Смекни!
smekni.com

Учебник по международным отношениям (стр. 56 из 77)

219


Другая группа вопросов касается границ между гуманитар­ным вмешательством и вмешательством политическим. Не явля­ется ли всякое вмешательство неизбежно политическим? Ведь ни одно государство никогда не может абстрагироваться от своих национальных интересов, а любое решение ООН является про­дуктом политического соглашения. Оказывая помощь иракским курдам в 1991 г., США и их союзники не пошли на создание «зон защиты», опасаясь, что они могут стать зародышем курдского государства. Не следовало бы пойти значительно дальше и найти политическое решение курдской проблемы?

Наконец, еще одна группа вопросов связана с принципом равенства. Может ли гуманитарное право применяться одинако­во ко всем государствам? Трудно представить, чтобы оно примем нялось, например, по отношению к США или любой великой державе Европы.

Указанные вопросы являются еще одним свидетельством про­тиворечивости международного права и, в частности, того, что наиболее динамичные из его основных положений, отражающие реальности все большей взаимозависимости мира и выходящие за рамки межгосударственных отношений, неминуемо сталкива­ются с наиболее традиционными, настаивающими на понятиях суверенитета, неприкосновенности границ и независимости го­сударств.

И все же было бы неверно не видеть того, что основные прин­ципы являются главным каналом проникновения общечеловече­ских норм взаимодействия между социальными общностями в международные отношения. Как отмечает немецкий юрист Г. Каде, в десяти основных принципах взаимоотношений между государствами «были сформулированы основные международно-правовые нормы политических взаимоотношений и этические правила, соблюдение которых всеми государствами-участниками... является непременной предпосылкой дальнейшего прогресса» (пит. по: 2, с. 119). В этой связи необходимо представлять себе как общие черты, так и особенности международного права и морали.

3. Взаимодействие права и морали в международных отношениях

Взаимодействие международного права и международной мо­рали, их диалектическое единство не исчерпываются общностью основных принципов поведения международных акторов. В ос­нове этого единства лежат их генетическая общность (т.е. общ-

220


ность социальных основ происхождения, обусловленность осо­бым родом общественных отношений); функциональная общность (регулятивное назначение); общность международного права и международной морали в плане их нормативно-ценностной при­роды: и право, и мораль представляют собой обязательные пра­вила поведения, приобретающие роль юридического или нрав­ственного долга и ответственности за его нарушение, отражаю­щие существующий уровень развития международной системы, человеческой цивилизации в целом (см. об этом: 2, с. 54—56;

3, с. 193).

Вместе с тем нравственное и правовое единство не означает тождественности международного права и международной мора­ли. В одних принципах преобладают юридические элементы (на­пример, в принципе суверенного равенства государств), в других, напротив, — моральные элементы (например, в принципе со­трудничества). «Единство означает лишь тождественность их идей­ного содержания» (см.: 2, с. 22). В рамках объективно обуслов­ленного единства мораль и право характеризуются существенны­ми различиями, которые необходимо учитывать при анализе той роли, которую они играют в регулировании международных от­ношений. Суммируя выводы специалистов, указанные различия можно свести к следующим основным положениям.

Во-первых, правовые нормы носят фиксированный характер, записанный в соответствующих уставах, соглашениях, междуна­родных договорах и т.п. С этим тесно связан и институциональ­ный характер права вообще и международного права, в частнос­ти: оно тесно связано с государственными институтами и меж­правительственными организациями (ООН и ее организации, Совет Европы, другие региональные организации). Система меж­дународного права охватывает, таким образом, такие элементы, как правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения и правовые институты. В отличие от нее, в механизме нравствен­ного регулирования международных отношений последний эле­мент (т.е. институты) отсутствует. Вместе с тем, здесь надо иметь в виду и специфику международной морали. Она «также непо­средственно связана с государством: она создается и реализуется в процессе межгосударственного отношения (конечно, данная осо­бенность относится лишь к одной разновидности международ­ной морали — межгосударственной)» (см.: 2, с. 57). Следует одна­ко оговориться, что эта «институциональность» достаточно ус­ловна, относительна, ибо в конечном итоге институты, продуци­рующие международные моральные нормы (государства, меж­правительственные организации) не являются некими специали-

221


зированными органами по выработке и распространению всеоб­щих нравственных правил взаимодействия на мировой арене.

В конечном итоге и государства, и международные организа­ции опираются на нравственные нормы, складывающиеся в самой практике международного общения, основой которых являются вырабатываемые в процессе всей истории человеческой цивили­зации универсальные образцы поведения и взаимодействия со­циальных общностей и индивидов. С другой стороны, в разработке и развитии норм международной морали бесспорной выглядит и роль такого социального института, как наука (хотя в данном случае речь идет об ином смысле самого термина «институт»).

Во-вторых, международная мораль и международное право различаются по сферам своего действия: моральные нормы носят всеохватывающий характер, в то время как право имеет в каждый данный момент ограниченную сферу применения. «Во многом международные отношения регулируются одновременно норма­ми как права, так и морали. Например, военная агрессия являет­ся и нарушением общепризнанных правовых норм, и моральным преступлением. Однако моральные нормы шире и эластичнее, чем нормы правовые» (см.: 3, с. 197).

Действительно, и моральные, и правовые нормы связаны с системой ценностей, принятой в той или иной социальной об­щности и определяющей выбор средств для обеспечения ее пот­ребностей и интересов. Для того, чтобы эти средства были адек­ватными и гарантировали достижение поставленных целей, они должны согласовываться с обязательными в системе междуна­родных отношений образцами или, иначе говоря, с такими спо­собами поведения, которые признаны как нормальные или до­пустимые в определенной обстановке. Полностью они могут быть понятными только в той социокультурной среде, в которой они сформировались. В то же время это не означает невозможности их передачи или заимствования. Содержащийся в них универ­сальный элемент способствовал тому, что некоторые из них были закреплены и формализованы в нормах международного права.

Закрепление общепринятых образцов поведения имеет боль­шое практическое значение: от степени согласованности с ними поведения общности зависит ее успех в системе международных отношений, ими определяется предсказуемость действий актора и, в конечном счете, динамическое равновесие самой междуна­родной системы. Однако далеко не все универсальные образцы поведения могут быть формализованы в международно-правовых нормах. Значительно большая их часть закрепляется в нормах международной морали. В принципе каждая этническая, терри-

222


ториальная или функциональная общность имеет свои специфи­ческие образцы поведения и собственные системы ценностей, которые не подвержены влиянию международного права. В то же время она способна модифицировать некоторые из них под воз­действием существующих и вновь возникающих в международной жизни правил и норм этического поведения. Необходимость их усвоения и применения во взаимодействии с другими междуна­родными акторами (что может быть достигнуто только при условии определенной трансформации таких правил и норм с учетом со­бственных образцов поведения и ценностей) особенно возрастает в современных условиях взаимозависимости и кризисных явлений в развитии человеческой цивилизации. Но если моральные нормы допускают и даже предполагают такую трансформацию, то право­вым нормам это противопоказано: они рассчитаны на внешнее поведение актора, носят преимущественно рациональный харак­тер, их пределы четко изучены и направлены на достижение стан­дартов такого поведения (см. об этом: 2, с. 58—62).

В-третьих, международное право и международная мораль раз­личаются с точки зрения форм, методов, средств и возмож­ностей воздействия на поведение международного актора, а сле­довательно, — и возможностей регулирования системы между­народных отношений. Правовое регулирование предполагает ис­пользование средств принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции, исключение из членов межправительственных организаций, разрыв дипломатических отношений и т.п.). Основной регулятор в соблюдении нравствен­ных норм международного поведения — мировое общественное мнение, причем его влияние на участника международных отно­шений может оказаться более эффективным, чем воздействие международного права. В то же время специфика международно­го права состоит в том, что в отличие от внутригосударственного законодательства, его нормы носят, как правило, рекомендатель­ный характер, применяются с согласия его субъектов. Случаи обязательного и насильственного применения норм международ­ного права относительно редки и всегда вызывают проблемы.

Различия международно-правовых и моральных норм могут служить источником возникновения противоречий между ними (см. об этом: 2, с. 73—75). Это не отменяет их единства и взаимо­действия как регуляторов системы международных отношений и вместе с тем требует глубокого понимания особенностей, кото­рые присущи каждому из них. В данной связи необходимо оста­новиться на специфике этического измерения международных отношений.