В-третьих, решающее значение для рынка имело также финан-сирование огромного числа проектов, особенно в Юго-Восточной Азии. В центре внимания находились инфраструктуры в сфере энергетики и телекоммуникации. Они все чаще осуществляются на частной основе. Но расходы и риски, связанные с осуществлением таких проектов, гарантировали более высокую маржу, чем несвязанные еврокредиты. Выгодные общие условия побудили многих должников досрочно погасить взятые кредиты и заключить новые кредитные контракты на более благоприятных условиях, или обеспечить себе более выгодные условия финансирования оставшихся кредитов. В этих условиях на кредитный рынок впервые вышли новые кредитодатели.
Для многонациональных концернов главную роль играло состояние их ликвидности. Этой цели, например, послужил и кредит в размере свыше 5 млрд. немецких марок, полученный концерном Срок погашения этого кредита - семь лет, ставка - плюс 7,5 базисных пункта, обслуживание кредита 7,5 базисных пункта.
Государственные заемщики воспользовались этими тенденциями. Сегодня, в отличие от прошлых лет, они явно отдают предпочтение европейскому кредитному рынку. Преимущество такого подхода состоит в том, что неиспользованные кредитные линии в отличие, например, от выпущенных облигаций, не учитываются при определении размера задолженности в соответствии с критериями конвергенции, предусмотренными Маастрихтским соглашением для стран, желающих вступить в Европейский валютный союз.
Сенсацией стал, например, револьверный кредит для Португалии, предоставленный в марте 1995 года на сумму 3 млрд. немецких марок - плюс 4 базисных пункта и при плате обслуживания в размере 3,75 базисных пункта. Кроме того, в апреле 1995 года Италии, например, впервые за 15 лет был предоставлен кредит на сумму в 5 млрд. экю сроком на пять лет плюс 8 базисных пунктов и при плате за обслуживание в размере 5 базисных пунктов.
Правда сами по себе эти условия не могут покрыть издержки банков. Поэтому банки стремятся заполучить ведущие позиции в том или ином консорциуме. Дополнительные комиссионные повышают их общую прибыль от кредитных операций. Но еще важнее для них возможность интенсифицировать деловое сотрудничество с заемщиками по другим направлениям.
В результате снижения маржи, заметно удлинились сроки погашения кредитов, так как многие заемщики попытались обеспечить себе более благоприятные условия с соответствующими сроками погашения задолженности. Впервые четыре месяца 1995 года средний срок кредитов составил пять лет и десять месяцев. В 1994 году он еще составлял пять лет. В течение года эта тенденция укрепилась. Надежным заемщикам легко получить кредит и на семь лет.
Региональные аспекты на рынке еврокредитов за прошлый год не изменились. По-прежнему доминируют заемщики из ОЕСД, как и в прошлые годы. Их доля в кредитах (около 87%) оставалась неизменной до конца августа 1995 г. При этом сохранили свои позиции (54%) американские заемщики (55%-ов в 1995 году). Присутствовали на рынке и заемщики из Великобритании. На их долю приходилось II процентов кредитов (в 1995 году - 12 процентов). Примечательным был и повышенный спрос на кредиты у скандинавских стран (7% в 1994 г. и 10% в 1995 г.).
Латиноамериканские заемщики пострадали в результате кризиса доверия, вызванного падением мексиканского песо.
КредитыСША, на общую сумму 50 млрд” долларов предотвратили дальнейшее распространение кризиса. На рынке еврокредитов мексиканские заемщики получили к концу августа 1995 года только 70 млн. долларов (за тот же период прошлого года - около 1 млрд. долларов).
В этих условиях возросла и маржа по кредитам для развивающихся и пороговых стран (127 базисных пунктов на конец апреля 1995 года по сравнению с 97 базисными пунктами в предыдущем году).
Это беспокойство на какое-то время перекинулось и на финансовые рынки Юго-Восточной Азии. Но в конце концов возобладали убедительные народнохозяйственные показатели этих стран. Затраты на обслуживание долгов, то есть соотношение процентных и текущих платежей по иностранным долгам и поступлений от экспорта, только в двух странах (Индонезия и Филиппины) составляют свыше 20 процентов, а у остальных стран этого региона - ниже 10 процентов .
В этих условиях они сохранили доступ на международный кредитный рынок. Заемщики из Китая, Индонезии, Таиланда и Южной Кореи получили за первые восемь месяцев 1995 года кредиты в размере 13 млрд. долларов - по сравнению с 10 млрд. долларов за тот же период предыдущего года. Эта тенденция, видимо, сохранится. Только на финансирование проектов по совершенствованию их инфраструктуры в ближайшие десять лет потребуются средства в размере 2 трлн. долларов.
По отношению к государствам Восточной Европы западные 1 кредиторы сохранили избирательный подход при предоставлении кредитов. Наряду с заемщиками из Чехии и Венгрии ограниченный доступ к этому рынку получили Польша, Словакия и Словения. Среди этих заемщиков преобладают банки, которые могут финансироваться на все более благоприятных условиях. Что касается
России, то соглашение о порядке возврата долгов, заключенное в ноябре 1995 года с Лондонским клубом, содействует укреплению доверия инвесторов к нашей стране и представляет собой важный шаг для возвращения на международные финансовые рынки.
Примечательным феноменом стала сдержанность японских учреждений в международном финансовом бизнесе, отмечая с середины прошлого года. С начала 90-х годов японская банковская система страдает от невозврата кредитов, предназначенных для финансирования сделок с недвижимостью. Эта нестабильность усилилась в результате коммерческих потерь, понесенных банком;^л'^tl-в Нью-Йорке. На рынке еврофинансов японским заемщикам пришлось смириться с наценками, временами составлявшими до 50 базисных пунктов сверх -,.../^гг.
На рынке международных облигаций, как и в прошлом году, новых стимулов не было. Объясняется это прежде всего тем, что многие потенциальные эмитенты , учитывая низкий уровень маржи, предпочли воспользоваться еврокредитами. Отрицательно сказался и тот факт, что возможность обмена дохода от облигаций на твердые или финансовые продукты с переменным доходом на благоприятных условиях ."^^^ оказалась малопривлекательной.
Первичный рынок еврооблигаций находился под воздействием колебаний на валютном рынке и нестабильности международных процентных ставок, что в первую очередь, объясняется последствиями оживленной дискуссии поповоду введения единой европейской валюты и неадекватностью политики неких ситуаций в ряде европейских стран. Да и показатели состояния конъюнктуры в основных индустриально развитых странах (США, Германия и Япония) и уровень инфляции далеко не равнозначны. В прошедшем году рынок отличался достаточно резкими колебаниями процентных ставок
В сложившихся условиях государственные учреждения особой активности не проявляли. С начала 90-х годов они достаточно активно пользовались рынком еврокапитала, чтобы сбалансировать бюджетные дефициты или пополнить валютные резервы. Зато банки по-прежнему интенсивно использовали этот рынок, чтобы обеспечить долгосрочное рефинансирование своего кредитного бизнеса. За последние три года они расширили долю на этом рынке с 20 процентов (1992 год) до 35 процентов (конец апреля 1995 года). Наиболее активными были кредитные учреждения из Германии, Голландии и Великобритании.