М.С. Атлас профессор-консультант консультационного совета? К.Н. Лебедев соискатель кафедры "Экономическая теория"
Пытаясь преодолеть узость "экономикс", вытекающую из его обыкновения анализировать только те стороны экономической жизни, которые поддаются формализации, а соответственно и подгонять реальные процессы под удобную для анализа математическую форму, отечественные экономисты стремятся дополнить принципы этой науки положениями и подходами "старой" политэкономии, основанной на методах качественного экономического исследования (научной абстракции, единства исторического и логического подходов и т.д.). Как известно, центральное место в качественном экономическом анализе занимает понятие о системе экономических законов и категорий, предмета и метода науки; обязательным требованием является рассмотрение законов и категорий в многообразии их проявлений, рассмотрение примеров творческого применения экономических законов, что, собственно говоря, и превращает экономическое знание в науку.
При этом зачастую перенос многих положений марксистско-ленинской политэкономии в структуру современного микро- и макроанализа происходит механически, без должного теоретического анализа, лишь на том основании, что эти положения отсутствуют в "экономикс" или ему прямо не противоречат. В этом подходе практически реализуется тезис, что "классовой болезнью" в марксистско-ленинской политэкономии была поражена лишь система ее выводов. Не принимается во внимание то, что многие официальные теоретические положения "прежней" политэкономии фактически были преодолены в самой советской науке, что и обусловило те ее достижения, должную оценку которым еще предстоит дать.
Так, практически не подверглось пересмотру понятие о системе экономических законов и характере их действия. Как и раньше, "экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы. Специфические экономические законы - это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования. Общие экономические законы - это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и др." [1] (* Здесь и далее цифра указывает на источник или примечание в конце материала.). Как мы видим, эти представления полностью совпадают с соответствующими положениями марксистско-ленинской политэкономии, изложенными, к примеру, в известном учебном пособии по политической экономии под редакцией Г.А. Козлова ("Политическая экономия", ч. 1. М., 1977) за тем лишь исключением, что процитированный выше автор считает, что "в этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы" [2]. Далее проходит и положение марксистско-ленинской политэкономии о характере действия экономических законов. "... Как и законы природы, экономические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем: экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе человеческой деятельности и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон земного тяготения" [3].
Отметим, что в основе изложенных выше представлений о характере действия экономических законов лежит философское учение о детерминизме. Исходя из положения детерминизма об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений и определения закона как устойчивого, повторяющегося отношения между явлениями, человек не волен самостоятельно конструировать законы, то есть определять связи между явлениями действительности, поскольку законы действуют независимо от воли и сознания людей, хотя и через их волю и сознание. Даже когда человек думает, что его действия обусловлены его свободным выбором, это ему только кажется. Свобода, согласно учению о детерминизме, может проявляться лишь как осознанная необходимость. Несложно понять, что такое понимание свободы как нельзя лучше соответствует тенденциозным выводам марксистской общественной науки: открытые К. Марксом законы общественного развития независимо от желаний и сознания людей должны были привести к необходимому результату - ниспровержению капиталистического строя. Следует сказать, что "жесткая" марксистская детерминистская трактовка исторического развития уже давно подвергалась критике в мировой общественной науке, в частности со стороны американских институционалистов (Т. Веблен), отстаивавших тезис о возможности альтернативных путей развития общества.
Далее, мы видим, что согласно представлениям экономистов о системе экономических законов общие и частные экономические законы действуют самостоятельно и параллельно. Нетрудно заметить, что такое понимание соотношения общих и частных экономических законов настолько тенденциозно, что противоречит даже официальной методологии советской науки - диалектическому материализму, согласно которому "между общими и частными З(аконами) существует диалектич(еская) взаимосвязь: общие З(аконы) действуют через частные, а последние представляют собой проявление общих" [4]. Отмеченное противоречие отражает существование еще одного камня преткновения, о который споткнулась теория экономической науки и с которым нельзя входить в здание современной экономической теории.
На наш взгляд, любое знание, включая экономическое, имеет двухуровневое строение. 1-й уровень составляют "естественные" (природные) законы, существующие вне зависимости от воли и сознания людей. В целях производства материальных благ на основе изучения законов 1-го уровня люди создают средства производства и формируют принципы (законы) организации производства, представляющие собой искусственно созданные условия, в которых действие природных законов (1-го уровня) приводит к желаемым для организаторов производства результатам и которые рассматриваются ими как закономерные. Соответствующие производственные и общественные процессы представляют собой законы 2-го уровня. В отличие от законов 1-го уровня они не только проявляются через деятельность людей, но и возникают благодаря их деятельности. Экономическими законами 1-го уровня являются законы, управляющие поведением людей в материальном производстве, а, к примеру, механизмы денежно-кредитной или фискальной политики, рассматриваемые в макроэкономике, являются экономическими законами 2-го уровня, так как их существование обусловлено организаторской деятельностью творцов этой политики, основанной на знании законов, регулирующих поведение людей в материальном производстве.
При такой трактовке характер действия экономических законов ничем не отличается от характера действия законов движения любой другой формы материи. Экономические законы 1-го уровня (общие законы) проявляются в действии законов 2-го уровня (частных законов). В свою очередь, технические процессы или законы 2-го уровня (например, закон движения паровоза), как и общественные процессы, оказываются исторически преходящими, а законы 1-го уровня - вечными. Исходя из двухуровнего строения научного знания предметами наук являются законы 1-го уровня, что означает, что предметом экономической науки (экономической теории как фундаментальной экономической науки) являются законы поведения человека в материальном производстве, что в целом соответствует определению предмета науки в "экономикс". Отметим, что к формулировке предмета экономической теории как "поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов" [5] присоединилось большинство отечественных экономистов, включая и тех, кто разделяет марксистские представления о системе и характере действия экономических законов.
Следует сказать, что несмотря на догматизм официальных положений соответствующих научных школ и направлений (к примеру, в "экономикс" вопрос о системе экономических законов вообще не рассматривается), представления о двухуровневом строении экономического знания и соответствующие им представления о характере действия экономических законов складываются у экономистов стихийно, что неудивительно, так как они обусловлены объективной экономической реальностью. Так, в учебниках типа "экономикс" законы поведения людей в материальном производстве (законы 1-го уровня) отделены от законов 2-го уровня, которые и называются собственно экономическими законами. "Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют на Западе)" [6]. По мнению одного из главных создателей "экономикс" А. Маршалла, закон - "это обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий" [7]. В отечественной экономической науке экономические законы 1-го уровня были не только четко сформулированы (это и есть известные законы экономии времени, роста производительности труда и возвышения потребностей), но и всегда существовало соответствующее понимание соотношения и взаимодействия законов двух уровней: "Объективность характера закона (в предыдущем абзаце речь идет о законе повышающейся производительности труда. - Авт.) находится в зависимости от наличия условий, в которых закон действует. Эти условия создаются хозяйствующими субъектами, которые, естественно, всегда стремятся создать их для реализации объективных требований экономических законов, поскольку таким путем хозяйствующие субъекты достигают получения своей выгоды" [8]. Авторам цитаты лишь осталось назвать процесс получения выгоды законом 2-го уровня.