Полюс роста в этом регионе, вероятно, будет исходить из Китая и Азиатской России. В следующем десятилетии рост китайской мощи, по-видимому, продолжится. Если это произойдет, России придется приспосабливаться к Китаю, ищущему свое место среди ведущих мировых держав. Хотя внимание Пекина сосредоточено на Тайване и южном направлении, он окажет значительное экономическое и демографическое давление и на Центральную Азию, и на российский Дальний Восток. Судя по всему, сам объем китайской экономики и ее динамичное развитие станут для развития Сибири и российского Дальнего Востока гораздо важнее, чем их связи с европейским регионом.
Наряду с дальнейшим укреплением своих традиционных взаимосвязей с участниками Евросоюза, Сибирь вполне способна резко расширить свой товарооборот со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока он находится по существу в зачаточном состоянии. Доля не только Сибири, но и всей России в общем объеме внешнеторгового оборота азиатских государств не превышает 2%. Слабо используются и другие возможные направления сотрудничества.
Интересы России во взаимоотношениях с Китаем состоят в активном привлечении иностранных инвестиций, в осуществлении совместных проектов, которые позволят более эффективно использовать ресурсы и экономические преимущества обеих стран. Это могут быть, к примеру, большие энергопроекты - строительство нефтепроводов, газопроводов, поставки электроэнергии, изготовление оборудования для ГЭС. Прогнозы в этом отношении достаточно благоприятны. Выявленные запасы позволяют уже в 2005 г. увеличить добычу нефти на порядок, добычу газа - примерно в 3 раза, не менее чем вдвое можно нарастить добычу угля и выработку электроэнергии. Это создает такую базу энергоресурсов, которая позволяет поставлять их не только в Китай, но и Южную Корею, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
На сегодня еще много нерешенных проблем. В частности, отсутствует государственное регулирование единого процесса интеграции России в мировую экономическую систему и образования новых экономических поясов на базе эффективного использования потенциала Евразийского положения России.
Что может получить Сибирь из своего транзитного положения?
Географический ресурс должен сыграть одну из важнейших ролей в возрождении экономической мощи западно-сибирского региона. Точки роста для регионов Западной Сибири лежат видимо в особенностях её положения. Находясь в центре евразийского континента она выполняет роль регионального моста (frontier regions), который одновременно разделяет и объединяет элементы единой планетарной системы и через неё проходят кратчайшие маршруты между полюсами роста на Западе и Востоке. Возрождение территории связано с развитием транспортных коммуникаций - система расселения и производства привязана к коммуникациям.
Как показали многочисленные расчеты, выполненные учеными Института Экономики СО РАН, именно транспорт на обновленной технической основе является связующей инфраструктурой региональных (в масштабе страны), национальных (в масштабах континента) и трансконтинентальных (в планетарных масштабах) экономик. В использовании российских транспортных коммуникаций заинтересованы те самые страны АТР, которые являются лидерами по темпам экономического развития[10]. Но у России есть реальные конкуренты в этом виде транзитных услуг. Так, Китай, США и ЕС активно лоббируют создание нового "шелкового пути" в обход России (проект магистрали ТРАСЕКА)[11]
Территорию Западной Сибири в меридиональном направлении пересекают две крупнейшие в мире речные артерии - река Обь и Енисей - судоходные на всем протяжении; а в широтном - Транссиб и в проекте - Северо-Российская Евразийская магистраль (Баренцкомур - Севсиб-БАМ), который протянется от порта Индига на Баренцевом море в перспективе дойдет до порта Ванино на берегу Татарского пролива, и придаст стимул роста грузопотокам в этих направлениях с оживлением экономической деятельности в прилегающих. территориях. Еще одна предполагаемая магистраль - Центральная (Транссиб) с перспективой выхода на Корейский полуостров и Японию путем объединения железных дорог Сахалина и Хоккайдо (рис1). В результате произойдет интеграция двух широтных транспортных коридоров в пределах Азиатской России в межконтинентальный мост Юго-Восточная Азия - Европа, связывающий не только их материковые, но и островные регионы.
В мериадиональном направлении — поддержание Северного морского пути (North East Passage ) и системы речных магистралей, "наполняющих" СМП грузами глубинных регионов Сибири, как резервных для обеспечения безопасности страны и возрождения её экономики.
Большие перспективы имеет освоение новых кросс-полярных авиационных маршрутов, заметно сближающих регионы Америки с азиатскими регионами ( ТП-1 из С.Америки в Пакистан и Индию и ТП-2 через Сибирь в ЮВА). Развитие воздушных транспортных коридоров сейчас прорабатывается на официальном уровне. Так, между администрацией новосибирской области и Министром транспорта прорабатываются пакеты соглашений о включение аэропорта Толмачево в перечень аэропортов, предусмотренных межправительственным соглашением между Россией и Германией. Это позволит использовать Толмачево как пункт технической посадки для самолетов зарубежных авиакомпаний, которые совершают рейсы между Европой и Юго-Восточной Азией. В частности, уже решен вопрос с техническими посадками в Толмачево германского авиаперевозчика - Lufthansa Cargo.
По существу речь идет о рационализации мировых транспортных взаимосвязей и грузопотоков, которая даст весомый экономический эффект как странам Европы и АТР, так и самой Сибири. За счет использования Транссибирской магистрали Япония и Корея, например, смогут сократить свои транспортные издержки в товарообороте с европейским континентом на 15-20%, а также значительно ускорить оборот финансовых ресурсов.
Безусловно, что развивая экономику Сибири и выстраивая новые транспортные коридоры международного значения, России необходимо будет разработать новую, более эффективную тарифную стратегию на видах транспорта. Задействование громадного внутреннего потенциала Сибири позволяет значительно расширить границы и поднять уровень ее экономического взаимодействия с другими странами, построить их на качественно новой основе в обозримом будущем.
Богатство Сибири будет прирастать … Сибирью
Сибирь богата своим сырьем и бедна свом капиталом. По существу, колонизация этой территории постепенно превращает её в социальную и экологическую пустыню. Можно ли её природное богатство обратить в рост благосостояния её населения Насколько использование (эксплуатация) данных ресурсов может обратиться во благо нашего региона, поскольку на сегодня складывается обратная ситуация - отток ресурсов и разрушение национального богатства. Экономика, основанная на добыче сырья и чрезмерном потреблении энергии, подрывает источник своего роста в будущем в связи с истощением ресурсов и ухудшением экологического положения. Приведем лишь некоторые данные.
Большинство регионов Сибири и Дальнего Востока являются финансовыми донорами, причем в основном не отечественной, а мировой экономики, а общая величина сальдо произведенного и потребленного регионального продукта сопоставима с величиной вывоза капитала из России [12]. Сегодня ⅔ валютных поступлений формируется именно в сибирских регионах, но среди лидеров по инвестированию эти регионы не числятся. Флагманы сибирской индустрии (наиболее привлекательные предприятия) в подавляющем большинстве работают на экспорт. Ярким примером такого положения является Красноярский край, где находятся крупнейшие мощности по производству никеля, самый крупный в мире Красноярский алюминиевый завод: их продукция на 90% и более потребляется не на российском рынке. На территориях, где таких предприятий нет, фактически формируется депрессивные зоны, "социальная пустыня". Если не будет пересмотрена общегосударственная концепция развития, можно ожидать дальнейшую дезинтеграцию и раскол в российских регионах..
Огромные пространства из источника богатства превратились в источник проблем: необходимо осуществлять северный завоз, поддерживать жизнеспособность протяженных транспортных путей. Эти территории удалены от центров принятия экономических решений.
Так сложилось, что базовой промышленностью для регионов Сибири была добывающая промышленность и ВПК. Если первая естественно вписалась в экспортно-ориентированные модели развития в обоих направлениях (нефть, газ, лес, цветные металлы) с потерей доходов по отношению к регионам-производителям, то предприятия авиа - и машиностроения, входящие в ВПК, пока не нашли своего места в этой модели. Что можно предложить как альтернативу? Где точки роста, которые будут не вымывать "богатство" России, а его "создавать". Нужны хорошо проработанная промышленная политика государства по вовлечению в этот комплекс инвестиций, но последние сюда пойдут, если смогут получить коммерческий эффект. Основой этой политики должен стать союз науки и производства и привлечение венчурного капитала, способного брать на себя повышенные риски. Известно, что факторами геоэкономического соперничества в эру глобализации является человеческий капитал, ноу-хау, технологии. В советское время в 60- 70-е гг. в районах за Уралом (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск) активно создавались научные центры — это то, что еще является притягательной силой для крупнейших корпораций в высокотехнологичных отраслях. Развитие виртуальных информационной сетей в этих центрах позволяет решать очень важную приоритетную задачу для нашей страны - привлекать венчурные вложения , в т.ч. иностранные, для развития технопарков в этих центрах (программные продукты, биотехнологии, мониторинг окружающей среды). К сожалению, "утечка мозгов" - удел всех бедных, среднеразвитых экономик. Многие ученые предпочитают работать у себя дома, но за западные деньги и на их экономику. Но достижения в области высоких технологий только условно можно назвать "национальными", поскольку имеют тенденцию быстро распространяться и благами этих продуктов, в конечном итоге, пользуется все человечество ( те же самые компьютерные технологии).