Смекни!
smekni.com

Стратегия интеграции в национальную экономическую систему (стр. 4 из 6)

Предпринимательская способность представляет собой ценнейший ресурс любого государства. Достигаемые страной успехи в значительной степени зависят от типов образования и от предпочтений при выборе работы. Цели государственных структур и те ценности, которые предлагаются отдельным гражданам и компаниям, а также престиж, которым государство окружает определенные отрасли промышленности, приводят в движение капитал и людские ресурсы - что, в свою очередь, непосредственно влияет на конкурентоспособность конкретных отраслей промышленности.

В связи с этим, в современных условиях большое значение приобретают такие категории как личностная мотивация к труду, повышение профессиональных навыков, которые основаны на принципах частной собственности и рыночной экономики и являются отправными точками для формирования предпринимательской способности граждан.

Как показывает мировая практика, успеха достигают именно те государства, которые сталкиваются первоначально с неблагоприятными условиями, такими как высокая стоимость земли, нехватка рабочей силы, других факторов производства и т.д. Данное обстоятельство служит основанием для развития сложных в технологическом аспекте отраслей, где страна не наследует, а создает наиболее существенные факторы производства, такие как квалифицированная рабочая сила, научно-техническая база производства. Более того, набор факторов, которыми обладает государство в некоторый определенный момент времени, оказываются менее значимыми, чем скорость и эффективность их создания и обновления, а также применения в определенных отраслях. Это обстоятельство побуждает не только к внедрению новых технологий, но и к интенсификации использования такого фактора производства как предпринимательская способность. Не менее 2/3 природной ренты сегодня присваивается странами «золотого миллиарда». По существу, национальное богатство отсталых и развивающихся стран в нынешних условиях развития МЭО теряет свою национальную принадлежность и во все большей степени выступает в качестве источника пополнения национального богатства стран «золотого миллиарда». В этих странах потребляется 85% мировой древесины, 75% обработанных металлов, 70% энергоресурсов; ими координируется 90% вывоза капитала и 80% торговли высокими технологиями. В этой связи необходимо признать, что «... для развития экономики важны не природные ресурсы и не производственные мощности. Сила экономики определяется интеллектуальным уровнем и инновационными способностями предпринимательского класса. Там, где такой ресурс есть, и происходит экономическое развитие».[10]

Подтверждением возрастания роли предпринимательской способности в мировой экономической системе служат, на наш взгляд, изменения в структуре МРТ.

Как уже было отмечено выше, развитие предпринимательской способности в пределах международной хозяйственной системы выступает как результат усиливающихся тенденций глобализации и интеграции. В свою очередь, глобальный характер предпринимательской способности послужил причиной структурных сдвигов в МРТ.

Наряду с этим, углубление и трансформация МРТ привели к тому, что объектами международных операций стали товары крупномасштабных сделок и долговременного сотрудничества (товар-объект, товар-программа), к которым относят производственные комплексы, гостиницы, аэропортовые сооружения, коммуникационные системы и т.д.). Происходит переход от единичных товаров, товаров-групп к более сложным формам.

Соответствуя процессу деления товарных форм, мировой рынок распадается теперь на два яруса: нижний ярус, где осуществляется обмен по законам текущей конъюнктуры внешних рынков и реализуется краткосрочный тактический эффект; верхний ярус, на котором реализуются долгосрочные стратегические цели, связанные с глубокими преобразованиями национальной экономики на основе инвестиционно-производственного сотрудничества. На каждом из вышеприведенных ярусов формируются адекватные организационные структуры. Для яруса движения простых товарных форм — это преимущественно отдельные предприятия; этаж движения высших товарных форм представлен территориально-производственными комплексами, технополисами, ТНК, образующими симбиоз с государственными структурами разного уровня.

Выход на верхний ярус товарного обращения требует интенсификации такого фактора производства как предпринимательская способность, поскольку опосредует реализацию инвестиционно-производственного сотрудничества на международной основе.

Сдвиги в структуре МРТ стали катализатором изменения в исторических масштабах времени материального и организационного содержания и состава субъектов МЭО, что также, на наш взгляд, указывает на усиление роли предпринимательской способности в мировой хозяйственной системе.

Так, до середины XX века основными субъектами были государства, а также организации и предприятия, находящиеся под их юрисдикцией. В последнее время наряду ними субъектами мирового хозяйственного процесса выступают:

международные, надгосударственные организации (ООН, МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ВТО, Большая семерка G -7 и др.); региональные организации и блоки (ЕС, НАФТА, АТР и др.); транснациональные корпорации и банки;

институциональные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании); межправительственные организации (движение зеленых, «врачи без границ» и др.); региональные администрации (крупные внутристрановые регионы, провинции, земли, области, города); индивиды, участвующие в принятии решений, которые имеют международные последствия (ученые, артисты, бизнесмены типа Дж. Сороса и Б. Гейтса). Вместе с тем, необходимо отметить, что появление новых субъектов и усиление их значения в МЭО сопровождается тем, что многие национальные государства утрачивают роль активных участников мировой жизни и становятся ареной, полем борьбы этих субъектов.

Транснациональные структуры, обладая громадными финансовыми и иными ресурсами, оказывают большое влияние на политику руководства многих государственных образований. Целью их деятельности является, как правило, извлечение прибыли за счет вовлечения в свой оборот новых факторов производства. Содержание их поведения определяет предпринимательская способность, адекватная соответствующим организационно-хозяйственным формам.

В то же время государства, имеющие значительный экономический потенциал, напротив, стали играть роль глобальных предпринимателей в мировой хозяйственной системе, активно выстраивают собственные стратегии развития в рамках интересов национального бизнеса.

Наряду с этим, большинство международных организаций выступают инструментом политики могущественных держав, так как «принимают свои решения не демократически, а пропорционально либо экономической мощи, либо размеру взноса в фонд организации».

Данное обстоятельство в очередной раз указывает на изменение роли и значимости предпринимательской способности в современных МЭО, поскольку ведущие государства мира выстраивают стратегию взаимодействия во внешнеэкономической сфере в альянсе с крупными отечественными финансово-промышленными группами, подстраивая под нее политику международных организаций.

Таким образом, изменение структуры и функций субъектов мировой хозяйственной системы подтверждает положение о том, что предпринимательская способность выступает движущей силой современных МЭО.

Другим аргументом, подтверждающим повышение роли предпринимательской способности в мировом экономическом пространстве, ее глобализацию, является значительное расширение международно о инвестиционно-производственного сотрудничества, смещение центра тяжести от сферы обращения на уровень производства. Данный факт отражает постоянно увеличивающийся объем прямых иностранных инвестиций в мировом хозяйстве, которые выступают катализатором этого процесса.

Так, в 1999-2000 тт. наблюдался значительный прирост общего объема мировых прямых иностранных инвестиций. Однако в 2001 году впервые с 1991 года наблюдалось его значительное сокращение, которое связывают с общим замедлением экономического роста.

Таким образом, сдвиги в МРТ, расширение инвестиционно-производственного сотрудничества, изменение состава и функционального содержания субъектов МЭО аргументируют выдвинутую нами концепцию, состоящую в том, что предпринимательская способность основополагающий фактор развития современного мирового хозяйственного процесса.

Основываясь на проведенном исследовании, попытаемся определить логику развития мировой хозяйственной системы на современном этапе. В основу положим определяющую роль предпринимательской способности в условиях глобализации и интеграции МЭО.[11]

Учитывая тот факт, что система современных МЭО прошла большой эволюционный путь и высокоорганизованна, она имеет высокие адаптивные свойства и механизмы обратной связи. В этой связи процессы интеграции и глобализации мирового хозяйства и предпринимательской способности развиваются параллельно, взаимно обуславливая и дополняя друг друга.

2.2 Логика развития мировой экономической системы

Ключевая роль предпринимательской способности в аспекте ее глобального характера в развитии мировой хозяйственной системы делает необходимым выявление сущности данного понятия.

Впервые понятие предпринимательство определил Р. Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Другими словами, сущностным компонентом предпринимательской способности является риск, связанный с непредвиденными обстоятельствами. Предприниматели, обладающие способностью реализовывать шансы на успех в подобных ситуациях, получают сверхприбыль.