4. Закономерности развития в истории россии и СССР
В самых кратких чертах, касательно только задач нашего исследования, отметим в хронологической последовательности важнейшие этапы в развитии общественных отношений в России.
История Древней Руси, c момента первых упоминаний о славянских племенах до нашествия хана Батыя в 1243 году, – это период несистемных общественных отношений и княжеских междоусобиц. Славянам вследствие их склонности к духовности и соборности никак не удавалось выработать прочный механизм своей государственности, способный противостоять разрушителям.
1243 – 1480 гг. – период монголо-татарского ига. За 237 лет (!) в условиях предельно четкого феодализма сменилось несколько поколений российских людей. Этот период оставил очень глубокий след на всей последующей истории Руси.
“Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых”.
К. МАРКС
Все последующее время, вплоть до 1917 года, Россия воспроизводила феодальный тип государственного устройства при недостаточной свирепости своих правителей, пытаясь совмещать его с соборностью и духовностью стержневого этноса нации. И вся история России в этот период – это история восстаний, волнений и бунтов, как результат душевного не восприятия людьми отношений феодализма и постоянного стремления к раскрепощению. Относительное успокоение народных волнений на Руси и подъемы в экономике имели место только в периоды жесточайших деспотий Ивана Грозного и некоторых других правителей страны в те годы, когда их поведение в большей мере соответствовало необходимой роли 1-го субъекта феодальных отношений.
И, наконец, на трон взошел последний из российских императоров – Николай II. Человек гуманный, получивший разностороннее образование, он тяготился необходимостью подавлять и грабить подданных, проявлял определенную терпимость к вольнодумству, демократии. Не подавляемый полностью выход народной энергии дал определенный всплеск в промышленно-экономическом развитии страны. Но дал он и толчок к ослаблению царской феодальной власти в России, и к ее поражению в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. Это привело к революционным событиям 1905 года, в итоге которых 17 октября 1905 г. был принят царский Манифест, разрешивший создание политических партий и учредивший Государственную думу. Получилось: демократия в условиях феодализма… Страну захлестнуло митингами, забастовками, выборами и мятежами. К 1917 году созрела Февральская революция, в ходе которой царь отрекся от престола, и страна оказалась в бессистемном общественном состоянии.
Легко сегодня рассуждать и осуждать… Не лучше ли представить то, что тогда делалось в большой стране, с которой воевали более десятка государств, в которой были голод, эпидемии, разбой и грабежи, гражданская война, неграмотность и революция.
“Разумная аргументация возможна и перспективна лишь до тех пор, пока эмоциональная напряженность ситуации не перешагнула определенного предела. Стоит, однако, этой эмоциональной напряженности перешагнуть критический уровень, как возможности разумного влияния исчезают. На их место приходят лозунг и химерические образы, которые, развиваясь, ведут к психической эпидемии.
В такой обстановке на первый план выдвигаются те ассоциативные элементы населения, которые при господстве здравого смысла едва ли были бы терпимы”.
Карл Густав ЮНГ, швейцарский психолог и психиатр.
Русский философ Бердяев Н.А., историк, эмигрант, немало натерпевшийся из-за большевиков, но сохранивший объективность как ученый, в итоге своих исследований пришел к тому, что “Русский коммунизм есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением”. Он также считал, что царизм, по сути, никто и не свергал, царизм просто сгнил и упал сам по себе потому, что никто не хотел его поддерживать. После чего Россия оказалась в бессистемном состоянии, ей грозил полный хаотический распад. Историческая заслуга большевиков в том, что они нашли те лозунги, которым многие поверили, и те методы, которым народ подчинился. Большевики спасли Россию как государство, принеся ради этого многое в жертву.
“Я был убежден, что вина и ответственность за ужасы революции лежит, прежде всего, на людях старого режима и что не им быть судьями в этих ужасах”.
Н.А. БЕРДЯЕВ
В итоге революции к власти в стране пришли люди, не имевшие ни знаний, ни опыта в вопросах макроэкономики и государственного строительства.
Первые пять лет их управления (1918 – 1923 гг.) – это период хаоса и самых полярных шатаний в экономике от коммун, военного “коммунизма”, принудительных работ и до НЭПа. Наконец, у Ленина во время тяжелой болезни наступило “прозрение”. О чем и говорит он в своих последних работах на экономические темы “О кооперации” и “Лучше меньше, да лучше”, продиктованных им незадолго до смерти:
“… я уже тогда доказывал, что государственный капитализм был бы выше нашей современной экономики;
… аппарат наш ровно никуда не годится, он перенят нами целиком от прежней эпохи;
… и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм;
Перед нами… задача переделки нашего госаппарата, который перенят нами целиком от прежней эпохи”.
“Надо вовремя взяться за ум… Вреднее всего здесь было бы полагаться на то, что мы хоть что-нибудь знаем, или на то, что у нас есть сколько-нибудь значительное количество элементов для построения действительно нового аппарата, действительно заслуживающего названия социалистического, советского и т.п… Тут ничего нельзя поделать нахрапом или натиском, бойкостью или энергией, или каким бы то ни было лучшим человеческим качеством вообще.
И тут нельзя забывать, что… знания мы слишком еще склонны возмещать (или мнить, что их можно возместить) усердием, скоропалительностью и т.д… Надо, наконец, чтобы это стало иначе…
В сущности, здесь вопрос стоит так: либо показать теперь, что мы всерьез чему-нибудь научились в деле государственного строительства (не грех в пять лет чему-нибудь научиться), либо – что мы не созрели для этого; и тогда не стоит браться за дело.
… Объявить конкурс сейчас же на составление двух или больше учебников по организации труда вообще и специального труда управленческого…
Послать несколько подготовленных и добросовестных лиц в Германию или в Англию для сбора литературы и изучения этого вопроса… в Америку или в Канаду…”
Однако для него уже было поздно, а для соратников его – не очень-то понятно.
А в послереволюционной стране – голод, холод и разруха; крестьянство поднимается на бунт, рабочие на забастовки – уже против новой власти. Все хотят еды, порядка и справедливости. И здесь на должном месте, в должный исторический момент, оказывается тот, кто был способен, как никто другой, ответить представлениям революционного пролетариата, мятежных солдат и беднейших крестьян о порядке, дисциплине и справедливости для трудящихся.
И Сталин, гений, человек с железной волей, но не имевший никакого производственного опыта и экономического образования, которого ожесточила его личная жизнь, выполнил, как мог, “политическое завещание Ленина” и реализовал “марксизм”, поняв их по-своему.
“Нельзя вполне понять “капитала” Маркса… не проштудировав и не поняв ВСЕЙ Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса ½ века спустя!!”
В.И. ЛЕНИН
Сталин “перетряхнул” железной рукой государственный аппарат, “перенятый нами целиком от прежней эпохи”, на предмет очищения от “вредителей”, установил диктатуру в стране, осуществил большевистскую кооперацию крестьянства и т.д. Коммунистическая партия большевиков при этом им использовалась как орудие для построения новой, неведомой доселе миру системы общественно-экономического устройства.
“Партия нужна пролетариату для того, чтобы завоевать власть и удержать диктатуру. Партия есть орудие диктатуры пролетариата”.
И. СТАЛИН. Вопросы ленинизма. Изд. одиннадцатое, ОГИЗ. Госиздат. полит. литературы, 1947, с. 72.
Частная собственность вместо ее развития, снятия негативных свойств, сохранения и умножения положительных, была насильственно “упразднена”, порой с физическим уничтожением ее владельцев, и заменена примитивно-всеобщим огосударствлением. К такому типу общества у Маркса встречается лишь резко критическое отношение как к “грубому коммунизму” или “казарменному коммунизму”.
“Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной… простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее”.
МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Соч. т. 42, с. 115
Несколько лет усилий Сталина – и в стране был принят первый пятилетний план. Каждому доводятся задания и устанавливается спрос за их выполнение. Не какой-нибудь, а СПРОС ПО-НАСТОЯЩЕМУ! Опоздал на работу на 10 минут – три года лагерей. Взял зерновой колосок с колхозного поля – 10 лет лагерей. Поручалось обеспечить выполнение государственного плана, но не обеспечил: “Ваше слово, товарищ маузер” – и к стенке “вредителя!” То есть в стране были четко выстроены базисные (производственные) отношения, соответствующие строю, при котором 1-му субъекту (государству) достается C+V+М, а 2-му субъекту – то, что ему будет выделено для расширенного воспроизводства своей рабочей силы. И дело пошло!
Сталину удалось поднять страну из первобытного хаоса, в котором она оказалась после революции. И он сумел построить БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, чем был тот законсервированный чингисхановский феодализм, в котором Россия пребывала ПОЧТИ СЕМЬ ВЕКОВ! При этом государство заботилось о работниках. Улучшение жизни трудящихся декларировалось главной целью государства. Кто слушался власть, тот и питался получше. Уровень жизни трудящихся стал улучшаться, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне, к дисциплине привыкли, и народ запел песни.