В 1992 - 1995 гг. правительство России проводило политику подтягивания цен внутреннего рынка до мирового уровня на все основные товары, кроме товара... рабочая сила. И в дореформенный период цена этого товара искусственно занижалась, что приводило к таким отрицательным явлениям, как его неэкономное использование (высококвалифицированные специалисты направлялись на уборку урожая вручную, овощные базы и т. д.), сдерживался технический прогресс. Рабочая сила была дешевой, и ручной труд невыгодно было заменять механизированным. В случае автоматизации труда скрытая безработица (в виде внутрисменных простоев до 15 - 20% рабочего времени и работы по заниженным на 20 - 25% нормам) выросла бы еще больше.
Уже в дореформенный период сложность работ в промышленности была выше на 25% уровня квалификации рабочих. В сельском хозяйстве это различие достигало, по нашим оценкам, 3 - 4-кратного разрыва (сельский труженик имеет дело с живой материей, а это сложнее, чем работа с любой машиной).
На сложившийся уровень производства (падение по сравнению с дореформенным периодом вдвое) требуется вдвое меньше рабочих. Но их число сокращается незначительно и одна заработная плата делится на двоих рабочих. По нашим оценкам, цена рабочей силы сегодня по сравнению со спросом на ее качество со стороны производства занижена в 3 - 4 раза. Если же российскую технологию заменить западной, то цена рабочей силы окажется заниженной в 8 - 10 раз. Это видно и без всяких расчетов: сравните доходы наемных рабочих и объем и структуру потребления ими материальных благ и услуг, и вы увидите это различие. Значительная часть товаров и услуг, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы, отсутствуют в структуре потребления работников. Различия не будет лишь у не большой части населения, находящейся на вершине пирамиды, отражающей дифференциацию населения по размерам душевых доходов.
Нам осталось ответить еще на важные вопросы: кому достаются доходы от вложений в человеческий капитал и кто несет потери от его неэффективного использования?
Носителем рабочей силы является работник. Он решает, за какую цену и на какой срок продавать свои способности к труду. Владение и распоряжение собственностью налицо. Что касается пользования - третьего признака собственности, то здесь ситуация не так роста, как кажется на первый взгляд.
"Извлекает полезные свойства" из способностей к труду работника не только их носитель, трудясь на работодателя, но работодатель и государство. На поверхности явлений регулятором величины доли каждого являются спрос и предложение рабочей силы (если спрос превышает предложение, то заработки рабочих растут; и наоборот), государство регулирует заработную плату и другие доходы, финансирует часть затрат на воспроизводство рабочей силы (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение) . В действительности первичное распределение эффекта от использования способностей к труду работника должно осуществляться исходя из структуры затрат на воспроизводство рабочей силы.
Однако сложившаяся структура затрат сегодня существенно искажена. В затратах не учитывается труд самого носителя способностей к труду и его семьи по формированию способностей к труду. В 8 - 10 раз занижена оценка затрат труда ( по сравнению с мировым уровнем) учителей и преподавателей, в несколько раз меньше затраты на материальную базу учебных заведений.
Выводы. 1. Существование той или иной формы собственности связано с уровнем развития средств производства и рабочей силы. Рыночные отношения необходимы предприятиям всех форм собственности. Если по воле правительства или благодаря успехам собственник в какая либо из форм собственности опережает условия, необходимые для ее развития, то происходит "шаг назад" в виде падения темпов экономического развития (что и произошло в нашей стране в 70 - 80 годах) или сама собственность начинает реформироваться (происходит приватизация, создаются народные предприятия или крупные монополистические объединения).
2. Рыночная экономика прошла свой путь от простейших форм обмена товарами и услугами, возникших на ранних ступенях разделения труда, до стадии, когда объектом обмена стали способности человека к труду, знания, а для реализации рыночных отношений были созданы сложные механизмы и инструменты, наподобие рынка ценных бумаг, международного валютного рынка и т. п. Из этого следует, что формирование рыночной экономики не завершено ни в одной стране. Доказательством служит опыт европейских стран, где создана принципиально новая рыночная экономика и происходит превращение национальных рынков рабочей силы, капитала, ценных бумаг в мировые. Это человечеству стало настолько выгодным, что оно позволило себе снизить роль межнациональных отношений собственности на средства производства и рабочую силу в получении дополнительных выгод от международного обмена товарами и услугами.
3. Рыночная экономика не является особым способом производства (социализм, капитализм), а выступает необходимым условием существования производственных отношений, когда человечество, вследствие существования простого и сложного труда, различий в уровне производительности труда, не может использовать другие инструменты для измерения труда, кроме рыночных.
4. Россия, как и весь мир, еще не имела социализма на практике. Так называемый "развитой социализм", о котором объявило руководство КПСС, на деле представлял экономическую систему, которую можно лишь условно отнести к социализму с приставкой "государственный". Государственный социализм как форма хозяйствования был необходим лишь в период глубокого кризиса, в условиях войны и восстановления народного хозяйства. Элементы государственного социализма использовались ФРГ и Японией в послевоенный период.
Ошибка правительства нашей страны в послевоенный период заключалась в неверном предположении, что все экономические и социальные проблемы могут решаться с помощью административно-плановых методов. Действие рыночных категорий было ограничено. Механизм использования таких инструментов, как цена, заработная плата и другие, не был отлажен.