Смекни!
smekni.com

Энергетика в устойчивом развитии мирового сообщества (стр. 1 из 3)

А. Э. Конторович, академик РАН, доктор геолого-минералогических наук, директор Института геологии нефти и газа СО РАН, А. Г. Коржубаев, кандидат экономических наук, Институт геологии нефти и газа СО РАН, Новосибирск

Массовыми явлениями в последние десятилетия стали расширение мировых хозяйственных связей, усиление региональной интеграции и международного разделения труда, интенсификация на новом межнациональном уровне централизации и концентрации производства и капитала. Происходит рост объемов международной торговли, увеличение доли экспортно-импортных операций в большинстве развитых стран, укрупняется и расширяется деятельность транснациональных (ТНК) и многонациональных (МНК) корпораций.

Счет товаров и услуг на человека

Только за последние два года в нефтяной промышленности мира произошли слияния крупнейших компаний отрасли - «British Petroleum», «Amoco» и «ARCO»; «Exxon» и «Mobil»; «Elf Aquitaine», «Total» и «Petrofina». Подобные тенденции наблюдаются в автомобилестроении, химической и алюминиевой промышленности, в авиа- и морских перевозках, других важнейших секторах экономики.

Все это повышает влияние глобальных экономических и социальных процессов, указывает на необходимость межнационального взаимодействия и наднационального регулирования для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие всего мирового сообщества, региональных групп и отдельных стран.

При этом увеличиваются долговая зависимость одних государств от других и разрыв в технологической отсталости, что усиливает межстрановые и межрегиональные неравенства в уровне и качестве жизни населения, повышает благосостояние одних стран за счет эксплуатации человеческих и природных ресурсов других.

Уголь уступает нефти и газу

Важнейший показатель экономического развития -ВВП на душу населения. Производство товаров и услуг в расчете на отдельного индивида указывает на эффективность функционирования экономики, состояние технологических и организационных систем, производительность труда, характеризует общий уровень благосостояния в стране.

Как показала практика 60-70-х годов XX века, сильная зависимость наблюдается между ВВП на душу населения и потреблением энергии на душу населения. Анализируя эту зависимость, академик П. Л. Капица отметил, что для повышения уровня жизни населения необходимо увеличивать потребление энергии.

В XVIII-XIX вв. при массовом применении машинных технологий, быстром развитии тяжелой промышленности, морского и железнодорожного транспорта преобладающим источником энергии стал уголь, доля которого в мировом топливно-энергетическом балансе к концу XIX в. была около 96%'.

В XX в. в мире произошло почти 25-кратное увеличение использования коммерческих энергетических ресурсов. В 2000 г. оно было около 12 млрд т условного топлива (у. т.)2, с опережением росло применение углеводородных и новых источников энергии.

В этот период произошли крупные сдвиги в технологиях производства и использовании энергии и энергоносителей, наступила глобализация системы энергообеспечения при обострении конкуренции за доступ к источникам энергоресурсов.

В первой половине закончившегося XX столетия при значительном увеличении потребления всех основных видов органического топлива и гидроэнергии снизилась доля угля в мировом топливно-энергетическом балансе с 96 до 57,1%, прежде всего за счет роста использования нефти и газа.

Энергонасыщенность опережает энергосбережение

В 1900-1950 гг. доля нефти в совокупном энергопотреблении увеличилась с 2,9 до 26,5%, газа - с 0,6 до 13,0%. Это было вызвано широкомасштабным внедрением двигателей внутреннего сгорания на транспорте и в промышленности, развитием системы нефте- и газопроводов. Во второй половине XX в. опережающий рост использования углеводородов продолжался до начала 1970-х годов. В 60-е годы нефть как энергоноситель вышла на первое место.

После нефтяных кризисов последних десятилетий XX в. развитые страны при постоянном росте потребления нефти и газа пошли в 80-90-е годы на некоторое увеличение потребления угля в энергетике (до 28,9%) и форсированное строительство атомных электростанций.

Первоначально к этому подтолкнули нефтяные шоки 1973-1974 гг. и 1979 г. Однако в связи с высокой инерционностью технологических систем в энергетике и на транспорте замедлился, а в ряде случаев снизился спрос на нефть в развитых странах, и поэтому реальная перестройка энергобалансов произошла только в начале 1980-х годов.

В 90-е годы XX в. роль нефти в энергетическом балансе существенно снизилась (до 40-41% против 45,4%)3. На протяжении последних трех десятилетий в мировой энергетике обозначилась устойчивая тенденция к возрастанию роли атомной энергии - с 3,2% в 1970 г. до 7,6% в 2000 г.

В конце XX в. в передовых странах наблюдалось также быстрое возрастание производства электроэнергии из биомассы, из солнечной, ветровой и геотермальной энергии. В 1989-1999 гг. производство электроэнергии из этих источников увеличилось с 117 млрд кВт.ч до 203 млрд кВт.ч. Однако доля этих источников в общем балансе осталась незначительной (около 0,5%).

В настоящее время основные энергоносители в мире -нефть, уголь и газ, на долю которых приходится почти 90% всей первичной энергии. Это объясняется прежде всего коммерческими, технологическими преимуществами их добычи, транспортировки и утилизации, а также современными требованиями к безопасности систем энергопроизводства и энергопотребления.

Изменение энергопотребления и структуры энергоисточников со второй половины 1970-х годов в развитых странах сопровождалось значительным повышением эффективности использования энергии, энергонасыщенность экономики и коммунально-бытовой сферы продолжала опережать энергосбережение.

В каждой стране свой «энергоаршин»

Новая ситуация характеризуется двумя моментами:

• большинство развитых стран в последние десятилетия увеличивали не только количество потребляемой энергии, но и эффективность ее использования;

• наличие в стране сырьевых, а также ресурсо- и энергоемких отраслей промышленности (металлургия, химия и др.) снижает эффективность использования энергии. Это проявляется не только в странах, ориентированных исключительно на производство и продажу сырья, но и в высокоразвитых странах, таких как США, Канада, Великобритания.

В 1970-1990-е годы изменения стоимости энергоносителей дифференцировали страны по моделям экономического роста. Большинство развитых стран (Австралия, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Испания, Греция) перешли на модель, характеризующуюся более эффективным энергопотреблением при умеренном наращивании использования энергии и энергоносителей.

Страны, не обладающие значительными энергетическими ресурсами (Япония, Швейцария, Дания, Австрия), провели существенную перестройку экономики, включая вынос энергоемких производств за рубеж, внедрили ряд энергосберегающих технологических и организационно-экономических решений. Поэтому они достигли высоких показателей удельного ВВП при незначительном росте энергопотребления.

При этом развитые страны, обладающие значительными энергетическими ресурсами, такие как США, Норвегия, Канада, при существенном повышении эффективности энергопотребления резко увеличили объемы использования энергии. Очень повлияли на рост потребления энергоносителей в этих странах развитие отраслей тяжелой промышленности (в том числе добывающей, химической и нефтехимической, электроэнергетики), а также значительность площади и суровые климатические условия на части территории.

Только в СНГ энергопотребление снизилось

К началу 90-х годов XX в. по потреблению энергии в мире четко обозначились четыре крупных региона: Северная Америка, Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и СССР. В совокупности эти регионы потребляли свыше 90% всей производимой в мире энергии. В течение последнего десятилетия после распада СССР и тяжелейшего экономического кризиса роль стран СНГ в мировом потреблении энергии уменьшилась с 17,6 до 10,8%4.

В настоящее время основными региональными центрами энергопотребления выступают Северная Америка, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европа, в которых используется около 78%, а с учетом стран СНГ - свыше 88% всей мировой коммерческой энергии. Это происходит прежде всего из-за роста уровня экономического развития и значительной численности населения в этих регионах. Доля Ближнего Востока - 4,5%, Центральной и Южной Америки - 4,3%, Африки - около 3,1% мирового энергопотребления. Резкая региональная дифференциация энергопотребления - первая характерная черта современного мира, полярного и неравномерно развивающегося.

В последнее десятилетие XX в. произошло существенное повышение доли АТР в мировом потреблении первичной энергии (с 21,6% в 1989 г. до в 26,4% в 1999 г.), вследствие быстрого и преимущественно экстенсивного роста экономики при увеличении численности населения. Совокупный объем потребления энергии и энергоносителей увеличился в этом регионе с 2354,1 млн т у. т. до 3156,6 млн т у. т.

Одновременно немного (на 0,5-1,3%) возрастала доля Северной Америки, Центральной и Южной Америки, Ближнего Востока, Африки, а доля стран Европы - незначительно снижалась. Разная скорость роста энергопотребления в этих регионах определялась в основном интенсивностью внедрения энергосберегающих технологий и демографическими процессами.

Единственный регион, где в 1990-е годы произошло значительное снижение объема энергопотребления, - СНГ. В странах бывшего СССР уровень годового использования энергии сократился с 1922 млн т у. т. в 1989 г. до 1271 млнт у. т. в 1999 г.

Внутрирегиональное потребление энергоресурсов также сильно дифференцировано между крупными региональными группами. Так, на Ближнем Востоке и в Южной Америке, где сосредоточены крупнейшие разведанные запасы и формируется основная часть международных поставок нефти, доля этого энергоносителя в структуре потребления первичной энергии составила в 1999 г. 56,5 и 58,9% соответственно.