Ф.Н. Павленко, соискатель Северо-Кавказского научного центра высшей школы
В статье анализируется теневой рынок с позиций его сегментации, что позволяет рассматривать его как целостную самовоспроизводящуюся систему.
ВОЗРАСТАЮЩИЙ объем теневого оборота продукции и финансов в российской экономике актуализировал изучение теоретических и практических проблем сегментной организации теневого рынка. Исследование причин, природы и последствий негативных процессов переходной экономики как социальной основы ее криминализации требует постановки и анализа сравнительно новых для российской экономической теории вопросов. К ним, по нашему мнению, относятся: теоретическая характеристика сущности и специфики рыночного механизма осуществления теневой экономической деятельности (в том числе и в ее криминальных формах); прогнозирование основного вектора возможной динамики теневого предпринимательства; особенности посег-ментной организации и функционирования теневого (криминального) рынка.
В общем плане следует отметить, что исследование теневой экономики уже вышло из сферы компетенции только правовой науки, превратившись в настоящее время (в силу исторических обстоятельств) в один из приоритетных объектов внимания экономической науки.
Всеобщность рыночных принципов обусловила и концептуальную направленность теоретического анализа сегментного строения теневого сектора экономики, которое должно быть, по нашему мнению, рассмотрено прежде всего в системе рыночной организации производства. В свою очередь, игнорирование сегментных параметров устройства теневого рынка (и, соответственно, теневого производства) препятствует выявлению его экономической природы, сводит его к сугубо «надстроечному» (политико-правовому) содержанию, что противопоставляет теневой сектор экономики всей системе рыночного хозяйствования.
В то же время практика показывает, что система рыночных отношений способна скрывать значительный сегмент негативных явлений криминально-теневого содержания — тот сегмент российской экономики, в котором создается до двух пятых валового общественного продукта национальной экономики страны и в котором заняты миллионы трудоспособных граждан.
Поскольку рыночный механизм по-сегментного воспроизводства теневого капитала является новым объектом экономического анализа, то возникла потребность в разработке специфической методологии и методики соответствующего исследования. Хотя в экономической теории и рассматриваются те или иные конкретные формы теневого (криминального) капитала и формы их рыночной реализации, тем не менее их характеристика имеет в основном прикладной характер (задачи усиления финансового контроля над образованием и распределением предпринимательской прибыли, ликвидация пробелов в налоговом законодательстве, организация эффективного аудита и т.д.). Поэтому анализ особенной сегментации теневого капитала в координатах базовых параметров рыночной экономики приобретает особую значимость.
Анализ рыночного механизма воспроизводства теневого (криминального) капитала придает приоритет постановке особой проблемы — сегментирования капитала в теневом секторе рыночной экономики на базе выделения основных форм теневой (криминальной) предпринимательской деятельности. Такой анализ позволит сформировать методическую базу оценки и прогноза динамики функционирования, обращения и перемещения теневого капитала, разработав концепцию «антитеневой» экономической политики.
В настоящее время можно выделить следующие концептуальные характеристики теневого рынка и проблемы его сегментной организации:
1. Рыночный механизм воспроизводства теневого капитала возникает в той мере и постольку, в какой и поскольку отдельными предпринимателями нарушаются фундаментальные «правила общественного соревнования» между предприятиями по поводу социально оправданной величины соотношения издержек и выгоды производства. Это значит, что сложилось альтернативное сосуществование «легального» и «теневого» рыночных механизмов воспроизводства, обращения и перемещения легальных и теневых капиталов, что порождает эффект «ложной экономической эффективности», ориентирующей предпринимателей на социально разрушительный уровень рентабельности.
2. Рыночный механизм воспроизводства теневого капитала выступает фактором деформации микрорыночного уровня макроэкономики, препятствуя возможности проведения краткосрочной эффективной политики рационализации финансовой инфраструктуры национальной экономики. Следовательно, капитал основных сегментов теневого сектора национальной экономики формируется как результат деструктивной реализации основных принципов рыночной организации производства в границах определенного сегмента данного рынка (прежде всего — в результате аномальной девиации избыточной прибыли).
3. Посегментная дифференциация теневого капитала означает образование особого рыночного механизма воспроизводства его теневого статуса, конкурирующего с легальным механизмом воспроизводства законопослушного капитала. Элементы рыночного механизма капиталов основных сегментов теневого сектора вступают в конфликт с элементами рыночного механизма капиталов легального сектора («неофициальные» спрос, предложение и цена конкурируют с «официальными» спросом, предложением и ценой), что приводит к дестабилизации микро- и макрорыночного равновесия, к перераспределению инвестиционных потоков и к деформированной индикации реального уровня поотрас-левой эффективности.
4. Основу механизма рыночного воспроизводства всех сегментов теневого капитала образует заниженная цена предложения теневого производства, поскольку главным фактором необоснованного получения дополнительной прибыли (в рамках теневого сегмента рынка) является более низкий уровень издержек «теневого производства», стимулирующий и формирование «теневого спроса». В отличие от этого, основу механизма рыночного воспроизводства криминального капитала составляют финансовые потоки тех криминальных видов предпринимательства, которые способны воспроизводиться посредством «коррупционного» снижения уровня издержек в теневом сегменте общественного производства как экономической базе его формирования.
5. Системная характеристика сущности и специфики рыночного механизма воспроизводства основных сегментов теневого и криминального капитала нелегального сектора экономики, в рамках которой этот механизм трактуется как механизм автономной девиации подсистемы экономических параметров легального предпринимательства, показывает, что сегодня уже выявлен механизм формирования, функционирования и перемещения теневого (криминального) капитала, конкурентное преимущество которого создается и реализуется неправомерным способом посредством коррупционной преференции; такой подход позволяет выйти на объективные критерии разграничения легального и теневого капитала.
Рыночная характеристика капитала, обращающегося в теневом секторе рыночной экономики, квалифицирует его как «искусственно-эффективный» капитал, эффективность воспроизводства которого обеспечивается нелегальным перемещением значительной части инвестиционного капитала в сферу реализации теневого (криминального) капитала. На этой базе возникает возможность построить принципиальную модель финансового механизма движения теневого сегмента общественного производства.
Рыночные показатели реализации теневого капитала выступают ориентирующими предпринимателей индикаторами максимизации прибыли в искусственно благоприятной среде хозяйствования. Это позволяет различать легальный и теневой уровни рентабельности (построив соответствующую количественную шкалу) и, на этой основе, — легальную и теневую системы хозяйствования.
Механизм рыночной самодостаточности теневого сегмента макро(микро)-экономики вырастает из неконкурентной организации перераспределения бюд-жетно-консолидируемой «ренты производителя», создаваемого целенаправленным благоприятствованием экономических условий производства для капитала в теневом секторе экономики. В результате мы можем построить финансово-ориентированную политику декриминализации капитала и доходов в российской экономике.
Сосуществование двух рыночных механизмов воспроизводства капитала («легального» и «теневого»), конкуренция между которыми объективно задана величиной капитальных ресурсов, скрытно направляемых в теневое производство, способствует определению соотношения легального и теневого предложения (а также легального и теневого спроса), взаимодействие которых и устанавливает ценовой объем теневого производства.
Главное различие между основными формами «теневого» и «криминального» капитала состоит, соответственно, в «рыночном» и «нерыночном» происхождении. Следовательно, необходимо разработать две системы борьбы с нелегальным предпринимательством: «теневой капитал» выступает объектом совершенствования финансово-экономического, тогда как «криминальный капитал» — объектом совершенствования уголовно-административного законодательства.