Т.В. Чечелева, профессор кафедры "Экономическая теория"
Любые радикальные экономические и политические преобразования в обществе рассчитаны на социальный прогресс. Последний находит наиболее концентрированное выражение в росте доходов и потребления большинства населения. Если пути достижения этой цели плохо обоснованы и реформаторы слишком долго и с большими потерями для общества вырабатывают механизм реализации реформ, последние, при всей очевидной их необходимости, могут быть отторгнуты, а общество втянуто в длительную политическую и социально-экономическую нестабильность. Премьер-реформатор России П.А. Столыпин писал в начале века: "Только тогда, когда реформы пойдут параллельно с успокоением страны, они явятся выражением истинных нужд государства" [1].
Сегодня население России оказалось в ситуации, которая описана во всех западных учебниках: когда сумма социально-экономических ожиданий превышает сумму того, чем их можно удовлетворить, люди начинают прибегать к насилию, отстаивая свои интересы. Жертвой в таком случае становится общество в целом.
Преобразования в экономике не могут служить самоцелью. Экономический рост, повышение эффективности общественного производства не только выступают средством для решения социальных задач, но и обречены на неудачу, если социальные цели оказываются нереализованными. Это прекрасно осознается политиками: любое правительство, преследующее даже узкокорыстные цели, представляет свои программы как направленные на благо всего народа. Но как бы ни вуалировалась социальная политика, рассчитанная на достижение экономического благополучия "отдельно взятого" социального слоя за счет других, она все равно становится явной и приводит в конечном счете к социальным и экономическим кризисам.
Следует заметить, что при недостаточном знании объективных экономических законов и опыта исторического развития общества или в силу действий вопреки законам при реализации экономических задач правящие структуры зачастую игнорируют объективно действующие закономерности. Одна из них следующая: производство может устой чиво и эффективно развиваться, если служит росту доходов, удовлетворению личных потребностей не какой-то одной социальной группы, а всего населения.
Игнорирование этой закономерности в любой модели хозяйствования чревато политическими и социально-экономическими потрясениями. Советская модель хозяйствования привела к острому дефициту потребительских товаров, снижению трудовой мотивации и известным последствиям, определившим необходимость замены директивно-централизованной модели хозяйствования на конкурентно-рыночную.
Социальное, выступая следствием экономического, в свою очередь оказывает огромное влияние на развитие экономики. Экономическое и социальное - это система, в которой элементы, реализуясь как средство и цель развития, взаимосвязаны, взаимообусловлены, и разрыв этой взаимосвязи разрушает систему в целом.
Когда инициатором реформ выступает государство, важно понимание двух обстоятельств: во-первых, реформаторская деятельность государства должна опираться на глубокие знания состояния и тенденций в социально-экономическом развитии общества; во-вторых, реформаторские возможности государства существенно снизятся, если оно не сможет задействовать самостоятельность и инициативу самих хозяйствующих субъектов.
Основными регуляторами, определяющими направленность действий субъектов хозяйствования, являются их общественные потребности и интересы.
Сложность проводимых в бывшем СССР политических и социально-эконо-ми-ческих преобразований заключалась, с одной стороны, в сопротивлении утрачивающих свои позиции властных структур, а с другой - в слабости, неразвитости социальных слоев и групп, способных выступить в качестве самостоятельных, активных субъектов хозяйствования.
Необходимо при этом понимать всю иллюзорность идеи массового превращения граждан бывшего СССР в собственников. В современной рыночной экономике лишь около 15% самостоятельного населения составляют предприниматели-собственники различного масштаба; около 85% экономически активного населения - наемные работники. Потребности и интересы этих социальных слоев рыночной экономики специфичны.
Успех реформ в России зависит от того, насколько быстро и основательно государству и новым предпринимателям-собственникам удастся решить проблемы доходов и потребления большинства населения, найти средства и методы разрешения противоречий в системе экономических интересов основных субъектов хозяйствования: собственника - государства - работника.
Социальная ориентация экономического развития означает подчинение производ-ства потребителю - в любой рыночной структуре экономические интересы производителей не имеют иной формы реализации, кроме удовлетворения запросов потребителей. Современный тип социально ориентированной экономики, сформировавшийся в экономически развитых странах, характеризуется следующим:
значительными масштабами перераспределения доходов между слоями общества с высокими доходами в пользу менее обеспеченных слоев населения;
созданием за счет бюджетных средств фондов для бесплатного предоставления социальных услуг населению;
созданием резервных фондов в бюджетах (местных и общенациональных) для выплаты пособий по безработице и содержанию нетрудоспособных граждан страны;
наличием широко разветвленной сети общественных фондов, оказывающих разнообразную помощь определенным категориям населения;
законодательным закреплением прав граждан на социальные услуги и льготы со стороны государства и работодателей и наличием действенных механизмов, обеспечивающих реализацию этих прав.
Важно отметить, что современная социально ориентированная рыночная экономика явилась результатом длительного эволюционного социально-экономического развития западных стран, понимания взаимозависимости экономических интересов предпринимателей и наемных работников, возрастания значимости качественных характеристик работающих в обеспечении рентабельности производства в условиях НТР и т.п.
Однако справедливым будет признать, что удовлетворение социальных потребностей населения не является изначальной целью капитала. В США перелом во взаимоотношениях труда и капитала наступил после вмешательства государства в разрешение экономического кризиса 1929-1933 гг. Ситуация начала ХХ в. поставила перед бизнесом две проблемы: первая состояла в необходимости насыщения возросшего объема потребностей в традиционных материальных благах, сопровождавшегося стремительным наполнением рынка новыми товарами и громадным ростом потребительских цен; вторая проблема обусловливалась появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы, а также в социальной защите населения.
Во втором десятилетии нынешнего века в США замедлились темпы роста личных доходов и расходов населения, рост цен способствовал увеличению капиталистического накопления и сокращению доли заработной платы в ВНП. Сначала потери несло только население. Однако снижение платежеспособного спроса осложнило реализацию продукции, что привело к падению нормы прибыли корпораций в 1921-1929 гг. с 13,6% до 7,8% [2].
Главным итогом "великого противостояния" большого бизнеса и граждан США было осознание общности национальных и экономических интересов, отход от конфронтации в отношениях основных субъектов хозяйствования, формирование государственных служб, функцией которых служил бы поиск разумных компромиссов между трудом и капиталом, обеспечивающих оптимизацию задач экономического роста и развития социальной сферы.
Роль государства как центра управления социально-экономическими процессами и согласования в системе экономических интересов общества значительно возрастает во всех странах с развитой экономикой. Государственное регулирование сегодня не рассматривается в качестве антипредпринимательского, поскольку не только государство способствует реализации социальных интересов, но и бизнес под влиянием объективных требований социализируется.
Современное государство берет на себя функции, способствующие эффективному развитию бизнеса: а) перераспределение доходов, обеспечивающее равновесие между товарным предложением и платежеспособным спросом, что приводит к наиболее полной реализации продукции и нормализации воспроизводственных процессов; б) формирование бюджетных средств для финансирования расходов, направленных на повышение качественных характеристик рабочей силы в интересах бизнеса.
В большинстве развитых стран рост потребления и развитие социальных услуг осуществлялись за счет повышения экономической эффективности производства и изменений в соотношении "накопление-потребление" в пользу потребления при стабильных темпах экономического роста. В США, например, в 1869-1931 гг. соотношение потребления и производственного накопления (в частном секторе) составляло 83% к 17%; в 1940-1989 гг. эти цифры составили соответственно 88% к 12% [3].
Учитывая сказанное, приходится признать, что попытки реализации активной социальной политики в условиях спада производства и неэффективной экономики в современной России - нереальны и могут привести лишь к увеличению бюджетного дефицита и инфляции. Только рост производства и повышение эффективности национальной экономики служат реальным источником создания социально ориентированной экономики и реализации разносторонних социальных программ.
***
Стремление к социальному равенству - извечно со времен возникновения различных классов, богатства и бедности. Однако дифференциация в доходах и потреблении населения была и остается одной из основных характеристик современного общества. Более того, дифференциация в доходах расценивается многими экономистами как фактор, стимулирующий трудовую активность.