Одной из острых проблем мотивации труда в науке является отсутствие механизма реализации закона об интеллектуальной собственности. Доход разработчиков наукоемкой продукции ограничивается циклом исследований и создания опытного образца, а должен включать в себя и часть прибыли от реализации товарной продукции. Особенно остро эта проблема стоит в оборонных отраслях промышленности. Так, от экспорта оружия завод-изготовитель может получить до 20% валютных средств, а разработчик не получает ничего. Например, научно-технический потенциал МНТК “Ротор” (г. Климовск) используется в тысячи точках бывшего СССР, но разработчики не получают никаких дивидендов от этого. Роторные линии по выпуску патронов комплексно автоматизированного оборудования, разрабатываемого здесь, в несколько раз эффективнее аналогичного японской техники. По оценки специалистов, это предприятие в настоящее время может давать только треть наукоемкой продукции.
В сложном, нестабильном положении находится крупнейший научно-испытательный центр авиационного моторостроения НИЦ ЦИАМ (г. Лыткарино, Моск. обл.). Главные проблемы предприятия - дефицит специалистов всех профильных специальностей, их деквалификация в связи с хроническим отсутствием заказов и испытаний; критический уровень аварийной безопасности из-за чрезвычайной сложности поддерживать в нынешних условиях нормальный режим работы обеспечивающих систем; отсутствие пополнения молодыми специалистами. Большой финансовой проблемой для таких энергоемких научно-технических объектов (ЦИАМ, ЦАГИ, РКК “Энергия, КБ “Химмаш” и др.) является оплата электроэнергии. За рубежом, например, в США подобные государственные предприятия аэрокосмического профиля платят за электроэнергию чисто символическую сумму и полностью обеспечены высококвалифицированными кадрами, которые верят в надежность и устойчивость своих объектов.
Изучение положения научно-инженерных кадров в наукоградах Подмосковья, подтверждает многообразие проблем в социально-трудовой сфере и их зависимость от конкретных условий. На общую ситуацию с занятостью оказывают такие факторы как: территориальная отдаленность и обособленность; научная и технологическая направленность, близость технополиса. Исследования, проведенные в г. Дубна, где наряду с крупнейшим и известным во всем мире институтом ядерных исследований (ОИЯИ) имеется ряд предприятий ВПК, подтверждают эти выводы.
Проблемы рынка труда данного наукограда сложны и специфичны (сложность трудоустройства высококвалифицированных инженерных кадров и более устойчивое положение ученых физиков). В г.г. Лыткарино, Реутов, Жуковский, Фрязино, Троицк ситуация на профессиональных рынках труда более спокойная, но сложная в другом отношении, что связано с близостью к Москве. Так, из 20 тыс. экономически активного населения г. Троицка, 10 тыс. человек работает в Москве. Это обусловлено разным уровнем оплаты труда в Москве и области и как следствие – острейшая проблема кадрового обеспечения оборонных предприятий этих городов науки и высоких технологий. Средняя заработная плата специалистов ТРИНИТИ (Троицк) по данным на апрель 2004 г. составила 5 тыс. рублей. Из необходимых для устойчивой работы института 250 млн. рублей на годовое содержание этого стратегически важного объекта, Минатом РФ, в ведении которого находится институт, выделяет только 30% финансовых средств, а по линии Миннауки РФ осуществляется 25% финансирования.
Обследования наукоградов, имеющих объекты фундаментальной и прикладной физики (Обнинск, Троицк, Протвино, Дубна, Черноголовка), выявили ряд серьезных проблем – отмечены не только сужение масштабов исследований, но и существенные деформации в их тематике. Наша страна практически потеряла ряд направлений в теоретической физике, что сулит негативные перспективы, в том числе и в плане национальной безопасности. В ядерной физике с 1995 года законсервировано и исключено из плана девять важнейших проектов, охватываемой государственной научно-технической программой “Физика высоких энергий”. Исследования по этим проектам вели четыре института РАН, три института Минатома РФ, а также ОИЯИ г. Дубна и НИИЯФ МГУ. Специалисты считают, что отказ от этих проектов приведет к огромным потерям в развитии науки, более того – экономики в целом.
Замораживание программ в области глубокой физики, сокращение их финансирования дают основание прогнозировать дальнейшее ухудшение положения в данном секторе научно-инженерного труда. Ведь речь идет о программах, в которых было задействовано 2,5 тыс. физиков-теоретиков, 5 тыс. инженеров, 10 тыс. рабочих, намечалось подключить около 50 промышленных предприятий, которые должны были осуществлять по новым технологиям программы уничтожения ядерного оружия по международным соглашениям. Потерять эти кадры, разумеется, несложно, но сверхсложно будет их восстановить. Несомненен и огромный ущерб, нанесенный престижу российской науке, а также потере международного рынка в этой сфере.
Научно-технический комплекс московской области является “золотым запасом” России, его огромный незадействованный пока потенциал может стать стратегически важным ресурсом при экономическом возрождении страны. Следует отметить, что на государственном уровне пока не проявилась заинтересованность в решении проблем наукоградов. Поэтому научная общественность этих городов начало движение снизу, объединившись в Союз развития накоградов, с целью спасения национального научного богатства России.
Важная роль в вопросах военно-промышленного строительства государства отведена закрытым административно–территориальным образованиям, где расположен ядерно-оружейный комплекс России, являющийся гарантом ее независимости. Сравнительный анализ с занятостью кадров в ЗАТО выявил существенные изменения и новые моменты в структуре и динамики занятости на градообразующих объектах и в социально-экономической обстановке в целом в этих городах. Объективные показатели говорят, что закрытые города Минатома России, где проживает более 700 тыс. человек, попали в тяжелую ситуацию. Низкая заработная плата, безработица ведут к социальной напряженности и конфликтам. В некоторых ЗАТО введена талонная система жизнеобеспечения людей. Не выполняются ряд федеральных программ, таких как: “Топливо и энергия”, “Экологически чистая энергетика”, “Микроэлектроника”, “Дети России” и др.
Несвоевременное и недостаточное финансирование угрожает качественному и полному выполнению работ по государственному оборонному заказу и международным соглашениям по разоружению и утилизации ядерных боеприпасов. Стареет оборудование объектов, что превращает их в зоны риска, уменьшаются нормативные запасы ядерного топлива на АЗС. По данным Минатома РФ, в г.г. Зеленогорск, Трехгорный, Лесной половина персонала на ядерно-опасных производствах находится в пенсионном возрасте, со стажем работы более 25 лет, а доля молодежи снизилась до 10%. Поэтому среди рабочих основных профессий, ведущих специалистов наступает период количественных, профессионально-качественных изменений в связи с утратой необходимых качеств, в том числе состояния здоровья. Кроме того, длительные перерывы в работе по специальности ведут к профессиональным потерям.
Остро стоит вопрос повышения безопасности транспортировки и хранения ядерных материалов, ликвидации открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов, а также создания необходимых условий для совершенствования ядерного оружия, учитывая новые угрозы и вызовы со стороны США (выход из Договора по ПРО и др. действия).
Известным научным центром мирового уровня является г. Саров (Арзамас –16), который находится в Нижегородской области, образован в 1954 году. Территория ЗАТО Саров составляет 231 квадратный километр, население – 83 тыс. человек. Основным градообразующим объектом города является Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ ВНИИЭФ) – флагман отрасли и отечественной науки по разработке и модернизации ядерного оружия, лазерной и рентгеновской техники, высокоточных измерительных систем, тонких технологий, методик математического моделирования.
Используя научно-технический и производственный потенциал и экспериментальную базу, институт в рамках конверсии проводит исследования и разработки в интересах народного хозяйства по следующим направлениям:
фундаментальные и общие прикладные исследования
безопасность АЭС;
энергетика (нефтяная и газовая промышленность, создание альтернативных источников энергии, энергосбережение и т.д.);
технология машиностроения и приборостроения (металлургия, автомобилестроение, взрывные технологии, системы диагностики);
экология и медицина (создание систем мониторинга, диагностического и измерительного оборудования);
информационные и вычислительные системы.
Закрытые города с точки зрения проблем занятости, требуют особого подхода и оценивать ситуацию в них как критическую надо не по уровню безработицы, если сравнивать ее с неблагополучными регионами России, а по следующим факторам:
Это закрытые территории и многие социально-экономические проблемы здесь сложно решаются.
В ЗАТО сосредоточен мощный кадровый интеллектуальный потенциал.
Имеется уникальное высокотехнологичные производства, которое нигде невозможно воспроизвести.
Есть и стратегическая задача. Россия – ядерная держава, и сдавать эти позиции нельзя, ибо альтернатива этому является переход в страны третьего мира
Вышесказанное обуславливает необходимость разработки срочных мер по снижению нарастающей социальной напряженности в закрытых городах, обеспечению содействия занятости населения за счет сохранения, развития и наиболее полного использования имеющегося научно-производственного и кадрового потенциала с учетом оборонных и народно-хозяйственных задач.