Смекни!
smekni.com

Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности (стр. 3 из 4)

Приватизация предприятий ООП способствовала развитию новой систе­мы прав собственности, направленной на эффективное ведение хозяйства. Однако положительный результат от институциональных преобразований в ООП может быть достигнут только в комплексе с мерами по конверсии во­енного производства, его демонополизации, финансовой стабилизации, развитию финансовых рынков и т.д., а также при создании условий для возникновения конкурентной среды.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВАУЧЕРНОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ

ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной про­мышленности проходил в условиях общего экономического кризиса, ослож­нившегося проводимой конверсией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ООП наряду с отдельными положительными моментами (реорга­низация структуры управления предприятиями с выделением независимых подразделений и предоставлением им прав юридического лица, ослабление социальной напряженности и повышение эффективности работы отдельных предприятий) выявились и отрицательные, в том числе отказ от профиль­ной продукции (ПО "Радиан", московский радиозавод "Геперон"), ухудше­ние контроля за деятельностью предприятий, переход отдельных предприятий в собственность иностранных юридических лиц (завод "Карат" в Пен­зенской области).

Чековый (ваучерный) этап приватизации в ООП, закончившийся 1 июля 1994 г., не привел к ожидавшимся от него результатам. Скорее, он выя­вил ряд проблем, которые еще ждут своего решения.

1. Падение объемов производства и особенно спад в оборонных исс­ледованиях в результате существенного сокращения государственного обо­ронного заказа. Объемы закупаемого вооружения упали до такой степени, что, как правило, не позволяют компенсировать даже естественную убыль запасов. Доля современных образцов В и ВТ в среднем в настоящее время составляет не более 30 %. Через 10 лет, к 2006 г., она может снизиться до 3-5% (в армиях ведущих стран Запада это доля в настоящее время на­ходится в пределах 60-70% и планируется ее увеличение). В 1995 г. Оте­чественная военная авиация получила только по одному самолету Ту-160, Ту-22 МЗ, СУ-27. Впервые в истории ВВС в 1995 г. для строевых частей не заказан ни один летательный аппарат.

Если в промышленно развитых странах в результате конверсии сокра­щение военного производства обычно не превышало 5-7% в год, то в Рос­сии только в 1992 г. уровень военного производства составил 32% по от­ношению к 1991 г. В 1995 г. спад производства в оборонных отраслях был более глубоким, чем в целом по промышленности. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах в декабре 1995 г. по сравнению с со­ответствующим периодом предыдущего года сократился на 39,3%, а сначала года - на 21,1% . В то же время объем производства гражданской продук­ции в ООП уменьшился в декабре 1995 г. по сравнению с декабрем 1994 г. на 43,8% , с начала года - на 23,2%, а военной продукции соответствен­но - на 33,8 и 16,6%.

В результате наблюдается необратимое разрушение научного, произ­водственного и кадрового потенциала ООП. В то же время оборонным про­мышленным предприятиям и особенно научным организациям в условиях эко­номического кризиса невозможно выжить без предоставления в разумных пределах государственного оборонного заказа. Однако государство не вы­полняет своих обязательств. Например, ФО "Авиадвигатель" и АО "Перм­ские моторы", занятые разработкой двигателя ПС-90А для лайнеров ИЛ-96-300, Ту-204, транспортного самолета ИЛ-76 МФ в соответствии с программой развития авиационной техники до 2000 г., финансируются не более чем на 30% от требуемого объема вложений.

2. Потеря мобилизационных мощностей из-за отсутствия государственного финансирования. Предприятия, имеющие в своем составе мобили­зационные мощности, должны осуществлять финансирование последних сог­ласно заключенным договорам, в рамках которых мобилизационные мощности содержатся частично за счет средств предприятия, а частично - госу­дарства. Однако оно постоянно нарушает свои обязательства, что приво­дит к утрате мобилизационных мощностей.

3. Банкротство части акционерных (приватизированных) предприятий. При осуществлении программы приватизации предполагалось, что привати­зация и акционирование спасут оборонные предприятия от банкротства. Однако в настоящее время банкроты встречаются и среди государственных, и среди приватизированных предприятий. Федеральным управлением по де­лам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ признаны неплатежеспособными 203 предприятия, входящие в ООП, из которых 113 (более половины) - акционерные общества.

4. Отсутствие механизма контроля за использованием интеллектуаль­ной собственности при приватизации предприятий и научных организаций. Согласно нормативным документам по приватизации, интеллектуальная собственность должна оцениваться отдельно в ходе общей оценки стоимос­ти имущества, однако из-за отсутствия соответствующих механизмов и контроля за использованием интеллектуальной собственности предприятия во многих случаях этого не делали. Подобное положение нередко приводи­ло к ее разбазариванию, передаче в другие отрасли и коммерческие структуры. Большой интерес к интеллектуальной собственности российских оборонных предприятий проявляют и иностранные фирмы.

5. Разрушение научных, технологических и кооперационных связей между предприятиями в результате приватизации отдельных предприятий, объединенных в единый комплекс; ослабление научно-исследовательского потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и опытно-производственной базы. Действовавшее до недавнего времени зако­нодательство не только не открывало простора для формирования акцио­нерно-промышленных компаний и финансово-помышленных групп, но, напро­тив, даже ориентировало на разрушение ранее сложившихся прогрессивных технологических комплексов. Логика при этом была такая: вначале надо увеличить число субъектов хозяйствования, а потом они сами объединят­ся, если захотят.

Осуществляя в процессе приватизации политику демонополизации, Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельной приватизации научных организаций и промышленных предприятий, входящих в единый комплекс. Это приводило к разрушению связей между наукой и производс­твом, технологических и кооперационных связей как внутри ООП, так и между смежными отраслями. На начальном этапе приватизации были факти­чески лишены своей производственной базы крупнейшие научно-производс­твенные комплексы (ОКБ имени П.О.Сухого, АНТК имени А.Н.Туполева и др.). Аналогичная ситуация складывалась и в менее крупных объединени­ях.

6. Ослабление государственного контроля за деятельностью привати­зированных обороненных предприятий, участвующих в выполнении государс­твенного оборонного заказа. Из-за отсутствия до последнего времени за­кона о государственном оборонном заказе (он был принят Государственной думой только 24 ноября 1995 г.) не было налажено эффективное взаимо­действие органов государственного управления с приватизированными обо­ронными предприятиями. Это приводило к тому, что акционированные предприятия, вышедшие из Госкомоборонпрома, и даже предприятия, пакет акций которых был закреплен в государственной собственности, отказыва­лись от выполнения оборонного заказа из-за его невыгодности. Можно привести множество примеров невыполнения государством своих обязатель­ств в рамках государственного оборонного заказа. Так, Министерство обороны РФ заказало 7 ракетоносителей "Протон" Государственному косми­ческому научно-производственному центру имени М.В.Хруничева, но оплачен пока только 1. В целом доля государственного финансирования в общем объеме заказов объединения не превышает 6%.

7. Система ваучерной приватизации не создала эффективных собс­твенников, способных обеспечить приток необходимых инвестиций в обо­ронный комплекс. Как показал анализ, приватизация не стимулировала до­полнительные инвестиции. Количество предприятий, в которые были вложе­ны средства отечественными и зарубежными инвесторами, оказалось нич­тожно малым. Иностранные инвесторы предпочитают участвовать в создании совместных предприятий, соучредителями которых являются государствен­ные оборонные предприятия, поскольку в этом случае снижается риск по­тер вложенных капиталов.

8. Одним из нежелательных последствий проводимой приватизации предприятий является неконтролируемая скупка значительных пакетов из акций иностранными физическими и юридическими лицами, а также отечест­венными компаниями и физическими лицами, не заинтересованными в разви­тии производства. Скупая напрямую или через подставных лиц значитель­ные пакеты акций приватизированных предприятий оборонного комплекса,

иностранные фирмы стремятся к смене из руководства с тем, чтобы в пос­ледующем прекратить на них выпуск военной продукции. Приватизация в ряде случаев непосредственно подрывала безопасность России. Так, Гос­комоборонпром был вынужден потребовать от Госкомимущества РФ снятия с аукционов государственных пакетов акций ОКБ имени П.О.Сухого (Москва), являющегося базой создания новейших образцов отечественной авиационной техники. Также снимаются с аукциона государственные пакеты акций Ар­сеньевского машиностроительного завода "Прогресс" (Приморский край) и Улан-Удинского авиационного завода (Республика Бурятия).

9. Развал сложившейся социальной сферы в результате передачи объ­ектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность. Кризисное состояние экономки ООП оказало негативное влияние на всю социальную сферу, особенно в городах-заводах. В систему Госкомоборонпрома России входит более 70 городов-заводов с обособлен­ными научными и промышленными подразделениями и замкнутой социальной инфраструктурой, которая в условиях продолжающегося кризиса пострадала в наибольшей степени. Передача объектов социально-культурного и сбыто­вого назначения в муниципальную собственность в этом случае не могла способствовать сохранению данных объектов, поскольку отчисления обо­ронных предприятий в местные бюджеты незначительны. Муниципальные ор­ганы, не имея необходимых средств для поддержания социальной инфраст­руктуры, вынуждены передавать объекты социальной сферы коммерческим организациям, которые используют их не по назначению. Приватизирован­ные предприятия, не располагая достаточными средствами на содержание имеющихся у них объектов социальной сферы, также стремятся к перепро­филированию этих объектов, обеспечивающему получение прибыли.