Кирилл Разлогов
Коррупция принадлежит к сфере культуры. Закон может запрещать взяткообмен, обычай будет его предписывать
Предложение Германа Грефа установить видеокамеры в кабинетах чиновников и записывать на пленку акты передачи взяток для последующей демонстрации заинтересованным лицам окончательно канонизирует коррупцию как явление культуры в нашей стране и превращает соответствующие действия в потенциальные произведения экранного искусства.
То, что коррупция стала культурной нормой для массы населения не только у нас, но и во многих других регионах мира, общеизвестно. Разумный человек также знает, что явление это возникло не сегодня и не вчера. Если рассматривать культуру в широком антропологическом смысле слова, как совокупность обычаев, традиций, нравов и ценностей, присущих тому или иному обществу, органичная принадлежность коррупции к сфере культуры сомнений вызывать не должна. Закон может запрещать взяткообмен, обычай будет его предписывать.
Приведу давний пример из собственной практики. Много лет назад, на закате застоя, моя семья получила новую квартиру, и мы продавали мебель. В ходе этого процесса ко мне подошел продавец мебельного магазина и предложил «ускорить» процесс продажи за 10 процентов от полученной суммы. Мебель была хорошая, относительно новая и «импортная», и в условиях дефицита продалась почти мгновенно. Я нашел того продавца и отдал ему обещанные деньги. И только после этого понял, что ничто меня не обязывало это делать. «Ускорять» что бы то ни было не требовалось. Помнится, меня поразила тогда собственная глупость. И лишь много лет спустя я понял, что это была не глупость, а культура – неписанная и противозаконная культурная норма требовала и от продавца и от покупателя определенного поведения.
Норма, разумеется, не только работает, но и распространилась вширь в наши дни «рыночной экономики». Вахтер вуза может, ничего не делая, стричь купюры с родителей поступивших абитуриентов (кто-то же обязательно поступит), посредник по получению кредитов – с нуждающихся в деньгах (кому-то кредит обязательно дадут), ну а агенты, менеджеры, брокеры и маклеры, как и продавцы автомобилей, мебели и страховых полисов, давно уже легализовали свою практику.
Проблемы создает лишь противозаконность старомодных форм мздоимства. Здесь и возникают парадоксы. Высокопоставленный чиновник, увлекшись, говорит вслух то, что про себя думает каждый: «Взятки берут на всех этажах» (дополню: всех зданий на территории государства). Я не утверждаю, что это фактически так. Но что в этом убеждено подавляющее большинство взрослых людей, а также детей и подростков (не считая младенцев, еще не освоивших азы культуры), статистически доказано.
Эта культура «заразительна». Западные бизнесмены непрерывно жалуются, что везде и всем приходится давать взятки. Но вот зарубежный государственный чиновник пишет официальное письмо, что представляемый им центр по пропаганде национальной культуры Франции (составная часть МИДа страны) отказывается от сотрудничества с традиционным российским государственным партнером. Основание – «обидели» частную российскую компанию, на содержании которой, видимо, находится облеченный пусть небольшой, но властью, француз. Замечу, он давно работает с русскими, был какое-то время женат на русской и свободно владеет русским языком. Одним словом, успешно усвоил азы национальной культуры.
Остается открытым вопрос, станет ли коррупция составной частью не только российской, но и глобальной массовой культуры? А, может быть, это уже произошло?