конкуренции и постоянной отдаче от масштаба доход факторов равен их предельному продукту, а вознаграждение факторов. Поэтому (MPK*K)/Y = Pr/Y = (доля капитала в ВНП) и (MPL*L)/Y= W/Y = 1- (доля труда в ВНП). С использованием этих равенств из (1) и (3) получаем
ΔY/Y =a(ΔК/К) + (l-a)(ΔL/L) +ΔА/А (4)
Это уравнение выведено в предположении постоянной отдачи от масштабов производства. Если ΔК/К = 1 % и ΔL/L = 1 %, то иΔY/Y = 1 %. При возрастающей отдаче от масштаба в этом случае ΔY/Y > 1 %. Из (4) сразу следует равенство ΔА/А= ΔY/Y - а(ΔК/К) - (1-a)(ΔL/L) (5) Из него видно, что ΔА/А есть та часть темпа прироста выпуска, которая не может быть объяснена изменением затрат факторов (остаток Солоу) и которая, следовательно, представляет собой долю совокупного выпуска, произведенную за счет технологических и иных изменений (инноваций различного рода). Строго говоря, остаток Солоу — это просто часть экономического роста, которая обусловлена факторами, не поддающимися прямым измерениям. Вопрос о правильной интерпретации этого остатка все еще остается проблемой.
Тем не менее в первом приближении остаток Солоу определяется техническим прогрессом (ростом совокупной производительности факторов). Выпуск растет за счет улучшения методов производства при неизменных затратах труда и капитала (с помощью тех же количеств факторов можно получить больше продукции). Значительную часть этого остатка дает улучшение знаний и улучшение размещения ресурсов.
Зная величины, входящие в (5) справа, можно вычислить и долю технологического прогресса в экономическом росте. Пусть, например, ΔY/Y =3,1%, ΔК/К = 2,5%, ΔL/L = 1,5%, а = 1/4. Тогда ΔА/А = 3,1% - 2,5%*0,25 - 1,5%*0,75 = 1,35%.
Для развитых стран именно технологическая составляющая образует основу экономического роста. Так, за 1909-1949 гг. выпуск в США на одного работающего удвоился. При этом только 12% этого роста были получены за счет увеличения капитала, остальные 88% пришлись на долю остатка Солоу. Сходная картина во всех развитых странах, но в развивающихся странах картина обратная. Резкое ослабление темпов экономического роста после 1973 г. частично может быть объяснено ростом цен на нефть, увеличившим издержки и сократившим экспорт, а частично — уменьшением воздействия на рост остатка Солоу (ослаблением инновационных потоков).
Для того, чтобы показать важность технологического прогресса для рыночной экономики, т.е. справедливости неравенства ΔА/А > 0, допустим, напротив, что технологический прогресс отсутствует: ΔА/А = 0. Допустим также, что К > L. Тогда величины K/L и Q/L растут. Каждый рабочий приводит в действие больше капитала, его предельная производительность растет, поэтому в конкурентной экономике растет и его реальная заработная плата, пропорциональная его предельной производительности.
Графически имеем следующую картину (ΔА/А = 0, L = const.):