Наряду с основными финансовыми инструментами (акциями и облигациями) на фондовом рынке обращается большое число производных и гибридных ценных бумаг. Производные (деривативы) финансовые активы выпускаются как правило не с целью приобретения дополнительного капитала, а для того, чтобы застраховать (хеджировать) риск возможных потерь от владения основными финансовыми активами. Наиболее известными производными инструментами являются фьючерсы и опционы. Фьючерсы (фьючерсные контракты) предполагают покупку или продажу какого-либо актива в будущем по цене, зафиксированной в момент заключения фьючерсной сделки. В качестве основного актива не обязательно должна выступать какая-нибудь ценная бумага: им может являться иностранная валюта, нефть, металл, зерно и другие товары, торговля которыми осуществляется на различных биржах. Покупая фьючерс, предприятие может застраховаться от резкого изменения цен на базисный товар в будущем. Опцион во многом аналогичен фьючерсу, однако его исполнение не обязательно. То есть он дает держателю право, но не возлагает на него обязанности по исполнению контракта. Например, страхуясь от риска падения курса валюты, в которой оно получает выручку, предприятие-экспортер может одновременно с подписанием договора на поставку продукции купить опцион на продажу валюты, в которой поставка будет оплачена. Если к моменту оплаты договора курс валюты упадет, то предприятие сможет продать ее по курсу, зафиксированному в опционе. Если этого не произойдет, оно просто не исполнит опцион. В последние два десятилетия рынок производных финансовых инструментов был наиболее быстрорастущим. Наиболее известным организованным рынком подобных активов являются Чикагская товарная биржа (CME), Чикагский совет торговли (CBT) и Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов (LIFFE).
К числу гибридных инструментов относятся варранты и конвертируемые ценные бумаги. Варрант является по своей сути опционом, дающий право его держателю приобрести определенное число акций предприятия по фиксированной цене. Обычно варранты продаются в комплекте с облигациями предприятия. Покупая облигацию с варрантом, инвестор становится не только кредитором компании, но и получает возможность впоследствии стать одним из ее акционеров. Эта дополнительная возможность способствует снижению для заемщика цены привлекаемого им капитала. Конвертируемые ценные бумаги (привилегированные акции или облигации) предоставляют держателю возможность в будущем обменять их на обыкновенные акции предприятия. Конверсия ценных бумаг не предполагает внесения инвестором дополнительной платы, поэтому она не приносит предприятию дополнительного капитала. Однако сам факт расширения возможностей, предоставляемых кредитору, может способствовать снижению ставки дохода, выплачиваемого заемщиком по конвертируемым облигациям.
Кризис 1998 года прервал бурный расцвет российского фондового рынка, на котором активно продавались многие из рассмотренных выше инструментов. Однако сам по себе факт обвала рынка не принес заметного ущерба реальной экономике, потому что этот рынок имел к ней довольно слабое отношение и больше походил на мыльный пузырь. Несмотря на кажущееся многообразие, основным его инструментом были ГКО, выпускаемые правительством для погашения задолженности по предыдущим выпускам. Плачевное финансовое состояние большинства предприятий не давало им возможности вкладывать в ГКО значительные средства, поэтому основными игроками на данном рынке были государство и коммерческие банки (прежде всего – Сбербанк РФ), а также иностранные спекулянты. Обвал рынка разорил отдельные комбанки, вызвав кризис безналичных расчетов, но этот кризис был преодолен довольно быстро, так как наиболее пострадавшие банки тем и отличались, что не стремились в реальный сектор. Сбербанк, являясь фактически государственным банком, сумел справиться с понесенными потерями. Уход иностранных инвесторов также не стал громким событием для промышленности, так как туда они практически и не приходили.
К началу 2000 года наблюдается возникновение качествено иной ситуации. Предприятия, оправившиеся после кризиса, стали все чаще поглядывать в сторону финансовго рынка, понимая, что данный институт является не только местом легкой наживы спекулянтов, но и практически единственным местом, где имеется реальная возможность привлечения капитала.