Еще в середине 1990-х годов казалось, что прогнозы скептиков в отношении гармонизации учета сбываются. Ситуация резко изменилась в конце 1980-х годов, когда вопросы глобализации рынков капитала, их стабильности и устойчивости к финансовым потрясениям и, вообще, эффективности функционирования стали не только обсуждаться в теоретическом аспекте, но и были переведены в область практических действий.
Дело в том, что значимость бухгалтерских стандартов в значительной степени определяется их признанием со стороны рынков капитала. Все крупнейшие корпорации, определяющие, по сути, мировую экономику, котируют свои ценные бумаги на фондовых биржах. До настоящего времени каждая биржа выдвигает свои требования к компаниям, желающим попасть в листинг; эти требования распространяются прежде всего на состав, содержание и правила составления предоставляемой в обязательном порядке бухгалтерской отчетности. Интересы фондовых бирж опосредованно представляет Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO).
В 1989 r. IASC и IOSCO заключили соглашение о координации усилий в области гармонизации бухгалтерского учета в увязке с требованиями фондовых бирж, согласно которому предполагалось в течение ближайших лет разработать базовый набор стандартов (правил ведения учета и составления отчетности), который будет использоваться вместо национальных регулятивов при подготовке отчетности в том случае, если компания хочет попасть в листинг какой-либо фондовой биржи.
В мае 2000 г. базовый набор стандартов был утвержден; в него включено 40 стандартов, разбитых на пять групп: (а) общие стандарты; (б) стандарты, относящиеся к отчету о прибылях и убытках; (в) стандарты, относящиеся к балансу; (г) стандарты, относящиеся к отчету о движении денежных средств; (д) прочие стандарты.
Готовность к постепенному (в течение ближайшего десятилетия) переходу к базовому набору согласованных IASC и IOSCO стандартов выразили все развитые страны мира. Благодаря признанию разработок IASC со стороны международного финансового сообщества, значимость IAS резко возросла, их уже нельзя было игнорировать даже такой супердержаве, как США. Именно этим объясняется тот факт, что FASB как основной разработчик бухгалтерских регулятивов в США профинансировал проект по идентификации и описанию различий между национальными (стандарты FASB) и международными (IAS) стандартами. Объемный труд, насчитывающий более 400 страниц и содержащий описание 255 различий между двумя наборами стандартов, был опубликован в конце 1996 г. (The IASC-U.S. Comparison Project).
В России в отношении международных стандартов весьма распространено одно заблуждение. Суть его заключается в следующем. С появлением первых бизнес-контактов между российскими (советскими) и зарубежными компаниями, устанавливавшихся без участия государственных органов (середина 1980-х гг.), в отечественных бизнес-кругах постоянно муссируется призыв о необходимости перехода на международные стандарты учета. Если вначале под этими стандартами понимали IAS, то в дальнейшем их начали олицетворять с американским GAAP.
Причина такого заблуждения — в элементарной профессиональной некомпетентности менеджеров. Наслушавшись западных консультантов о том, что российская система бухгалтерского учета якобы не соответствует международной (что понимается под последней, как правило, не объясняется), что и является одной из причин «неправильного исчисления и отражения в отчетности прибыли», российские менеджеры публично ретранслируют идею о замене отечественного учета международным, в частности, пресловутым ГААПом, с сутью и содержанием которого они, как правило, знакомы, мягко говоря, весьма поверхностно. На самом деле, GAAP и IAS — это весьма различающиеся наборы регулятивов.
Совокупность регулятивов, обобщенно трактуемых как GAAP, представляет собой довольно громоздкую конструкцию. Наиболее общее определение GAAP дано в Положении № 4 «Базовые концепции и принципы учета, заложенные в основу финансовой отчетности коммерческих организаций», опубликованном в США в 1970 г.:
«Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются техническим термином, используемым в финансовом учете. GAAP представляют собой соглашения, правила и процедуры, необходимые для осуществления общепринятой учетной практики в данный момент времени. Термин «общепризнанные принципы бухгалтерского учета» включает в себя не только общие рекомендации, предназначенные для широкого использования, но также детализированные методы и процедуры. Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются условными в том смысле, что декларированная в их названии «общепризнанность» достигается скорее путем соглашения (нередко молчаливого, т. е. подразумеваемого), а не является каким-то формализованным производным некоторого набора постулатов и базовых концепций. Эти принципы были сформулированы исходя из опыта, причинности, привычек, полезности и, в значительной степени, практической необходимости.»
Что касается документов, содержащих эти принципы, то, во-первых, они многозначны как по количеству, так и по авторству и, во-вторых, взаимосвязаны. По-видимому, наибольшую известность в США получила схема С. Рубина, предложенная им в 1980 г. и названная «зданием» GAAP. В это «здание» входят более 300 документов, включающих собственно стандарты (около 130), определяющие методологию и технику учета, а также интерпретации, методические рекомендации и др. Эти регулятивы разработаны профессиональными общественными (т. е. негосударственными) организациями и носят рекомендательный характер.
Таким образом, термин «общепринятые принципы бухгалтерского учета» введен американцами и означает ни более, ни менее, как систему регулятивов бухгалтерского учета в США. Поскольку во многих странах регулирование учета в значительной степени осуществляется не правительством, а профессиональными организациями (институтами, ассоциациями и др.), аббревиатура GAAP нередко используется (неофициально) и за пределами США. В частности, термин «британский ГААП» (British GAAP) означает систему бухгалтерских регулятивов в Великобритании. В принципе в каждой стране есть свой GAAP, т. е. система регулирования методологии и практики учета, отличающаяся от своих «собратьев» в других странах в том числе и степенью участия в ее разработке профессиональных неправительственных организаций.
Поэтому интерпретация GAAP как некоей международной системы учета ошибочна, а призывы отдельных «продвинутых» менеджеров «перейти на ГААП», по меньшей мере, наивны и непрофессиональны. Если речь идет об абстрактном GAAP, то его не существует в природе.
Может показаться на первый взгляд, что МСФО и другие разработки IASC нужны лишь профессионалам-бухгалтерам; на самом деле их понимание необходимо гораздо более широкому кругу специалистов. Более того, без особого преувеличения можно утверждать, что несмотря на свое название, МСФО являются не столько бухгалтерским, сколько финансовым документом; иными словами, эти регулятивы представляют интерес не только и не столько для бухгалтеров, сколько для любых пользователей финансовой отчетности, включая участников финансовых рынков и финансистов.