Смекни!
smekni.com

Теоретико-методологические аспекты анализа мирового рынка технологий (стр. 11 из 15)

Безусловно, отечественным организациям и предприятиям необходимо принимать меры против промышленного шпионажа и предотвращать разглашение ноу-хау и его безвозмездное использование на внутреннем и внешних рынках. Однако, при контактах российских разработчиков с иностранными специалистами раскрытие зачастую происходит не специально т.к. российские изобретатель привыкли общаться в той среде, где их знания не составляют секрета и зачастую воспринимаются как излишние. Иностранцы же никогда не обсуждают вопросы, связанные с уровнем своих технологий, а тем более не общаются “по душам” в ходе переговорного процесса. Более того, в состав зарубежных делегаций всегда входит сотрудник спец. служб, владеющий, помимо прочего, составлением психологических портретов противоположной стороны, что дает преимущество в переговорном процессе. Российские ученые, в своей массе совершенно, не подготовлены к ведению переговоров. Традиция многих директоров военных предприятий брать на переговоры “мозги” - квалифицированных в своей области специалистов, но не имеющих переговорных навыков приводит к разглашению ноу-хау и отказу от заключения сделок с российской стороной.

Существующий в мире принцип ознакомления с ноу-хау 1-2 специалистов и только в части необходимой им у нас пока не соблюдается, и пока он соблюдаться не будет, Россия продолжит недополучать средства.

В большинстве технологических фирм мира, научно-техническому персоналу под страхом увольнения запрещено общение между собой, они никогда, ни при каких обстоятельствах не участвуют в переговорах, симпозиумах и т.п. мероприятиях, где велик риск раскрытия знаний. Если ведущих специалистов на фирме двое и более, они никогда не должны одновременно находиться в одном помещении, автомобиле, начало их рабочего дня так же разнесено во времени – это делается во избежание потери научного потенциала фирмы при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах (катастрофы, покушение на жизнь и т.д.). Ярчайший пример обеспечения сохранения ноу-хау в тайне, при продаже множества лицензий, демонстрирует “Coca-Cola” - части формулы напитка должны знать только два человека, причем кто именно держится в тайне, между собой они не знакомы и проживают в разных штатах; лицензиат получает сведения необходимые для успешной коммерческой реализации напитка, а не производства.

Каждое изделие содержит несколько секретов производства. Частичное разглашение ноу-хау приводит к понижению цены контракта. Это происходит на этапах предшествующих коммерческим переговорам – когда стороне передаются ознакомительные материалы, подготовленные не надлежащим образом. В этой ситуации даже Соглашение о конфиденциальности не спасает от потерь.

Еще один важный аспект мирового рынка технологий – инструкции к технике. Они в большинстве стран бывают только эксплуатационными, т.е. содержащие сведения необходимые только для эксплуатации оборудования, без описания технологического процесса в котором используется данное оборудование. В СССР данное правило никогда не применялось, в России ситуация такая же: примером может служить медицинский вибро - акустический прибор “Витафон” - в инструкции прилагаемой к которому подробно описан метод лечения различных заболеваний с его помощью; раскрываемый метод лечения – ноу-хау и его описание должно продаваться отдельно от прибора. Далее, в СССР и России инструкции даже к бытовой технике могут содержать техническое описание, чертежи и схемы, подробное описание неисправностей и т.п. Таким образом, раскрывается схемотехника и весь технологический потенциал прибора, являющиеся во всем мире коммерческим секретом фирмы производителя, поскольку эти данные раскрывают секреты производства и экономический потенциал фирмы, что дает преимущества конкурентам.

Понятие ноу-хау в СССР выкристаллизовывалось в течение 15 лет и еще 1,5 лет формулировалось. Были просмотрены определения принятые практически во всех странах мира (на 150 языках), и, без преувеличения, можно сказать, что российское определение ноу-хау самое полное и самое точное в мире. Огромная в этом заслуга принадлежит Э.Я. Волынец-Руссету являющемуся с 60-х годов ведущим специалистом страны в данной области.

Критерии ноу-хау:

1. ноу-хау – всегда научно-техническое достижение.

При этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без патента, не полученного с целью сохранения тайны и не разглашения направления поиска проводимого фирмой. За рубежом на предприятиях распространены собственные патентные библиотеки – картотеки: в них вносятся все патенты, заявки, отчеты с конференций и прочие данные которые удалось получить по интересующей тематике. Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может определить его новизну, технические решения конкурентов, срок выхода на рынок аналогичного изделия, уровень его юридической защиты. Поиск решений идет в направлении обхода существующих моментов с учетом коммерческой целесообразности и срока исполнения.

2. научно-технические достижения имеют техническую ценность.

Данные решения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические решения в силу не состыковки с существующей производственной технологией пригодны для серийного повторения, отсюда производство на коленках в электронной промышленности и нереализуемые концепт - кары в автомобильной.

3. научно-технические достижения не защищены законодательством.

Предполагается только монополия секретности. Сам факт существования ноу-хау зачастую хранится в тайне.

4. носит секретный характер.

Ноу-хау известно ограниченному кругу лиц на предприятии и только в той части, знание которой необходимо для выполнения их служебных обязанностей. На начальном этапе переговоров заключается опционное соглашение в форме Соглашения о конфиденциальности, Договора о намерениях, Меморандума или Памятной записки. Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим содержанием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, в случае отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать их и не передавать третьим лицам. Иногда стороны идут на депонирование средств в счет продавца, переходящих ему при каких-либо нарушениях Соглашения. В данной ситуации опционное соглашение не может иметь в заглавии слова “соглашение”, поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по изменению прав собственности.

5. технические решения имеют коммерческую ценность.

Данный момент особенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дробится на блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау. Таким образом, удается получить плату за все ноу-хау содержащиеся в изделии. Такая тактика особа эффективна при торговле комплексным оборудованием, когда удается продать до сотен сопутствующих лицензий на ноу-хау.

6. для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями.

Обычно применяется понятие “существующий уровень техники”, описывающее знания, которыми обладает специалист в своей специальности, полученные из доступных не специалистам источников, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых публикаций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по освоению и применению полученных ноу-хау, что однозначно повышает уровень производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции.

7. не умеет значения при продаже лицензии устно, письменно или зрительно будет передано ноу-хау.

Это исключительно российское дополнение, продиктованное стремлением избежать потерь на этапе переговоров и последующей подготовки документации. В мировой практике существует традиция устной лицензии, не фиксируемой ни на каких носителях и сокрытой формой оплаты. Ее существование продиктовано сложной конкурентной борьбой на мировых рынках. Однако опционное соглашение должно быть заключено при любых условиях. В данном случае секретное Соглашение о неразглашении сведений полученных в последующей после его заключения лекции.

Помня о данных 7 критериях ноу-хау и использую знание их при составлении договора о передачи ноу-хау возможно значительно повысить экономический эффект сделки. За рубежом каждая фирма имеет свои критерии, помогающие в деятельности, некоторые из них совместно с методологией выявления ноу-хау составляют ноу-хау. В Российской Федерации выявлению ноу-хау внимания на должном уровне не уделяется даже не государственными коммерческими фирмами.

1.5. Политика ПРС в области обмена технологиями

По скорости освоения приобретенных лицензий лидирующее место занимают США и Япония. В среднем, без учета специфики процесса, на освоение здесь уходит от 5 до 18 месяцев. Такая скорость во многом достигается за счет внутрифирменной торговли. В США 80% торговли идет по внутренним каналам, в Японии – 85%, в Великобритании – 75%. Таким образом, продажа лицензий независимым фирмам начинает расцениваться как производство конкурентов. Но это не совсем однозначное правило. В расчет принимается масса показателей. В первую очередь это существующий технологический уровень партнера. В настоящий момент, Россия не в состоянии самостоятельно ликвидировать технологический разрыв только за счет закупки лицензий, однако это не является гарантией получения передовых технологий.

В целом, в США наблюдается устойчивая практика при которой, при рассмотрении предложений на продажу лицензий за границу обязательно учитываются следующие факторы:

— какова возможная прибыль в случае продажи лицензии и возможные убытки в случае не продажи;

— усилит или ослабит продажа лицензии положение компании (и филиалов) по сравнению с конкурентами;