Смекни!
smekni.com

Технологические теории трансформации капитализма (стр. 2 из 4)

Буржуазные идеологи в качестве главного аргумента «вы­равнивания доходов» ссылаются на незначительный рост за­работной платы, который действительно имел место в годы промышленного подъема в некоторых капиталистических стра­нах. Но они умышленно умалчивают об огромном росте интен­сивности труда, вследствие чего затрата физических сил рабо­чего не возмещается этим повышением заработной платы, рабочий в среднем возрасте становится инвалидом. Проповедники «народного капитализма» «забывают» о том, что с насту­плением экономических кризисов начинается резкое падение заработной платы.

Рассуждения о «выравнивании доходов» с помощью нало­гов направлены на то, чтобы замаскировать ограбление трудя­щихся посредством растущего налогового обложения.

Проповедники «народного капитализма» умалчивают о по­ложении безработных, которых в США, по официальным дан­ным, насчитывается около 5 млн. человек. Помимо того, имеются миллионы рабочих, занятых неполную неделю. Характерно, что буржуазные идеологи считают «умеренную безработицу» нормальным явлением. «Число безработных около двух миллио­нов человек — это почти минимум», — восторгаются они. Как видно, «народный капитализм» не может обойтись без безра­ботицы, этого неизбежного спутника капитализма.

Перед лицом фактов буржуазным экономистам приходится признавать нищету трудящихся масс. «Рост национального богатства, однако, еще не привел к уничтожению нищеты» — этим нередко заканчиваются рассуждения о «выравнивании доходов».

Буржуазные идеологи вовсе и не думают всерьез о «вы­равнивании доходов». Используя знаменитую триединую фор­мулу Сея, они заявляют, что распределение должно быть «справедливым», т. е. соответствовать «доле каждого фактора в производстве». Наибольшей должна быть, по мнению бур­жуазных экономистов, доля собственников капитала. Поэтому они стремятся отвести как «незаконные» требования рабочих о повышении заработной платы. Э. Джонстон заявляет, что «равенство доходов» — это привлекательный политический лозунг, но его окончательный результат приведет к истощению источников всех доходов. Другими словами, буржуазные эко­номисты стараются оправдать неравенство доходов, утверждая, что в противном случае исчезнет стимул к расширению про­изводства. Противоречия в рассуждениях буржуазных эконо­мистов понятны: им нужны демагогические лозунги для об­мана масс и в то же время им нужно как-то оправдать огром­ную разницу в доходах.

Вымыслы о «народном капитализме» направлены на то, чтобы приукрасить капитализм, обмануть трудящихся демагоги­ческими лозунгами, отвлечь их от революционной борьбы. Трудящиеся капиталистических стран несут на своих плечах всю тяжесть гнета монополистического капитала и, естест­венно, не верят легендам об «исчезновении эксплуатации». Это вынуждены признать даже некоторые ревностные защит­ники капитализма. Так, американский экономист Л. Мизес в работе «Антикапиталистическое мышление» пишет, что в США «много людей, особенно интеллигентов, чувствуют сильное от­вращение к капитализму. Они рассматривают его как ужасную форму экономической организации общества, которая приносит только зло и нищету».

Из своих рассуждений о «демократизации» капитала, о «выравнивании доходов» буржуазные идеологи делают вывод об исчезновении классов, об установлении классового мира.

Факты капиталистической действительности опровергают эти вымыслы. В послевоенный период особенно усилилось стачеч­ное и забастовочное движение. Первое место в мире по числу забастовок занимают США, где, по официальным данным, еже­годно бывает 3.5—5 тыс. забастовок, в которых участвуют от 1,5 до 4,5 млн. человек. В действительности число стачек и забастовок еще больше, так как статистика учитывает не все за­бастовки. Забастовочное движение нарастает и в других странах.

В докладе на XXII съезде КПСС тов. Н. С. Хрущев сказал: «Буржуазные пророки возвещали наступление эры «классо­вого мира». Они уверяли, что времена классовых боев ушли в прошлое и вообще, мол, марксистская теория в наши дни устарела. Жизнь жестоко посмеялась над подобными проро­чествами».

Вымыслы о «государстве всеобщего благоденствия».

Теория «трансформации капитализма» используется для маскировки антинародной сущности государственно - монополистического ка­питализма. Проповедники «народного капитализма» сеют иллюзии, будто капиталистическое государство противостоит монополиям и может добиться социальной гармонии и все­общего благоденствия (американский экономист К. Боулдинг, «Принципы экономической политики», 1958 г., и др.). На деле государственный аппарат является комитетом по управлению делами монополистической буржуазии и действует в ее инте­ресах. Об этом свидетельствуют и состав правительств импе­риалистических государств, и их внутренняя и внешняя по­литика.

Буржуазные идеологи заявляют, будто буржуазное госу­дарство, осуществляя «демократический контроль», изменяет природу капитализма, устраняет нищету, предотвращает эко­номические кризисы.

Вымыслы о «демократическом контроле» со стороны бур­жуазного государства опровергаются личной унией между ру­ководителями акционерных обществ и государственными деятелями. Достаточно сказать, что в правительстве США нет ни одного рабочего и всю политику определяют магнаты финан­сового капитала и их ставленники.

Буржуазные идеологи утверждают, будто «народный капи­тализм» — это плановый капитализм. Буржуазное государство в XX в. стало действительно более активно вмешиваться в эко­номику. Это объясняется подчинением государства монополиям и использованием государства в интересах крупнейших моно­полий. Но это вмешательство не может устранить действия объективных экономических законов капитализма.

В условиях государственно - монополистического капита­лизма общественный характер производства достигает такого уровня, что планирование становится настоятельно необходимым. Однако буржуазные экономисты умалчивают о том, что все попытки планирования капиталистического производства неизменно терпят крушение. Точно так же проваливаются попытки устранить неизбежность экономических кризисов при капитализме, преодолеть нищету и безработицу. Как отмечено в Программе КПСС, «...народные массы на своем собственном опыте убеждаются, что буржуазное государство — послушное орудие монополий, а воспеваемое «благоденствие» — это бла­годенствие для магнатов финансового капитала и муки, стра­дания для сотен миллионов людей труда».

Миф о «народном капитализме» служит также ширмой для прикрытия экспансионистской внешней политики империали­стов США. Например, Джонстон, изображая монополистиче­ский капитализм как «народный», рассуждает о роли Америки, которая должна, по его мнению, «привести весь мир к этому окончательному народному капитализму».

2. Современные теории «трансформации капитализма»

Теории о «трансформации капитализма» по-прежнему яв­ляются главным идеологическим средством маскировки сущ­ности современного капитализма. Буржуазные экономисты усиленно пропагандируют теории об «управленческой револю­ции», об «обществе изобилия», о «технической революции», об «экономическом гуманизме» и др.

«0бщество изобилия»

В 1959 г. в США вышла новая ра­бота экономиста Л. Берли «Власть без собственности», полу­чившая широкую рекламу в буржуазной печати. В этом про­изведении Берли утверждает, будто в США происходит «социальная революция», в результате которой господство финансовой олигархии ликвидировано, частная собственность сменилась коллективной. В целом Берли считает, что эту «но­вую систему» можно назвать «экономической демократией», «народным капитализмом» или «негосударственным социализ­мом». В этой системе капиталисты остаются, но они фактиче­ски не являются собственниками и власть их ограничена «демократическими силами».

Нетрудно догадаться, что Берли вновь воспроизводит свои старые идеи о капиталистической революции, о «менеджеризме». При этом Берли и другие пропагандисты этой теории за­путывают вопрос о классовой принадлежности управляющих. В действительности же не существует особого класса управ­ляющих. Если иметь в виду низшие звенья управленческого аппарата, т. е. тех, кто непосредственно участвует в процессе материального производства, то эти люди относятся к интел­лигенции и получают заработную плату. Они не наделены функциями принимать решения о направлении деятельности предприятия, участвовать в распределении прибыли и т. д. Что касается высших управляющих, то они принадлежат к крупной и монополистической буржуазии. Поэтому их совер­шенно неправильно изображать «доверенными народа». Но и они контролируют деятельность предприятии лишь в тех слу­чаях, когда имеют контрольный пакет акций, т. е. но существу являются финансовыми капиталистами. Как показывает стати­стика, число наемных директоров компаний имеет тенденцию к снижению. Таким образом, вымыслы о «революции управ­ляющих» не соответствуют действительности. Точно так же не соответствуют действительности уже рассмотренные вымыслы о «демократизации капитала».

Теорию об «управленческой революции» пропагандирует и американский экономист Д. Голбрейс в работе «Общество изо­билия» (1958). Он характеризует американский капитализм как общество «беспрецедентного изобилия». Голбрейс утверж­дает также, что неравенство в доходах все более сглаживается, потому что растет заработная плата. В качестве доказательства «изобилия» Голбрейс ссылается на избыток товаров, в особен­ности продовольственных. Голбрейс совершенно обходит раз­личие между потребностью и платежеспособным спросом. Он изображает капиталистическое производство как такое, целью которого является не извлечение прибыли, а удовлетворение потребностей.