Бабкин В.И., эксперт Государственной Думы РФ
Непонимание, в первую очередь научного сообщества, позиции исполнительной власти по отношению к имеющему мировое значение российскому научному комплексу постепенно стало проходить.
Напрашиваются неприятные параллели. Когда недавно, в Афганистане, талибами были уничтожены памятники буддийской культуры, имеющие мировое значение, все просвещенное мировое сообщество выступило с категорическим протестом. Когда же на протяжении десяти лет уничтожался, имеющий мировое значение, научный комплекс России, то просвещенное мировое сообщество безучастно, если не со злорадством, наблюдало за этим процессом. А некоторые представители этого сообщества, из числа развитых стран, давали рекомендации по наилучшим способам его уничтожения.
До "перестройки" в мире существовали всего две страны, в которых проводились научные исследования, в том числе и фундаментальные, по большинству направлений науки, - США и СССР.
Вклад советских ученых в мировую копилку знаний трудно переоценить, а вклад советских ученых в обретении страной статуса мировой супердержавы просто бесспорен.
К середине 70-х годов минувшего столетия СССР, ценой неимоверных усилий, достиг стратегического паритета с своим главным противником - США, но стратегическое соревнование с ним по уровню жизни народа было полностью проиграно. Правители страны получили громадный политический вес на международной арене, основанный на ракетно-ядерной мощи, а народ получил "пушки вместо масла".
В свете этого, высказывание, что нет более выгодного капиталовложения, чем в науку, для нашей страны, в силу внутренней политики, весьма неоднозначно стали восприниматься народом. С одной стороны возникла законная гордость за достижения советских ученых получивших мировое признание, достижения в ядерной физике, в квантовой радиофизике, в космосе и др., с другой, эти достижения мало сказывались на материальном благополучии и достатке людей, в том числе и самих научных работников.
Правители страны в это время, вместо формулировки проблем стоящих перед обществом, которые должны были решаться на базе созданного научного потенциала, спровоцировали бесплодные дискуссии в научных кругах об эффективности научного труда, эффективности работы научных организаций, которые, в итоге, привели к разобщению научной общественности, к разговорам об избыточности научно-технического комплекса (?).
С началом построения капитализма в Россию поспешили зарубежные советники, намерения которых проявились в различных рекомендациях "реформирования" научно-технического комплекса.
В апреле 2002 г. автор получил возможность познакомиться с материалами, подготовленными к проведению Круглого стола, организованного отделением Всемирного банка по восточной Европе, посвященного обсуждению доклада Всемирного банка под названием "От знаний к благосостоянию: преобразование российской науки и технологии с целью создания современной экономики, основанной на знаниях". В этом докладе содержится достаточно много положений свидетельствующих о том, что многие действия исполнительной власти по "реформированию" научно-технического комплекса страны базируются на рекомендациях зарубежных советников. Принимая во внимание важность этого документа, было бы чрезвычайно полезно для понимания широких кругов научной и не только научной общественности ознакомиться с советами и рекомендациями содержащимися в нем.
В частности, в нем говорится, что в докладе ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в 1994 г., приводится оценка состояния российского сектора науки и технологии и четко предлагается сократить “раздутую, плохо адаптированную систему, находящуюся в состоянии стремительного ухудшения. В России существует изобилие (а по данным анализа, проведенного ОЭСР в 1993 г. - чрезмерное изобилие) квалифицированных ученых".
По-видимому, на основе этих рекомендаций принимались документы: “О доктрине развития Российской науки” (1996 год), “ Концепция реформирования Российской науки на период 1997 - 2000 гг.” (1997 год) и самый последний документ под названием "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу", который 30 марта 2002 г. был утвержден Президентом.
В докладе есть интересное признание: "сокращение сектора науки и технологии уже состоялось, но не в рамках долгосрочной стратегии оживления и восстановления ядра этого сектора.", и еще: " Советский Союз оставил России сомнительное наследие, имея в виду сектор науки и технологии. С одной стороны, - это лидирующие позиции в мире во многих областях фундаментальной науки, а с другой стороны, - отставание почти во всех областях промышленных инноваций".
В докладе приводится много верных констатаций, только рекомендации весьма любопытны.
Так, говорится, что в результате преобразований российская наука, которая была одним из величайших созданий и ценностей цивилизации (!), быстро деградирует, причем эта деградация может достичь такого момента, когда выживание российской науки в долгосрочном плане окажется уже весьма сомнительным.
Говорится, что российские предприятия предпочитают импортировать высокотехнологичное и наукоемкое оборудование, что в России существует чрезвычайно низкий уровень производства высокотехнологичного оборудования высокого качества для обрабатывающей промышленности, в то же время, предприятия наукоемкого сектора экономики и научно-исследовательские институты, сталкиваются с тем, что спрос на предлагаемые ими товары и услуги в самой России является относительно низким, а наиболее выгодные рынки сбыта их продукции находятся за пределами России (!).
"Из-за проводимой инвестиционной политики промышленный сектор, время от времени, изыскивает финансовые ресурсы для закупки технологий и наукоемкого оборудования из-за рубежа, а сектору науки и технологии, время от времени, удается продать российские технологии и наукоемкое оборудование за границу".
По данным Министерства промышленности, науки и технологии РФ доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции занимает только 0,3% – в 130 раз меньше, чем США.
Каким же видится возможное будущее России.
"Несмотря на экономический подъем в течение последних лет, в России нет внутреннего спроса на научную продукцию. Большинство российских предприятий не имеют финансовых ресурсов для приобретения новых цехов или оборудования, не говоря уже о крупных программах в сфере НИОКР. В результате можно утверждать, что бóльшая часть будущего спроса на российскую научную продукцию, скорее всего, будет поступать из-за рубежа".
"Для достижения этой цели потребуется уделить больше внимания поиску стратегических партнеров, которые смогли бы “вести” российские проекты в сфере НИОКР от лаборатории до рынка, установлению стратегических партнерских отношений с зарубежными фирмами, которые активно занимаются научными исследованиями и разработками в сопряженных областях, поиску знающих, квалифицированных покупателей высокотехнологичной продукции, которые были бы готовы приобрести результаты российских научных исследований и разработок, а также инвесторов для осуществления прямых инвестиций на территории России. Это могут быть как ставшие уже традиционными фирмы в сфере высоких технологий (например, “Интел”, “Майкрософт”), так и компании, относящиеся к так называемой “старой экономике”, – “Боинг”, “Прэтт энд Уитни” или “Дженерал моторз”."
"Согласно последним исследованиям, которые рассматривают инновационные процессы и использование знаний в производстве, производится оценка предприятий на основе ключевых критериев определения “технологической способности”. Эти критерии включают в себя такие факторы, как способность предприятия развивать последовательную технологическую стратегию поддержки бизнеса, приобретать и осваивать новые технологии и ряд других. Затем предприятия классифицируют по одной из четырех категорий в зависимости от уровня “технологической способности” предприятия. На самом низком уровне находятся фирмы, у которых нет абсолютно никакой способности к осуществлению технологических изменений. На самом высоком уровне находятся такие фирмы, как “Интел”, “Боинг” или “Майкрософт”, которые обладают возможностями внедрять и осваивать технологии из всех стран мира, осуществлять инновационную деятельность и производить продукцию с использованием самых передовых технологий. Ни одна из лидирующих корейских фирм не находится на высшем уровне. Такие компании, как “Хёндай” (Hyundai), “Эл-Джи” (LG) и “Самсунг” (Samsung) отнесены лишь к третьей категории. Они способны производить и осуществлять сборку высокотехнологичной продукции, используя технологию, импортированную из-за рубежа, однако, они не в состоянии осуществлять инновационную деятельность либо производить собственные передовые технологии".
"Но в России очень мало предприятий, которые в состоянии конкурировать даже с такими фирмами, как “Самсунг” или “Хёндай” в производстве конкурентоспособных в глобальных масштабах потребительских товаров массового спроса или средств производства; большинство российских предприятий не обладает высоким уровнем “технологической способности”, необходимой для того, чтобы успешно конкурировать с другими конкурентоспособными на мировом уровне инновационными фирмами".
"Согласно рейтингу 75 стран, сделанному на основе индекса роста конкурентоспособности (ИРК). В ИРК используются три набора показателей: (1) способность экономики осуществлять инновационную деятельность и использовать технологии, созданные в других странах с инновационной экономикой, (2) качество государственных институтов страны и (3) качество макроэкономической среды страны. В соответствии с расчетами, сделанными по этой методологии, Россия находится на 63 месте из 75 стран, наравне с Венесуэлой, Болгарией и Индонезией, и уступает всем странам с переходной экономикой, кроме Украины. По всем трем наборам показателей Россия находится на одинаково низком уровне".