Смекни!
smekni.com

Учебник по международным отношениям (стр. 72 из 77)

4. Особенности современного этапа международного порядка

Идея нового международного порядка принимает самые раз­личные концептуальные формы, в многообразии которых можно выделить два основных подхода — политологический (с акцен­том на правовые аспекты) и социологический. Такое разделение, конечно, носит достаточно условный характер и его значение не должно преувеличиваться.

Сторонники первого подхода исходят из объективной пот­ребности повышения управляемости мира и использования в этих целях существующих интеграционных процессов. Настаивая на необходимости создания международной системы, базирующей­ся на законности, они указывают на ускоряющееся на наших глазах расширение роли и сфер применения международного права и на повышение значения международных институтов. При этом одни из них, как, например, Г. X. Шахназаров, считают, что ве­дущую роль в формировании международного порядка призваны сыграть многочисленные международные организации во главе с Организацией Объединенных Наций, которая может рассматри­ваться как зачаток будущего мирового правительства (9).

Другие, рассматривая создание мировых институтов, управ­ляющих международными экономическими и политическими от­ношениями, как путь к формированию в отдаленном будущем планетарного правительства, указывают на роль региональных

281


процессов как катализаторов, способных ускорить создание та­ких институтов. Так, например, почетный генеральный директор Комиссии европейского сообщества К. Лейтон выдвинул модель регионального сотрудничества по образу ЕЭС. Поддержка и ин-ституализация интеграционных процессов не только в Европе, но и в АТР, Африке, Латинской Америке в итоге позволит, по его мнению, создать эффективно функционирующую мировую фе­дерацию под эгидой ООН (см.: 8, р. 54—55).

Некоторые из сторонников регионального подхода, усматри­вая зачатки будущей конфедерации государств в интеграционных союзах, которые в свою очередь, имеют тенденцию к взаимному сближению, считают, что ООН не способна возглавить данный процесс. Этому мешает прежде всего слабость международного права, которое, по сути дела, основывается на договорах, содер­жащих в самом акте их заключения возможность своего наруше­ния. Поэтому, по их мнению, вместо ООН нужна принципиаль­но новая система государств, способная обеспечить действенность общих принципов их поведения на мировой арене (10).

К рассматриваемому направлению можно отнести и модель «гостиницы на полпути»: по мнению ее сторонников, для созда­ния эффективного нового международного порядка необходимо не глобальное правительство, к которому не готовы народы и государства, а полицеитрическое управление из центральной ру­ководящей группы государств (США, Японии, стран ЕЭС, а так­же СССР — при условии преодоления им своих проблем, и Ки­тая — при условии политических перемен в этой стране), кото­рые сформировали бы своего рода Всемирный Генеральный Ко­митет. С другой стороны, аналогичную роль могли бы играть и региональные державы в соответствующих регионах мира (11).

Не менее разнообразны взгляды и сторонников социологи­ческого подхода к проблеме мирового порядка. Так, например, некоторые из них считают, что становление мирового порядка будет идти через конвергенцию социальных структур, размыва­ние общественно-политических различий двух типов общества и затухание классовых антагонизмов (12). Настаивая на том, что именно такой путь может привести, в конечном счете, к форми­рованию единой цивилизации (подчеркнем при этом, что неко­торые из положений данной концепции отчасти подтверждаются дальнейшим развитием событий на международной арене), они вместе с тем достаточно скептически относятся к возможности создания единого управляющего центра для всего человечества. Так, по мнению А.Е. Бовина, отсутствие устойчивого постоянно­го баланса интересов не позволяет говорить — по крайней мере в среднесрочной перспективе, — о возможности делегирования по-

282


добному центру членами мирового сообщества части своих прав, своего суверенитета (13).

Социологический подход отличает и анализ проблемы миро­вого порядка, проведенный представителями Фонда Дата Хам-маршельда, которые подчеркивают, что уже сегодня существуют не только объективные потребности, но и предпосылки перехода от нынешней политики принятия сиюминутных решений и часто пассивного реагирования на события к более последовательной и надежной системе поддержания мира (14). Глобальный характер крупнейших мировых проблем требует, по их мнению, создания руководства нового типа для их урегулирования. Отстаивая идею мирового правительства и считая ООН его основой и прообра­зом, они подчеркивают, что уже сегодня ее деятельность должна отвечать не только требованиям правительств, но и возрастаю­щим ожиданиям народов. В наши дни, в силу необычайного по­вышения роли частных и негосударственных акторов междуна­родных отношений, резко возрастает потребность в развитии со­трудничества на неправительственной основе. ООН и другие су­ществующие международные организации уже сейчас выполня­ют не только политические функции, но и практически связаны со всеми отраслями человеческой деятельности. В дальнейшем эта роль будет еще больше возрастать, а решение многих между­народных программ во все большей степени будет обеспечивать­ся неправительственными источниками. Важными факторами существенных изменений в мире станут обеспечение их народ­ной поддержкой и соответственно восприимчивость международ­ных организаций к воле народов (см.: 14, № 10, с. 119—120).

Подчеркнем еще раз, что выделение двух указанных подходов носит условный характер. Разницу между ними нельзя абсолюти­зировать, она относительна: сторонники политологического под­хода не отвергают роль социальных факторов в становлении но­вого международного порядка, так же как и сторонники социо­логического подхода не игнорируют влияния политических фак­торов. Речь идет лишь о том, что одни исходят из преимущес­твенно межгосударственных, политических отношений и на этой основе осмысливают социальные и иные процессы, а другие строят анализ политических процессов и структур международных от­ношений на исследовании социальных тенденций. В то же время представляется, что социологический подход более плодотворен:

он содержит больше возможностей избежать идеологизации ана­лиза, он более широк, что дает возможность интегрировать и политологический анализ, а главное — он позволяет полнее учи­тывать интересы не только государств и политических институ­тов, но и интересы социальных групп и конкретных людей.

283


Именно с позиций социологического подхода можно увидеть пути решения неразрешимого в рамках «чисто» политологичес­кого рассмотрения центрального для проблемы мирового поряд­ка вопроса — о соотношении между национально-государствен­ным суверенитетом и всеобщей мировой ответственностью. «Свя­щенный» принцип суверенитета выглядит с этих позиций совер­шенно иначе, что позволяет заметить, что «безудержное испол­нение национальных суверенитетов слишком часто сводится к насильственному шоку борющихся эгоизмов, означает неразум­ную эксплуатацию природы без заботы о будущих поколениях и экономическую систему, которая не способна реализовать «ес­тественную справедливость» в отношениях между богачами «раз­витого мира» и миллионами голодающих в «третьем мире» (см.:

8, р. 26).

Недостаток ООН в том и состоит, что она остается организа­цией, в рамках которой осуществляется «дипломатия суверените­тов». В то же время именно существование ООН и ее специали­зированных учреждений свидетельствуют о попытках передачи государствами части своего суверенитета в «общий котел» для решения задач, отвечающих общим интересам. В дальнейшем объем этой части будет неизбежно возрастать (15). С этой точки зрения можно сказать, что переживаемый ныне исторический период — это период перехода к новому международному поряд­ку, регулируемому институтами, законные права которых будут складываться из добровольно отчуждаемой и постоянно возрас­тающей доли суверенитетов всех участников международных от­ношений.

Социологический подход, интегрирующий политологический анализ, как уже отмечалось выше, дает возможность широкого и целостного представления проблемы международного порядка, которое позволяет представить его основы в виде определенной системы факторов, и важное место в которой принадлежит фак­торам социокультурного характера. Элементами такой системы выступают отношения господства, интереса и согласия междуна­родных акторов, а также наличие соответствующих механизмов, обеспечивающих функционирование международного порядка и регулирование возникающих в его рамках напряжений и кризи­сов (16). При этом роль первого элемента, который выражается в военно-силовых отношениях государств на мировой арене и по­строенной на них международной иерархии, сегодня существен­но изменяется, отчасти снижается, хотя и не исчезает. В этом смысле нынешний этап международного порядка не перестает быть системой отношений между ограниченным количеством го­сударств, занимающих в мире господствующие, с военно-страте­гической точки зрения, позиции, и остальными странами. С дру-

284