Смекни!
smekni.com

Проблемы привлечения инвестиций в Россию (стр. 4 из 9)

Значительное число программ помощи осуществляется в рамках программы и одноименной организации Европейского Союза «TACIS» (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States). При этом на прямые инвестиции выделяется около 10 % бюджета этой организации (около 50 млн. экю).

Внутри этой программы есть особая программа (JOP – Joined Opportunities in the Phare Programme), которая предусматривает экономическую помощь небольшим совместным российско-западным предприятиям. Такие проекты, однако, имеют целый ряд ограничений: западный инвестор должен быть фирмой с числом работающих не более 500 человек; доля западного партнера должна составлять не менее 75 % капитала (то есть это одновременно и программа помощи мелкому и среднему бизнесу Западной Европы); стоимость капитальных активов российского партнера не должно превышать 10 млн. экю.

Специальное подразделение «TACIS», называемое Partnership and Coordination Programme, занимается частичным финансированием российских инвестиционных проектов в случаях, когда под проект уже найден западный промышленный инвестор, который не может сам осуществить полное финансирование его. В рамках этой программы TACIS и западный инвестор вкладывают по 50 % средств, необходимых для реализации проекта.

Для любого инвестора в потенциальном российском партнере наиболее привлекательным является:

· возможность производства товаров, пользующихся спросом на российском или зарубежных рынках;

· хорошее знание рынка, наличие налаженных деловых связей и клиентов {реальных и потенциальных), которые будут покупать эти товары;

· наличие серьезной и грамотной команды руководителей, которая будет пользоваться доверием иностранного партнера;

· наличие расчетов, подтверждающих прибыльность инвестиционных проектов и быстрый возврат вложенных средств.

Стратегические инвесторы (промышленные фирмы).

Политика и «экономическое поведение» корпораций, инвестирующих в зарубежные предприятия, существенно отличается от политики и поведения инвестиционных фондов, что определяется различием в целях инвестирования.

Главная цель фонда – прибыль за счет разницы в цене акций на момент их покупки и момент «выхода из проекта». Причем эта прибыль должно быть получена в течение относительно короткого периода времени, но который создан фонд. Само предприятие и рынок, на котором оно работает, представляет интерес для фонда постольку, поскольку они должны обеспечить приток наличности в заданный период времени. Отсюда – с одной стороны, широкий разброс инвестиций по различным отраслям, а, с другой – повышенные требования к финансовому положению предприятия и точности расчетов предполагаемых издержек, продаж и прибыли, тщательная экспертиза проектов.

Стратегический инвестор заинтересован, прежде всего, в развитии своего бизнеса, в своем выходе или закреплении своих позиций на зарубежном (в данном случае – на российском рынке. Исходя из этого, в качестве предмета для инвестиций его интересуют именно те отрасли промышленности, с которыми он сам связан, и никакие другие. Отсюда и более длительный период, на который промышленные корпорации вкладывают средства: в принципе они хотят остаться с предприятием навсегда.

Объем инвестиций со стороны стратегических инвесторов не лимитирован: он определяется их собственными возможностями и предложениями предприятий.

Стратегический инвестор готов оказать предприятию помощь в разработке бизнес-плана, исходя из своего опыта; он нередко предлагает предприятию свой собственный план или даже новый проект. Он активно участвует во всех этапах реализации проекта, передавая своему новому партнеру опыт, технологии, обучая его на своем предприятии. Если данная промышленная компания уже присутствует на российском рынке (например, продает здесь свою продукцию), она может отдать освоенный рынок своему российскому партнеру. Нередко стратегический инвестор выводит товары российского предприятия на зарубежные рынки.

Важно для российского предприятия и то, что стратегического инвестора нередко не смущает пошатнувшееся финансовое положение российского партнера. Если у предприятия есть перспектива, оно может рассчитывать на ресурсы этого инвестора.

Но, принимая на себя гораздо больший груз ответственности, чем инвестиционные фонды, стратегический инвестор хочет иметь и больше прав по отношению к предприятию, в том числе принимать самое непосредственное участие в управлении. Исходя из этого, стратегический инвестор всегда стремится к приобретению контрольного пакета акций уже существующего или вновь создаваемого совместного предприятия.

Возможны (и широко применяются) смешанные формы финансирования проектов иностранными инвесторами. Например, частные инвестиционные фонды нередко инвестируют «в паре» со стратегическими инвесторами (реже – с банками).

Нынешнюю оценку инвесторами бизнеса в России можно охарактеризовать как предстартовую лихорадку: вот-вот начнется, вот-вот прорвет, пойдут дела, и уж тогда мало не покажется. При этом в наиболее выгодном положении сейчас находятся обрабатывающие отрасли, в частности машиностроение. Они загружены меньше остальных и, начнись экономический подъем, – они во всеоружии. Это и почувствовали инвесторы.

Иными словами, инвесторы пока ориентируются не столько на валовые показатели и количественные характеристики, сколько на качественные индикаторы – отраслевую принадлежность, квалификацию менеджмента и проч.

Существует ряд обстоятельств, значительно искажающих общее представление за рубежом об инвестиционных перспективах в России. В их числе можно выделить то, что для многих иностранных компаний знакомство с возможными направлениями приложения инвестиционных ресурсов в России начинается с представления им лоббируемых российскими министерствами и ведомствами, зачастую плохо проработанных инвестиционных проектов, требующих весьма значительных финансовых затрат при длительных сроках окупаемости. Кроме того, для большинства зарубежных инвесторов остаются практически неизвестными широкие инвестиционные возможности, существующие в России вне наиболее крупных (а значит, и наиболее исхоженных) городов и регионов.

Что касается инвестиционных фондов, то они предпочитают выбирать отросли, которые с наибольшей вероятностью принесут быструю отдачу уже в ближайшей перспективе. К числу таких отраслей теперь относятся:

· пищевая промышленность (консервирование и замораживание овощей и фруктов; производство соков, пива, минеральной воды и фруктовых напитков; мясопереработка, производство молочных продуктов; производство муки, хлебобулочных и кондитерских изделий, макарон и сухих завтраков; производство мороженого, детского питания и пр.};

· промышленность стройматериалов (цемент, штукатурка, плитка, лаки, краски);

· производство санитарно-технического оборудования;

· некоторые отрасли химической промышленности (бытовая химия и пр.);

· производство запчастей для автомобильной промышленности;

· телекоммуникации.

2.1.4. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

Как было отмечено выше, размещение иностранного капитала в национальную экономику характеризуется региональной неравномерностью, что также подтверждается данными таблицы 2.

Таблица 2. Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов.

Области и регионы Накопленные инвестиции, млн. USD % от общего объема
г. Москва 10215,1 57,29
Тюменская область 961,9 5,39
г. Санкт-Петербург 700,5 3,93
Московская область 581,6 3,26
Республика Татарстан 433,5 2,43
Архангельская область 395,5 2,22
Республика Коми 321,0 1,80
Приморский край 258,7 1,45
Ленинградская область 251,7 1,41
Омская область 2503 1,40

Безусловно, самый высокий рейтинг по инвестиционной привлекательности регионов имеет Москва. При этом столица лидирует по темпам экономического роста, так по предварительным оценкам, ВВП возрастет в нынешнем году на 6,3 % и составит 10,9 % от общероссийского. Средний доход на душу населения в столице в 1996 году составлял 6122 долларов США в годовом исчислении, а доходы городского бюджета превышают расходы.[30]

Среди всех российских регионов и крупных городов Москва изначально имела очевидные преимущества для реализации либеральных экономических реформ. Именно здесь создавались первые совместные предприятия.

По данным Московского комитета по управлению имуществом, в столице насчитывается 101 акционерное общество различной организационно-правовой формы с иностранным капиталом, созданное при участии правительства Москвы. Они распределены по отраслям следующим образом (таблица 3):[31]

Таблица 3. Отраслевое размещение АО в г. Москве.

Торговля и услуги 27
строительство и реконструкция 13
промышленность 13
медицина 10
гостиничное хозяйство 10
муниципальное хозяйство и энергетика 10
транспорт и связь 9
культура и образование 5
спорт 4

При этом важно отметить общества с иностранным капиталом играют весьма заметную роль в экономике города. Так, например, на 1 января 1996 г. благодаря образования обществ было создано 8259 рабочих мест, общая сумма выплаченных совместными предприятиями налогов составила 167 млрд. рублей, что составило значительную сумму в городском бюджете.[32]

Общая оценка деятельности московских СП неоднозначна. Отмечаются различного рода нарушения, обусловленные, в первую очередь, несовершенством юридической основы деятельности предприятий с иностранным капиталом.