Смекни!
smekni.com

Промышленное загрязнение окружающей среды в городах Тамбовской губ. начала XX в. (стр. 2 из 3)

В 1909 г. в отчете фабричного инспектора об осмотре табачной фабрики Белоусова в Моршанске говорилось: "Фабрика находилась среди жилых домов, оказывала вредное влияние не только на рабочих, но на окружающее население табачной пылью. Пыль эта в местах образования не улавливалась и к нераспространению ее не принималось никаких мер. Пыльный воздух замечен даже в том отделении, где пачки табаку укладывались в ящики. Окна в нем были заколочены. В набоечном отделении, где работало 80 женщин, приходилось около 1 сантиметра кубического содержания воздуха"17. В 1910 г. Моршанская городская управа при осмотре табачных фабрик признала необходимым, чтобы были приняты меры к устранению удушливого запаха и пыли, выделяемых табачными фабриками18. При посещении фабрики Дмитриева и Белоусова в Моршанске Городовым врачом было обращено внимание "на неудовлетворительную вытяжку пыли в отделении сортировочном и щипальном"19. Желудочные скоропреходящие боли были знакомы всем табачным работникам. Это являлось по существу их профессиональным заболеванием. Частым явлением у работников табачных фабрик были нервные расстройства от отравления никотином.

Присутствие пыли в 1910 г. было замечено губернским врачебным инспектором на маслобойном заводе в Темникове. В рапорте осмотра отмечалось: "Здание состояло из одного помещения, в котором проводилась сушка семени, просеивание остатков, размельчение, тут же находились прессы. Вентиляция была недостаточна. В печках вытяжные отверстия малы. На полу пыль, которая поднималась от земляного пола, а также от просеивания остатков"20.

Крайне неудовлетворительное состояние рабочих помещений было характерно для чугунолитейных заводов. Так, при осмотре чугунолитейного завода Шершаковой в Моршанске в 1909 г. было обращено внимание владелицы на слишком большое скопление дыма в мастерских, который выходил из железных печек21. Санитарный осмотр другого чугунолитейного заведения - завода Куншанева в Темникове - в 1910 г. показал: "Вентиляции не имелось. Воздух в сушилке был заражен вредным для дыхания угарным газом, что отрицательно влияло на рабочих"22.

Большинство фабричных построек в Тамбовской губ. было деревянными, иногда они возводились на каменном фундаменте. Все помещения были мрачны на вид, плохо освещены и грязны. В санитарном отношении общий недостаток всех фабричных зданий - сквозной ветер, из-за которого рабочие подвергались опасности простудиться. Зимой эти здания или не отапливались вовсе, или отапливались неравномерно, что пагубно отражалось на здоровье рабочих.

При вечерних и ночных работах освещение в производственных помещениях было преимущественно керосиновым, явно недостаточным, что нередко вело к ушибам и увечьям. Наилучшим обустройством в этом плане отличались новые фабрики и те, в которых проводился ремонт.

Тяжелыми были жилищные условия промышленных рабочих. В рапорте врачебного инспектора за 1915 г. об осмотре одного из заводов Тамбова записано: "На Цнинском дрожжевом заводе для рабочих девушек не было даже особого жилья. Хозяин завода помещал их в здании завода на грязном полу, с крысами. Вода для питья бралась для рабочих из р. Цны, которая была загрязнена отбросами. Внутри завода было все ветхое, что грозило развалиться"23.

Санитарный осмотр 1910 г. установил: "На кожевенном заводе Коробковых в г. Темникове проводилась окраска анилиновыми красителями в помещении для дубления, и велась заготовка товаров на кухне домовладельца, где спали рабочие"24.

Итак, для фабрик и заводов в городах Тамбовской губ., где только начинались процессы индустриализации, в начале XX в. были характерны теснота, скученность рабочих мест, плохие вентиляция и отопление помещений, недостаточное освещение цехов, грязь из-за дороговизны и сложности вывоза нечистот и отбросов. Вследствие этого большинству промышленных рабочих фабрик и заводов приходилось трудиться в антисанитарных условиях. Неизбежными следствиями индустриального воздействия на окружающую среду городов становились различные заболевания не только рабочих, но и других жителей городов. Сбросы отработанных вод в естественные водоемы приводили к тому, что часть вредных загрязнений оседала в прибрежной зоне, а часть рассеивалась в разных направлениях. В поверхностном слое в огромном количестве развивались бактерии. Все чаще появлялись патогенные бактерии, возбудители желудочно-кишечных и других заболеваний.

Использование воды из многих водных источников Тамбовской губ. в начале XX в. было возможно только при условии очистки (фильтрации), которая предусматривала удаление патогенных микроорганизмов.

В отчете Моршанского городского головы за 1905 г. указывалось: "Пользование водою из реки Цны в Моршанске было возможно, как показали анализы, лишь при условии устройства фильтров. Данное обстоятельство представляется нежелательным, так как сооружение и содержание их легло бы бременем на жителей города"25.

Акты санитарного осмотра салотопенных заводов Петина и Абоносимова в Тамбове содержали следующее заключение: "Заводы имели обыкновение выливать отработанную воду в реку. Эту воду использовали в употребление жители, в результате чего наблюдался рост заболеваний (холерой, дизентерией)"26. В том же Тамбове было отмечено вредоносное влияние отбросов мыловаренных заводов Шамонина, Крючкова и Петина на состояние Цны. Врачебным инспектором в 1909 г. было сделано заключение, что "действие этих заводов должно быть приостановлено, так как эти заводы способствовали распространению заразных болезней". В городе в этот период была эпидемия тифа 27.

Выпуск в водные источники промышленных сточных вод без предварительной очистки и использование этой воды окрестным населением городов способствовали росту желудочно-кишечных заболеваний. На здоровье населения сказывалось и действие различных промышленных запруд. В отчете моршанского городского головы за 1904 г. утверждалось: "Вода, которая застаивалась в реке Цна из-за того, что была перегорожена плотиной, отравляла воздух вредными испарениями. Они порождали малярийные заболевания"28.

В начале XX в. промышленность Тамбовской губ. стала заметным источником загрязнения воздушного бассейна. В воздух выбрасывалось большое количество углекислоты, сернистого газа и других веществ, наносящих вред природной среде и людям. Особенно остро это проявлялось там, где было сосредоточенно много фабрик и заводов. В связи с ростом промышленности и сжигания топлива промышленными предприятиями темпы расходования кислорода и накопления углекислого газа стали резко увеличиваться.

Значительную роль в загрязнении атмосферы играли табачно-махорочные фабрики. В книгах для замечаний инспекторов по промышленным заведениям от мая 1907 г. по табачным фабрикам "обращено внимание на отсутствие достаточной вентиляции, что при большом количестве рабочих и пыли являлось нежелательным"29. В 1909 г. фабричным инспектором и полицмейстером была осмотрена табачная фабрика Ковригиных в Моршанске. В документах осмотра зафиксировано: "При осмотре было замечено, что фабричная пыль находилась в помещении переработки, и при помощи вентилятора удалялась с фабрики на двор в особый ящик, из которого она свободно выходила на воздух"30.

В выписке из книги замечаний чинов фабричной инспекции от 7 марта 1911 г. о табачной фабрике Белоусова в Моршанске отмечено, что "вентиляторы у вальцевого механизма не действовали, из-за чего в помещении распространялась табачная пыль и загрязнялся воздух"31. К владельцу фабрики были предъявлены требования о недопустимости распространения пыли на окружающую среду. Однако в 1915 г. новый осмотр этой фабрики городским врачом совместно с губернским инженером показал: "В некоторых помещениях было снова пыльно, но это объяснялось тем, что выписанные электрические вентиляторы еще не были поставлены. Пыльно было в резальном отделении, так как не всюду были поставлены щиты при собирателях нарезанного табаку"32.

Выплавка чугуна сопровождался выбросом в атмосферу пыли, сернистого газа, водорода и смолистых веществ. Пыль образовывалась из металлической шихты в результате окисления руды. В акте о санитарном осмотре чугунолитейного завода Куншанева в Темникове отмечалось: "Вентиляции не имелось. Кроме того, в сушилке поддерживался огонь, отчего воздух был загрязнен вредным для дыхания угарным газом"33. При осмотре чугунолитейного завода Шершаковой в Моршанске было обращено внимание владельца на большое скопление в мастерских дыма. При таких условиях невозможно было работать без "порчи" здоровья34.

Осмотр кожевенных заводов Данилова-Скоробогатова и Коробковых в Темникове показал, что "воздух в помещении был очень тяжелый, так как с разложением органических веществ выделялась масса аммиачного газа в воздух"35.

В итоге осмотра санитарным врачом утилизационного завода Пономарева и Евсеева в Тамбове оказалось: "Двор завода содержался небрежно, трупы животных находились во дворе в открытом месте. В самом заводе имелся большой деревянный чан, наполненный внутренностями животных. Около завода валялись внутренности животных, издававшие зловоние"36.

Салотопенный завод Шамонина в Тамбове сливал жидкости, остающиеся от вытапливаемого сала и выварки костей, посреди двора. В рапорте врачебного осмотра за 1909 г. отмечалось: "От жидкости распространялось сильное зловоние. Тамбовской городской комиссией решено было закрыть завод, так как он был близок к жилым помещениям, либо содержатель должен был уничтожить запах с помощью газосжигателя"37.