Шесть панелей, которые показаны на рис. 1, находятся в фиксированном положении. При желании можно перенести их внутрь графического экрана, где они займут "плавающее" положение, принимая одновременно форму окон Windows (рис.4). Для этого нужно аккуратно подвести указатель мыши к краю панели (но не задевая кнопок инструментов!), нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить панель на свободное место экрана, после чего отпустить левую кнопку.
В плавающем положении панели могут принимать разную форму, которую можно изменять, растягивая их за углы. Для перемещения панели на новое место следует перетащить ее с помощью мыши за синюю область с наименованием. Перемещение панели на один из четырех краев графического экрана позволяет вернуть ее к фиксированному положению. Таким образом, пользователь может сам найти для себя наиболее удобный способ расположения и формы панелей.
Две панели, вертикально расположенные на рис. 1, называются Draw (Рисование) и Modify (Редактирование).
Для вызова панелей на экран и удаления их с экрана имеются специальные средства. Подведите курсор к имени падающего меню View (Вид) и нажмите левую кнопку мыши. Выбранное падающее меню откроется (выпадет) внутрь графического экрана (рис. 5). Затем опустите указатель мыши на нижнюю строку Toolbars (Панели) и нажмите левую кнопку мыши (в дальнейшем выбор любых элементов экрана будем делать только с помощью щелчка левой кнопки мыши, правая же кнопка обычно вызывает какое-нибудь контекстное меню, о которых речь пойдет дальше). Многоточие после наименования пункта Toolbars (Панели) означает, что после выбора этого пункта меню будет вызвано диалоговое окно, в котором следует ввести какие-то параметры и ответить на предложенные вопросы.
Появившееся диалоговое окно Customize (Адаптация) (рис. 1.10) при выборе вкладки Toolbars (Панели) показывает в левом вертикальном списке все имена панелей, которые доступны в данной версии системы AutoCAD. Пролистывание всего списка осуществляется с помощью вертикальной линейки прокрутки. При установленном флажке в квадрате перед именем панели, панель будет находиться на экране, при отсутствии этого флажка панели на экране не будет.
1.2 Типы примитивов AutoCAD
Примитивы могут быть простыми и сложными. К простым примитивам относятся следующие объекты: точка, отрезок, круг (окружность), дуга, прямая, луч, эллипс, сплайн, однострочный текст. К сложным примитивам относятся: полилиния, мультилиния, мультитекст (многострочный текст), размер, выноска, допуск, штриховка, вхождение блока или внешней ссылки, атрибут, растровое изображение. Кроме того, есть пространственные примитивы, видовые экраны и редкие примитивы. Операции построения большей части примитивов могут быть выполнены с помощью кнопок панели инструментов Draw (Рисование) (рис 6). Рис. 6 Панель инструментов Draw (Рисование) Рис. 7 Падающее меню Draw(Рисование) |
1.3. Способы ввода координат точек AutoCADВ предыдущем разделе вы задавали конечные точки отрезка с помощью мыши. Но этот способ ввода (указания) точек не является единственным. Больше распространен второй способ — ввод координат точки с клавиатуры, например: 65,113.24 В данном примере введена точка с двумя координатами: X = 65 мм, Y= 113,24 мм. При вводе координат с клавиатуры запятая является разделителем между абсциссой и ординатой, а точка используется как разделитель между целой и дробной частью числа. Вводимые координаты могут быть целыми или вещественными. При вводе координат следует учитывать, где вы выбрали точку с координатами 0.0. Чаше всего это точка левого утла графического экрана (хотя в процессе работы вы перемещаетесь по рисунку, и точка 0,0 может оказаться в любом месте, даже уйти в невидимую часть чертежа). Третий способ ввода точек — это относительный ввод в декартовых координатах с клавиатуры, например: @50,25 Данная запись означает, что новая точка задается относительно предыдущей (что определяет символ "@") со сдвигом по оси X на +50 мм (т. е. вправо на 50 мм) и сдвигом по оси Y на +25 мм (т. е. вверх на 25 мм). Здесь запятая также является разделителем координат. Вводимые числа могут быть целыми и вещественными, положительными, нулевыми и отрицательными. Четвертый способ ввода точек — это относительный ввод в полярных координатах с клавиатуры, например: @33.5<45 В этой форме записи уже нет запятых, зато появился символ "<", который интерпретируется как знак угла. В данном примере новая точка задается относительно предыдущей, причем расстояние между ними в плоскости равно 33,5 мм (т. е. числу влево от символа угла), а вектор из предыдущей точки в новую образует угол 45° с положительным направлением оси абсцисс (угол измеряется в тех угловых единицах, которые были заданы в настройке единиц измерения). Расстояние должно обязательно быть положительным, а угол может быть числом с любым знаком. Пятый способ ввода точек — это указание с помощью функций объектной привязки. Доступ к функциям объектной привязки осуществляется либо через панель Object Snap (Объектная привязка), либо через контекстное меню, которое рассматривается далее в данном разделе. Как вывести панель инструментов, если она отсутствует на экране. Вызовите панель Object Snap (Объектная привязка) (рис. 8). Рис.8. Панель Object SnapВ этой панели собраны следующие кнопки (более подробное их рассмотрение будет ниже, по ходу изложения соответствующих функций): · — использование отслеживания с помощью промежуточной точки; · — смещение от другой (вспомогательной) точки; · — конечная точка; · — средняя точка; · — точка пересечения двух объектов или их продолжений; · — точка мнимого пересечения двух объектов или их продолжений (т. е. пересекаются только проекции объектов на текущую плоскость построений); · — точка продолжения; · — центр дуги, окружности или эллипса; · — точка квадранта дуги, окружности или эллипса (это точки, расположенные на 0°, 90°, 180° и 270°); · — точка касания; · — перпендикулярно объекту; · — параллельно объекту; · — точка вставки текста, блока, внешней ссылки; · — узловая точка; · — ближайшая к объекту точка; · — без использования объектной привязки; · — настройка постоянных режимов привязки. Рассмотрим использование кнопок объектной привязки и соответствующих им функций на следующем примере. Предположим, на экране есть два отрезка и необходимо построить третий, который идет от конца одного до конца другого. Для этого надо вызвать команду LINE (ОТРЕЗОК) и в ответ на запрос Specify first point: (Первая точка:) с помощью левой кнопки мыши выбрать в панели инструментов Object Snap (Объектная привязка) кнопку соответствующую функции Endpoint (Конточка). Тогда при подведении указателя мыши к концу первого отрезка, от которого нужно взять конечную точку, появляется желтый (при изменении настройки он может быть другого цвета) квадрат работы функции Endpoint (Конточка) (рис.9). Рис. 9 Выбор первой точки нового отрезка с помощью функции EndpointЕсли вы считаете, что конечная точка выбрана правильно, то вам остается нажать на левую кнопку мыши. Если AutoCAD выбрал не ту точку (а это может оказаться конечная точка другого близлежащего объекта), то необходимо переместить указатель мыши ближе к той точке, которая вам нужна. Аналогично в ответ на запрос Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить]:) необходимо с помощью левой кнопки мыши снова щелкнуть по кнопке панели Object Snap (Объектная привязка), а затем подвести указатель к концу второго отрезка и нажать на левую кнопку мыши. В ответ на очередной запрос Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить]:) можно нажать клавишу <Enter>, чтобы завершить команду LINE (ОТРЕЗОК). В рассмотренной нами ситуации использование функции объектной привязки к концу объекта было обязательным, поскольку рисование "на глаз" (т. е. без применения тех или иных функций) всегда приводит к погрешности построений и заметно ухудшает эстетические свойства чертежа. Данный пример предполагал, что кнопка режима OSNAP (ПРИВЯЗКА) выключена. Несколько иное использование функций объектной привязки будет при включенном режиме OSNAP (ПРИВЯЗКА). Другой пример. Предположим, нужно построить отрезок, идущий от середины одного отрезка к середине другого. Выполняется это аналогично предыдущему примеру, но при задании обоих концов отрезка следует пользоваться не функцией Endpoint (Конточка), а функцией Midpoint (Середина), которой соответствует кнопка Еще одна возможность обращения к функциям объектной привязки — это вызов контекстного меню привязки с помощью нажатой клавиши <Shift> и одновременного нажатия на правую кнопку мыши (рис.10) (при этом курсор должен обязательно находиться внутри графического экрана и не попадать ни на какую панель инструментов). Рис. 10 Контекстное меню объектной привязкиЭто меню по своим функциям очень похоже на панель инструментов Object Snap (Объектная привязка). Дополнением является лишь пункт Point Filters (Координатные фильтры), который позволяет воспользоваться одним из шести вариантов координатных фильтров: .X, .Y, .Z, .XY, .XZ, .YZ. Функция координатного фильтра чаще всего используется в трехмерных построениях. Она позволяет взять одну или две координаты из какой-нибудь точки рисунка и затем задать остальные координаты. Например, если для следующей точки (скажем, конца отрезка) нужно взять абсциссу от другой точки, то следует в ответ на запрос точки ввести на клавиатуре .X (или выбрать одноименный пункт контекстного меню). Дальше системе AutoCAD необходимо указать точку любым из известных вам способов, у которой будет вычислена абсцисса, а затем по следующему запросу системы (need YZ): ((требуется YZ):) ввести на клавиатуре оставшуюся координату (или оставшиеся координаты, если речь идет о трехмерной точке). |
1.4 Точки AutoCAD