Д.В. Малыхин, ОАО "Омскпромстройбанк"
О недостатке инвестиций сегодня говорят все, кто понимает, что экономическая реформа в России не пойдет дальше без институциональных изменений в инвестиционной сфере. При этом различие целей хозяйствующих субъектов ведет к различному пониманию необходимых направлений и форм инвестиций, а также к различным определениям собственно инвестиций. Действующий закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26.06.91 N 1488-1 дает настолько общее определение инвестиций (практически любое имущество, вкладываемое в любое предприятие в любой форме в целях получения дохода, прибыли и достижения положительного социального эффекта), что размывается сущность этого явления. Минфин несколько уточняет определение, во всяком случае в части долгосрочных инвестиций дает перечень таких инвестиций и в отношении капитального строительства отмечает: инвестиционная деятельность меняет сущность объектов (п.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30.12.93 N 160). Это важно для адекватного понимания значения инвестиционной функции финансово-кредитного механизма и более точного определения инвестиций по сравнению с предпринимательской деятельностью. Определение, данное в Законе, больше соответствует последнему понятию. Реальная же инвестиционная деятельность, в соответствии с более точным определением, которое дает Минфин, в отличие от более широкого класса предпринимательских проектов, обладает свойством менять сущность объектов, институциональное строение экономики (по крайней мере, ее фрагментов).
Ранее уже отмечалась эта особенность финансовой инфраструктуры - при определенных условиях финансово-кредитный механизм влияет на институциональное строение экономики. Институциональная функция кредита, роль банков и финансовых инструментов в инвестиционном процессе имеет важное практическое значение для инвесторов, а также вызывает серьезный научный интерес (см. Белоглазова Г.Н. [1], Букато В.И. [4], Бочаров В.В. [2, 3], Евстигнеевы Л. и Р. [7], Малыхин Д.В. [9]). Условия постоянной нехватки денег в ряде отраслей народного хозяйства вынуждают экономистов искать новые источники и механизмы частного инвестиционного финансирования, которые бы изменили в целом состояние в инвестиционной сфере России и направили бы инвестиционный поток в наиболее нуждающиеся отрасли и хозяйства. В основном идеи сводятся к созданию или реорганизации новых банковских учреждений типа Банков реконструкции и развития (БРР), Финансово-промышленных групп (ФПГ) (см. Щербаков А. [12], Петраков Н. [11], Марголит Г. [10], Белоглазова Г.Н. [1]). Такие идеи представляются малоэффективными, во всяком случае потому, что процессов по предлагаемым схемам не наблюдается в реальной экономике в ожидаемых размерах. Тем более сохраняется катастрофический недостаток средне- и долгосрочных кредитных ресурсов в тех отраслях экономики, которые традиционно являются наиболее капиталоемкими - строительство и промышленность.
Причины неэффективности внешне привлекательных идей о реформировании инвестиционной сферы, видимо, кроются в том, что предлагаемые механизмы взаимодействия финансово-кредитных институтов, инвесторов и инвестиционных объектов существенно отличаются от устоявшихся в экономике механизмов в течение последнего десятилетия. Потенциальные возможности развития имеющихся инвестиционных механизмов, инвестиционные возможности банковского сектора (как в смысле объемов инвестиций, так и в смысле форм инвестиций) практически не рассматриваются в предлагаемых схемах. В то же время известна широкая практика инвестиционной деятельности банковского сектора, а также имеются другие идеи, в качестве источника инвестиций и институциональных изменений определяющие новые комбинации имеющихся ресурсов и знаний.
Формы финансирования инвестиций.
Как известно, для финансирования инвестиционных проектов существуют следующие классы финансово-кредитных инструментов:
- кредитование,
- эмиссия ценных бумаг,
- финансирование за счет собственных средств.
Более точная классификация инструментов финансирования инвестиций, с подробным описанием части из них, приведена в работе (Бочаров В.В. [3]).
Немногие структуры обладают достаточными собственными средствами для финансирования инвестиций. Обычно наиболее серьезная проблема финансирования проекта, от которого зависит судьба проекта в целом, заключается в привлечении стороннего капитала для инвестиций в форме акций, облигаций, кредитов, их производных.
Инвестиционный кредит - достаточно хорошо изученная форма инвестиций, и отрицательные ее черты также хорошо известны (см., например, Курманаев А.Т. [8]).
Фондовые ценные бумаги (акции, облигации) - эта разновидность ценных бумаг пережила свое "трудное детство", продралась через "полынь инфляции" и, похоже, стараниями государства этот рынок ждет очередной бум (обильная литература по этому вопросу).
Другая разновидность ценных бумаг - вексель - является квазиденьгами, особенно если эмитент - крупное производственное предприятие или банк, обладающий серьезными ресурсами. Вексель не стал еще столь распространенным инструментом, как фондовые ценные бумаги, так как для использования векселя в расшивке неплатежей и инвестиционного кредитования требуются еще большие знания о рынке, чем в случаях с предыдущими формами инвестиций. Вексельное обращение развивается, появляются сложные формы (при взаимодействии предприятий и финансовых структур, например, авалированный вексель), и потенциал вексельной формы финансирования инвестиций еще не исчерпан, хотя объективно ограничен основным назначением векселя, как формы осуществления расчетов по заключенным контрактам.
Перечисленные финансовые инструменты в основном являются продуктом одного хозяйствующего субъекта и направлены на его инвестиционные цели. Продукт взаимодействия большего количества субъектов, один из которых обязательно - банк, другой - предприятие, нуждающееся в инвестициях, - аккредитив (документарный аккредитив). Идея аккредитива состоит в объединении усилий банков, имеющих вес в финансовом мире (т.е. платежеспособных по своим обязательствам без дополнительного обеспечения), предприятий, имеющих какое-то имущество (если у предприятия, конечно, не достаточно собственных денежных средств для прямого финансирования инвестиционного проекта) для обеспечения обязательств по аккредитиву перед своим банком, и экспертов, имеющих знания о современных сложных методах финансирования для создания условного обязательства банка по поставке крупных партий товаров, оборудования (полагаю, такое взаимодействие субъектов разного типа - финансового, производственного и интеллектуального - дает возможность выдвинуть гипотезу о трансформации простых форм капитала в более сложную форму, применение которой возможно только в развитой финансовой инфраструктуре, но это предмет для более глубокого исследования).
Для практической реализации имеющихся у банков и предприятий ограниченных возможностей по финансированию инвестиционных проектов в форме аккредитива необходимы достаточно широкие познания в области документарного бизнеса, практический опыт банковских работников и финансистов предприятий. Это, как ни странно, не всегда адекватно оценивается участниками инвестиционного процесса - немало примеров банального непрофессионализма и "новых" и "старых русских", приводящих как к неэффективности отдельных проектов, потере капитала, так и в целом к выхолащиванию идей, заложенных в сложных финансовых инструментах, упрощению форм финансирования инвестиций и в конечном счете к ложному выводу о несостоятельности действующих финансовых институтов и поиску моделей новых (тоже, в общем-то, сложных) институтов, этакого экономического "нового грааля" .
Знания, как известно, в отличие от имущества и платежеспособности, можно получить, понеся сравнительно небольшие затраты на "обучение". Попытаюсь вызвать интерес предприятий и банков к одному из важнейших инструментов финансирования инвестиций - аккредитиву.
Аккредитив - старый знакомый.
В советские времена аккредитив был широко распространенной формой расчетов, как во внутренней, так и во внешней оптовой торговле. Конечно, во внутренней торговле применение условных банковских обязательств было сильно упрощено и незначительно по объему/ (Какие могут быть обязательства в едином Госбанке ? В то же время широко использовалась инкассовая форма расчетов - прообраз аккредитива: в 160 млрд.рублей общего платежного оборота 1987 г. в Промстройбанке СССР инкассовая форма занимала 46 %, а в части расчетов по товарно-материальным ценностям - 70 %). К сожалению, применение аккредитивов не нашло широкого распространения в послереформенной экономике, хотя Банк России определил правила их использования (раздел 5 "Расчеты аккредитивами" Положения "О безналичных расчетах в РФ" от 09.07.92 N 14). Во внешней же торговле, как показывает статистика, аккредитив был одной из наиболее используемых форм расчетов.
Правила и стандарты во внешней торговле устанавливаются Международной торговой палатой, которая регулярно издает документы, регламентирующие применение форм расчетов, другие стандарты внешней торговли. Так, в настоящее время действуют введенные с 01.01.94 "Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов", публикация N. 500, основной документ - описание международных стандартов по аккредитивам. До того действовали другие редакции Правил, которые широко применялись Внешторгбанком.
Понимая различие стандартов во внутренней и внешней торговле, Внешторгбанк (ВТБ) делал рекомендации по применению аккредитивов для финансистов предприятий-резидентов. Так, письмом от 24.08.97 N 417/28 "О применении наиболее выгодных условий и форм расчетов по контрактам с фирмами и организациями капиталистических и развивающихся стран" эксперты ВТБ настоятельно рекомендуют расширять применение аккредитивов, а в случаях торговли с рискованными партнерами - наиболее обеспеченные формы аккредитивов. В целом применение аккредитивов охватывало более 20 % торговли с развитыми странами и более 70 % торговли с менее развитыми. Наряду с аккредитивами применялись и другие формы расчетов, в тех случаях регулярные задержки были в исполнении обязательств инопартнерами (развитые страны - до 1,5 месяцев, менее развитые - более 2 месяцев, даже до 120 месяцев и полного неисполнения обязательств).