Большое значение теории относительных преимуществ заключается в том, что она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих стран и позволяет строить ВЭС национальной экономики на научном фундаменте. Как и в теории абсолютных преимуществ, система МРТ детерминирует движение товаров и услуг. В результате труд также выступает основополагающим фактором производства в развитии МЭО, представленных международной торговлей. Однако использование только одного фактора производства для объяснения процессов в мировой экономике безусловно недостаточно.
Логическое продолжение теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо находит в трудах шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина, чьим именем названа теория соотношения факторов производства.
Суть неоклассической теории Хекшера-Олина состоит в том, что каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
П. Самуэльсон дополнил данную теорию выводом, что международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.
В рамках более широкой теории международной торговли были заложены основы неоклассической теории международного движения капитала. Внешняя торговля имеет решающее значение, а движение труда и капитала между странами, согласно теории Хекшера-Олина, возникает в том случае, если торговля не выполняет своей функции в выравнивании цен на факторы производства. Таким образом, в рамках неоклассической трактовки международной торговли выдвинут постулат об альтернативности движения товаров и факторов производства.
Важнейшим достижением теории Хекшера-Олина является то, что в ней уже три фактора производства - земля, труд, капитал - определяют потоки мирового движения факторов производства и их производных - товаров и услуг, другими словами, развитие МЭО.
Вместе с тем, теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, будучи завершающим звеном классических теорий МЭО, исходила из следующих постулатов: технологии в торгующих странах одинаковы; факторы производства не имеют качественной оценки. В этой связи необходимо признать, что она имеет ограниченный характер, требует дальнейшего углубления и дополнения ее новыми гранями.
На основе исследования классических и неоклассических теорий МЭО можно сделать вывод, что факторы производства определяют развитие мировой экономической системы.
Впервые теория соотношения факторов производства была поставлена под сомнение американским ученым В. Леонтьевым, который показал, что условия теории Хекшера-Олина не подтверждаются практикой. Согласно эмпирическим данным, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Данное явление в экономической науке получило название «парадокс Леонтьева». Объяснением данного парадокса является положение о том, что технология приобретает статус фактора мирового воспроизводственного процесса. Следовательно, и труд должен иметь наряду с количественной качественную оценку. Именно различия в технологиях могут послужить причиной того, что один и тот же товар, производимый в одной стране, будет относительно капиталоемким, а производимый в другой стране -относительно трудоемким. В свою очередь, понятие «трудоемкий» также нельзя использовать односторонне, поскольку использование различных технологий производства одного и того же товара требует разных количественных трудозатрат. Наряду с этим, труд будет отличаться по уровню квалификации, которую надо рассматривать как не менее важную категорию при оценке трудоемкости товара. Значительное развитие высокотехнологичных производств в мировой хозяйственной системе привело к тому, что в экономической литературе появился целый ряд теорий, объясняющих развитие МЭО наличием технологических факторов.
Так, одной из наиболее популярных неотехнологических теорий международной торговли является так называемая модель технологического разрыва. Основы этой модели были впервые изложены в работе английского экономиста М. Познера.
Согласно его концепции, торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-либо отрасли одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией, получает дополнительную прибыль, экспортируя новый товар.
В результате технических новшеств образуется технологический разрыв между странами, обладающими ими, и странами, их не имеющими. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Однако, пока разрыв не преодолен, внешняя торговля новым товаром или товаром, производимым по новой технологии, будет продолжаться. Сторонники неотехнологического направления отводят технологии ключевую роль в развитии мировых экономических процессов. Структура МРТ также рассматривается ими как результат влияния технологических факторов.
Основные переменные при неотехнологическом подходе - это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы в отличие от наделенности факторами и интенсивности затрат факторов в модели Хекшера-Олина. [9]
Технологические теории МЭО отводят технологии роль определяющего фактора международного воспроизводственного процесса.
Проанализировав некоторые аспекты классических и технологических теорий МЭО, можно выделить сущностную характеристику исследуемых концепций, которая состоит в том, что факторы производства в мировой хозяйственной системе определяют развитие МЭО.
В рамках вышеназванных теорий были обозначены четыре фактора производства, которые на разных этапах экономического развития мирового хозяйства играют ключевую роль, что и находило отражение в соответствующих теориях. К ним относятся труд, капитал, земля и технология. Процессы трансформации, интеграции, регионализации и глобализации национальных хозяйственных систем выдвигают новые императивы и заставляют переосмыслить существующие приоритеты в эффективном и гармоничном использовании факторов производства. Обобщая отдельные аспекты рассмотренных теорий, касающиеся эволюционирования факторов производства в мировом хозяйственном процессе, можно сделать предположение об определяющем значении на современном этапе предпринимательской способности. Данный фактор производства обуславливает рост эффективности применения земли, труда и капитала в мировом хозяйстве.
Взаимосвязанность и взаимозависимость факторов производства в современном мире, обусловленные всеми природными, организационными, институциональными и техническими связями, миграционными и информационными потоками, объединяют все процессы в единое целое и дают неоспоримые возможности рассматривать мировое хозяйство как глобальную систему. Развитие предпринимательской способности, обретение ею глобального характера не нашло должного отражения ни в одной из существующих теорий, объясняющих мировые экономические явления. Вместе с тем, необходимо учитывать, что теории МЭО выступают как результат эволюционного развития, с одной стороны, предшествующих теорий и концепций, с другой стороны, самих МЭО, характеризующихся развитием существующих и появлением качественно новых, прогрессивных форм. Если рассматривать хозяйственные процессы в пределах одной национальной экономической системы, то, безусловно, предпринимательская способность была и остается ключевым фактором, определяющим уровень ее развития. Подтверждением тому может служить следующее положение Дж. М. Кейнса: «... все производится трудом при помощи того, что было принято называть мастерством, а теперь именуют технологией, и природных ресурсов... Предпочтительнее рассматривать труд, включая, конечно, личные услуги предпринимателя и его помощников, как единственный фактор производства, действующий при наличии технологии, природных ресурсов, производственного оборудования и эффективного спроса». Другими словами, автор рассматривает труд, в который он включает и предпринимательскую способность, как активный фактор производства, а землю и капитал (средства производства) как пассивные факторы. Тем не менее, определяющим фактором мирового воспроизводственного процесса предпринимательская способность становится лишь в последнее время. Причиной же усиления ее роли в мировой хозяйственной системе, на наш взгляд, стали усиливающиеся процессы интеграции и глобализации при параллельной либерализации экономических систем ряда стран. Отражением этого процесса является развитие прогрессивных форм МЭО, таких как научно-техническое и инвестиционно-производственное сотрудничество.
Устранение различного рода административных барьеров привели к тому, что государственные границы перестают лимитировать предпринимательскую способность в рамках одной экономической системы. Ее действие теперь охватывает все большее количество национальных хозяйственных комплексов. И потому факторы производства (земля, труд и капитал), объективно присущие в данный момент той или иной стране, не претендуют в настоящее время на главенствующую роль в повышении уровня развития национальной экономики, поскольку могут быть вовлечены в процесс производства, инициированный иностранным предпринимателем. То есть национальные факторы производства потенциально могут стать источником предпринимательского дохода для какой-либо страны и ее резидентов, которые выступают «источниками» предпринимательской способности.